Бюджетные зигзаги: отбита очередная попытка Минфина урезать финансирование научных фондов

5 декабря 2012 года президент России подписал закон о федеральном бюдже­те на 2013 год и пла­новый период 2014—2015 годов. ТрВ-Наука в № 113 от 25 сентя­бря уже писал об основных параметрах на­учного бюджета России. Они не изменились, но подспудная борьба вокруг финансирова­ния научных фондов не утихала и во время обсуждения проекта закона о бюджете в Думе. Напомню о предыстории вопроса. Увели­чение финансирования РФФИ и РГНФ на 2,5 млрд руб. в этом году и Указ президен­та России № 599 от 7 мая 2012 года, устанав­ливающий, что финансирование этих науч­ных фондов в 2018 году должно достигнуть 25 млрд руб. (при том, что в 2011 году фонды по­лучили всего 7 млрд руб.), зафиксировали побе­ду научной общественности. Вместо записанных в законе о федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов 5 млрд руб. на два фонда в этом году они получили 9,5 млрд руб., и их финансирование должно расти и далее. Минобрнауки при подготовке проекта госпрограммы по развитию науки и технологий также исходил из положений президентского указа — 25 млрд руб. на два фонда в 2018 году. Однако Минфин прикладывал и продол­жает прикладывать усилия, чтобы сделать рост финансирования РФФИ и РГНФ более скромным. Посчитав, что Указ Путина каса­ется трех — РФФИ, РГНФ и фонда Бортника, — а не двух фондов, и исходя при подготовке проекта закона о бюджете на 2013 год и пла­новый период 2014—2015 годов именно из этого, Минфин настоял на весьма скромном росте бюджета фондов в ближайшие годы. В опубликованном в середине сентября 2012 года на сайте Минфина предваритель­ном проекте закона о бюджете было уста­новлено, что в будущем году финансирова­ние РФФИ и РГФ сохранится на уровне этого года, а к 2015 году суммарный бюджет фон­дов должен составить 13 млрд руб.

Но и этого финансовому ведомству показа­лось мало. Во внесенном 28 сентября 2012 го­да в Думу законопроекте все эти цифры были снижены: к 2015 году бюджет фондов дол­жен был составить уже 12 млрд руб., а не 13, при этом в 2013 году финансирование каж­дого из двух фондов вообще предполагалось урезать на 200 млн руб., что прямо проти­воречило требованию президентского Ука­за строить государственную научную поли­тику исходя из необходимости увеличения финансирования научных фондов.

Естественно, дей­ствия Минфина вызы­вали протесты науч­ной общественности. Профсоюз работни­ков РАН, Общество научных работников направили ряд обраще­ний в органы власти, в которых указывалось на нарушение положений Указа Президента Рос­сии № 599, появились статьи в СМИ, говорящие о том же. Правительство решило пойти на по­пятную, в результате в проект закона о феде­ральном бюджете были внесены поправки, и теперь финансирование фондов не подвергнет­ся урезанию в наступающем году, а в 2015 году РФФИ и РГНФ получат-таки 13 млрд руб.

Но принятый закон о бюджете все же не яв­ляется в отношении фондов точной копией пер­воначального проекта. В обращениях научной общественности говорилось в первую очередь о необходимости увеличения финансирования РФФИ как основного научного фонда России, и это повлияло на позицию правительства. В принятом законе о федеральном бюджете говорится, что в 2015 году РФФИ получит 11,15 млрд руб. — на 350 млн руб. больше, чем планировалось в середине сентября 2012 года, а РГНФ — 1,85 млрд руб., т. е. на 350 млн руб. меньше.

Е.О.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: