Университет без границ

Татьяна Тартачевская

Татья­на Тар­та­чев­ская

О про­ек­те Меж­ду­на­род­но­го обра­зо­ва­тель­но­го кол­лек­ти­ва — него­су­дар­ствен­ной интер­нет-ассо­ци­а­ции пре­по­да­ва­те­лей и иссле­до­ва­те­лей (www.universitetbezgraniz.ru) рас­ска­зы­ва­ет его коор­ди­на­тор  Татья­на Тар­та­чев­ская, PhD по социо­ло­гии (Вир­гин­ский уни­вер­си­тет), пре­по­да­ва­тель социо­ло­гии в Sacred Heart University.

Газе­та ТрВ-Нау­ка и дру­гие из­дания неод­но­крат­но пыта­лись при­влечь вни­ма­ние к ситуа­ции дегра­да­ции аспи­ран­ту­ры в со­временной Рос­сии. Отме­ча­лись та­кие про­бле­мы как отсут­ствие акаде­мической мобиль­но­сти [1], обуслов­ленное прак­ти­кой набо­ра аспиран­тов кафед­ра­ми из «сво­их» студен­тов, отсут­ствие обу­ча­ю­щей аспиран­туры, т.е. невоз­мож­ность для аспи­рантов выби­рать науч­но­го руково­дителя и про­слу­ши­вать кур­сы по смеж­ным дис­ци­пли­нам или под­хо­дам. Так­же шла речь о забю­ро­кра­ти­зи­ро­ван­но­сти про­цес­са напи­са­ния дис­сер­та­ций и защит [2], сво­дя­щая их к ком­пи­ля­ции фак­тов без како­го-либо ана­ли­ти­че­ско­го или исследо­вательского ком­по­нен­та [3].

Изо­ли­ро­ван­ность наших аспи­рантов от меж­ду­на­род­ной акаде­мического сооб­ще­ства, свя­зан­ная с отсут­стви­ем у уни­вер­си­те­тов до­ступа к доро­го­сто­я­щим базам дан­ных запад­ных ака­де­ми­че­ских жур­налов, незна­ни­ем стан­дар­тов напи­сания ста­тей на англий­ском язы­ке в запад­ных рефе­ри­ру­е­мых жур­на­лах или прин­ци­пов пред­став­ле­ния до­кладов на науч­ных кон­фе­рен­ци­ях, так­же явля­ет­ся серьез­ной про­бле­мой.

Как резуль­тат, мно­гие из дис­ци­плин в рос­сий­ской ака­де­ми­че­ском сообще­стве изо­ли­ро­ва­ны от послед­них тео­рий и мето­дик в сво­ей обла­сти. Осо­бенно это замет­но в соци­аль­ных дис­циплинах, таких, как эко­но­ми­ка, поли­тическая нау­ка, социо­ло­гия, ген­дер­ные иссле­до­ва­ния, когни­тив­ная лингви­стика, пси­хо­ло­гия. Наши уче­ные, осо­бенно в гума­ни­тар­ных и соци­аль­ных дис­ци­пли­нах, фак­ти­че­ски не участву­ют в гло­баль­ном обмене зна­ни­я­ми [4]. Более того, мож­но пред­по­ло­жить, что, поми­мо послед­ствий для рос­сий­ских гума­ни­та­ри­ев, такая ото­рван­ность на­учного зна­ния ска­зы­ва­ет­ся и на дру­гих сфе­рах дея­тель­но­сти, в кото­рых задей­ство­ва­ны спе­ци­а­ли­сты с пост­дипломным обра­зо­ва­ни­ем.

Как ука­зы­ва­ли мно­гие отечествен­ные экс­пер­ты, одним из реше­ни­ем про­бле­мы про­вин­ци­а­ли­за­ции нау­ки мог­ла бы стать общая интерна­ционализация обу­че­ния в аспиран­туре, дости­га­е­мая, в част­но­сти, через «при­вле­че­ние к рабо­те с российски­ми аспи­ран­та­ми оте­че­ствен­ных уче­ных, рабо­та­ю­щих за гра­ни­цей» [5].

Тем не менее, при­ме­ры осущест­вления тако­го про­ек­та пока еди­ничны и упи­ра­ют­ся в слож­но­сти финан­со­во­го и орга­ни­за­ци­он­но­го харак­те­ра. Инте­ре­сен, напри­мер, экс­пе­ри­мен­таль­ный про­ект сете­вой аспи­ран­ту­ры, осу­ществ­ля­е­мый Санкт-Петер­бург­ским университе­том в ней­ро­био­тех­но­ло­гии, объеди­няющий аспи­ран­ту­ры 9 рос­сий­ских и 7 евро­пей­ских уни­вер­си­те­тов, сту­денты кото­рых могут ездить на ста­жировки и лек­ции в дру­гие универ­ситеты кон­сор­ци­у­ма [6]. Одна­ко та­кой про­ект доро­го­сто­ящ и ограни­чен рам­ка­ми дис­ци­пли­ны и стена­ми кон­крет­ных уни­вер­си­те­тов, т.е. не пред­по­ла­га­ет мас­со­во­го охва­та аспи­ран­тов.

Дру­гие воз­мож­ные вари­ан­ты «вли­вания» совре­мен­ных зна­ний пред­ставляют собой аль­тер­на­тив­ные об­разовательные ини­ци­а­ти­вы, такие, как пуб­лич­ные лек­ции «Полит.ру», «ПостНаука.ру» (сайт, где выклады­ваются лек­ции с извест­ны­ми иссле­дователями) или «Тео­рии и практи­ки» (сайт, объ­еди­ня­ю­щий информа­цию о попу­ляр­ных науч­ных событи­ях в раз­ных горо­дах Рос­сии). Подоб­ные про­ек­ты, тем не менее, не пред­ставляют систе­ма­ти­че­ско­го обзо­ра дис­ци­плин, не предо­став­ля­ют сту­дентам воз­мож­но­сти сотруд­ни­чать с пре­по­да­ва­те­ля­ми в сов­мест­ной рабо­те над тем или иным про­ек­том.

Про­ект «Уни­вер­си­тет без гра­ниц» пыта­ет­ся пред­ло­жить свое реше­ние про­бле­мы отсут­ствия ака­де­ми­че­ской мобиль­но­сти у аспи­ран­тов Рос­сии и дру­гих стран быв­ше­го СССР. Мы пред­ла­га­ем ака­де­ми­че­ские онлайн семи­на­ры по совре­мен­ным науч­ным дис­ци­пли­нам. Наши препода­ватели — рус­ско­языч­ные исследова­тели, рабо­та­ю­щие в запад­ных уни­верситетах, а так­же пре­по­да­ва­те­ли, рабо­та­ю­щие на тер­ри­то­рии бывше­го Сою­за и инте­гри­ро­ван­ные в гло­баль­ную ака­де­мию.

Содер­жа­тель­но пред­ла­га­е­мые кур­сы постро­е­ны на пред­став­ле­нии акту­аль­ной про­бле­ма­ти­ки в той или иной дисциплине/​подходе. Препо­даватели зна­ко­мят сту­ден­тов с ма­териалами, пред­став­ля­ю­щи­ми по­следние науч­ные дис­кус­сии в той или иной обла­сти. Вме­сте с тем, вла­дея рус­ским язы­ком, они могут слу­жить моде­ра­то­ра­ми меж­ду аспиран­тами и новой для них информаци­ей на англий­ском язы­ке. Кур­сы так­же вклю­ча­ют интер­ак­тив­ный фор­мат — напри­мер, кол­лек­тив­ную ра­боту участ­ни­ков над тем или иным иссле­до­ва­тель­ским про­ек­том, инди­видуальную рабо­ту пре­по­да­ва­те­ля и сту­ден­та над сов­мест­ным проек­том с при­це­лом на пуб­ли­ка­цию в рефе­ри­ру­е­мом жур­на­ле, обсужде­ние участ­ни­ка­ми кур­са сво­их ра­бот. Резуль­та­том посе­ще­ния тако­го кур­са могут стать новые свя­зи аспи­рантов с кол­ле­га­ми в их обла­сти в раз­ных стра­нах, уча­стие в между­народных кон­фе­рен­ци­ях, публика­ции в жур­на­лах или кол­лек­тив­ных моно­гра­фи­ях.

В дан­ный момент пред­ла­га­ют­ся кур­сы по при­клад­ной линг­ви­сти­ке, мате­ма­ти­че­ской био­ло­гии, полити­ческой нау­ке, социо­ло­гии интерне­та, мето­дам иссле­до­ва­ния интер­нет-тек­стов и визу­аль­ных мате­ри­а­лов. В сле­ду­ю­щем семест­ре мы пла­ни­ру­ем доба­вить кур­сы по эко­но­ми­ке, ген­дер­ным иссле­до­ва­ни­ям, социоло­гии мигра­ции, иссле­до­ва­ни­ям со­циальных сетей и музы­ко­ве­де­нию (musicology). Кро­ме того, мы плани­руем регу­ляр­но пред­ла­гать курс по ака­де­ми­че­ско­му пись­му — для всех, кто хотел бы пуб­ли­ко­вать свои ра­боты на англий­ском язы­ке и/​или в рефе­ри­ру­е­мых жур­на­лах. Заня­тия начи­на­ют­ся в нояб­ре это­го года. В насто­я­щий момент семи­на­ры пред­лагаются бес­плат­но.

Про­ект при­гла­ша­ет к сотрудни­честву всех заин­те­ре­со­ван­ных лиц. Если вы зани­ма­е­тесь академиче­ской рабо­той и хоте­ли бы предло­жить курс на нашем сай­те, присы­лайте ваш запрос по адре­су info@universitetbezgraniz.ru. Мы пригла­шаем пре­по­да­ва­те­лей раз­ных дис­циплин. Основ­ной кри­те­рий уча­стия в нашем про­ек­те — нали­чие публи­каций в peer reviewed изда­ни­ях.

Уни­вер­си­тет без гра­ниц, конеч­но, не решит всех про­блем постсовет­ской аспи­ран­ту­ры. Тем не менее мы наде­ем­ся, что эта обра­зо­ва­тель­ная сеть смо­жет создать дополнитель­ное про­стран­ство для сов­мест­ной рабо­ты рус­ско­языч­ных исследова­телей из раз­ных стран и дис­ци­плин.

1. Деми­на Н. 2009. Обу­ча­ю­щая аспи­ран­ту­ра: pro I contra, http://trv-science.ru/2009/07/21/obuchayushhaya-aspirantura/

2. Винер Б.Е., Мар­ков А. Р. http://old.jourssa.ru/2005/3/5aViner.pdf

3. Ени­ке­е­ва А. Сред­няя аспи­ран­ту­ра по боль­ни­це. www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=35896

4. Ени­ке­е­ва А. Про­бле­мы рос­сий­ской аспи­ран­ту­ры. www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=34750

5. Литой А. Пол­то­ры тыся­чи руб­лей и две гвоз­ди­ки. http://trv-science.ru/2009/06/23/poltory-tysyachi-rublej-i-dve-gvozdiki/

6. Мура­вье­ва М. Аспи­ран­ту­ра в аспи­ран­ту­ре. www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=46000

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , ,

 

2 комментария

  • vlad1950:

    дегра­да­ция аспи­ран­ту­ры в со­временной Рос­сии есть отра­же­ние дегра­да­ции стра­ны в целом в ходе бур­жуй­ских реформ кото­рое ника­ки­ми подел­ка­ми- само­дел­ка­ми типа поле­вых ун-тов не испра­вить раз­ру­ше­ние фун­да­мен­таль­ное сплош­ное кот­рое пияв­ка­ми не лечит­ся

  • vlad1950:

    ха ха пуб­лич­ные лек­ции раз­вле­ку­ха типа «Полит.ру заме­нят систем­ное обра­зо­ва­ние

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com