Бюджетные зигзаги: отбита очередная попытка Минфина урезать финансирование научных фондов

5 декаб­ря 2012 года пре­зи­дент Рос­сии под­пи­сал закон о феде­раль­ном бюдже­те на 2013 год и пла­новый пери­од 2014–2015 годов. ТрВ-Нау­ка в № 113 от 25 сентя­бря уже писал об основ­ных пара­мет­рах на­учного бюд­же­та Рос­сии. Они не изме­ни­лись, но под­спуд­ная борь­ба вокруг финансирова­ния науч­ных фон­дов не ути­ха­ла и во вре­мя обсуж­де­ния про­ек­та зако­на о бюд­же­те в Думе. Напом­ню о предыс­то­рии вопро­са. Увели­чение финан­си­ро­ва­ния РФФИ и РГНФ на 2,5 млрд руб. в этом году и Указ президен­та Рос­сии № 599 от 7 мая 2012 года, устанав­ливающий, что финан­си­ро­ва­ние этих науч­ных фон­дов в 2018 году долж­но достиг­нуть 25 млрд руб. (при том, что в 2011 году фон­ды по­лучили все­го 7 млрд руб.), зафик­си­ро­ва­ли побе­ду науч­ной обще­ствен­но­сти. Вме­сто запи­сан­ных в законе о феде­раль­ном бюд­же­те на 2011 год и пла­но­вый пери­од 2012 и 2013 годов 5 млрд руб. на два фон­да в этом году они полу­чи­ли 9,5 млрд руб., и их финан­си­ро­ва­ние долж­но рас­ти и далее. Мино­бр­на­у­ки при под­го­тов­ке про­ек­та гос­про­грам­мы по раз­ви­тию нау­ки и тех­но­ло­гий так­же исхо­дил из поло­же­ний пре­зи­дент­ско­го ука­за — 25 млрд руб. на два фон­да в 2018 году. Одна­ко Мин­фин при­кла­ды­вал и продол­жает при­кла­ды­вать уси­лия, что­бы сде­лать рост финан­си­ро­ва­ния РФФИ и РГНФ более скром­ным. Посчи­тав, что Указ Пути­на каса­ется трех — РФФИ, РГНФ и фон­да Борт­ни­ка, — а не двух фон­дов, и исхо­дя при под­го­тов­ке про­ек­та зако­на о бюд­же­те на 2013 год и пла­новый пери­од 2014–2015 годов имен­но из это­го, Мин­фин насто­ял на весь­ма скром­ном росте бюд­же­та фон­дов в бли­жай­шие годы. В опуб­ли­ко­ван­ном в сере­дине сен­тяб­ря 2012 года на сай­те Мин­фи­на предваритель­ном про­ек­те зако­на о бюд­же­те было уста­новлено, что в буду­щем году финансирова­ние РФФИ и РГФ сохра­нит­ся на уровне это­го года, а к 2015 году сум­мар­ный бюд­жет фон­дов дол­жен соста­вить 13 млрд руб.

Но и это­го финан­со­во­му ведом­ству показа­лось мало. Во вне­сен­ном 28 сен­тяб­ря 2012 го­да в Думу зако­но­про­ек­те все эти циф­ры были сни­же­ны: к 2015 году бюд­жет фон­дов дол­жен был соста­вить уже 12 млрд руб., а не 13, при этом в 2013 году финан­си­ро­ва­ние каж­дого из двух фон­дов вооб­ще пред­по­ла­га­лось уре­зать на 200 млн руб., что пря­мо проти­воречило тре­бо­ва­нию пре­зи­дент­ско­го Ука­за стро­ить госу­дар­ствен­ную науч­ную поли­тику исхо­дя из необ­хо­ди­мо­сти уве­ли­че­ния финан­си­ро­ва­ния науч­ных фон­дов.

Есте­ствен­но, дей­ствия Мин­фи­на вызы­вали про­те­сты науч­ной обще­ствен­но­сти. Проф­со­юз работни­ков РАН, Обще­ство науч­ных работ­ни­ков напра­ви­ли ряд обраще­ний в орга­ны вла­сти, в кото­рых ука­зы­ва­лось на нару­ше­ние поло­же­ний Ука­за Пре­зи­ден­та Рос­сии № 599, появи­лись ста­тьи в СМИ, гово­ря­щие о том же. Пра­ви­тель­ство реши­ло пой­ти на по­пятную, в резуль­та­те в про­ект зако­на о феде­ральном бюд­же­те были вне­се­ны поправ­ки, и теперь финан­си­ро­ва­ние фон­дов не подвергнет­ся уре­за­нию в насту­па­ю­щем году, а в 2015 году РФФИ и РГНФ полу­чат-таки 13 млрд руб.

Но при­ня­тый закон о бюд­же­те все же не яв­ляется в отно­ше­нии фон­дов точ­ной копи­ей пер­воначального про­ек­та. В обра­ще­ни­ях науч­ной обще­ствен­но­сти гово­ри­лось в первую оче­редь о необ­хо­ди­мо­сти уве­ли­че­ния финан­си­ро­ва­ния РФФИ как основ­но­го науч­но­го фон­да Рос­сии, и это повли­я­ло на пози­цию пра­ви­тель­ства. В при­ня­том законе о феде­раль­ном бюд­же­те гово­рит­ся, что в 2015 году РФФИ полу­чит 11,15 млрд руб. — на 350 млн руб. боль­ше, чем пла­ни­ро­ва­лось в сере­дине сен­тяб­ря 2012 года, а РГНФ — 1,85 млрд руб., т.е. на 350 млн. руб. мень­ше.

Е.О.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: