Идеология, филология и многое другое

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

В издательстве «Новое литературное обозре­ние» недавно вышел двухтомник П. А. Дру­жинина «Идеология и филология. Ленин­град. 1940-е годы. Документальное исследо­вание». Филология в данном случае отсылает нас к судьбе ленинградской школы филоло­гии – прежде всего, к судьбам тех, кто соста­вил ее славу и гордость, – это Б. М. Эйхенбаум, М. К. Азадовский, Г. А. Гуковский, В. М. Жирмун­ский, В. Я. Пропп.

Пётр Александрович Дружинин, известный источниковед, собрал, структурировал и откоммен­тировал архивные и опубликованные данные, свя­занные с «идеологическими» гонениями в 40-х го­дах ХХ века – гонениями, коснувшимися не толь­ко советской филологии, не только науки и даже не только культуры, но и жизни в стране в целом.

Документальное исследование Дружинина с трудом уместилось в два тома, набранных мел­ким шрифтом, общим объемом примерно 81 пе­чатный лист. Я настоятельно советую всем нерав­нодушным к истории нашей страны прочитать хотя бы первый том: содержание этой работы существенно шире, чем анализ событий, связан­ные с разгромом ленинград­ской школы филологии.

Нам пред­ставлены мате­риалы несколь­ких идеологи­ческих кампаний 40-х годов, после­довательно уничтожавших в нашей стра­не научное и культур­ное творчество, причем в разных сферах – от  музыки до генетики, от медицины до философии. Будучи собраны под одной обложкой, тексты докумен­тов и рассказ о связанных или инспирированных эти­ми текстами событиях произ­водят впечатление тотального безумия и всеобщего одичания.

П. А. Дружинин «Идеология и филология. Ленинград. 1940-е годы. Документальное исследование»
.

Первая глава – «Большая идео­логия» – занимает почти 200 стра­ниц и служит введением к исследо­ванию в целом. В ней дается обзор важнейших «идеологических» По­становлений ЦК, начиная с 1943 года, включая и те, что имели характер «циркулярных писем», т.е. не публиковались в открытой печати, а рассыла­лись по спискам «заинтересованным лицам» и ор­ганизациям. Так мы узнаем, например, что атака на Зощенко в связи с его повестью «Перед вос­ходом солнца» началась еще зимой 1943 года.

Дальше следует анализ соответствующих доку­ментов и постановлений о философии, об исто­рической науке, о журналах «Звезда» и «Ленин­град», о кино, о репертуаре драматических теа­тров, а также рассказ о «деле Клюевой – Роскина», описание разгрома музыки и музыкальных критиков, биологии и генетики.

И, наконец, кампания по борьбе с космополи­тизмом, принявшая уже открыто антисемитский характер в редакционной статье «Правды» «Об одной антипатриотической группе театраль­ных критиков» (номер от 28 января 1949 года). Антисемитская подоплека этого постановления и «артподготовка» к нему автором освещена в основных чертах .Завершает главу 1 раздел «Го­сударственный антисемитизм под прикрытием» (более подробно об этом см. труды Геннадия Костырченко, в частности: «Тайная политика Стали­на. Власть и антисемитизм» – М.: «Международ­ные отношения», 2003; «Сталин против „космо­политов“. Власть и еврейская интеллигенция в СССР» – М.: РОССПЭН, 2010).

В следующих главах Дружинин сосредоточил­ся на событиях в Ленинграде – на филфаке ЛГУ, в Пушкинском Доме и связанных с этими центрами учреждениях. Заключает исследование глава 7 -«Действующие лица и исполнители» – с под­разделами «Жертвы», «Герои» и «Pоst scriptum».

Итак, сюжетный центр исследования – это исто­рия разгрома ленинградской школы литерату­роведения и фольклористики, причем нам рас­скажут и о гонимых, и о гонителях, а также и об «осторожных» и «пережидавших».

Для адекватного пони­мания идеологических кам­паний 40-х годов – в том числе карательной кам­пании, известной как «Ленинградское дело», – су­щественно знать, что вообще представляла со­бой жизнь в опустошенном блокадой Ленинграде. Поэтому особое внимание автор уделил обще­му положению в городе во время блокады и по­сле нее, а также самому «Ленинградскому делу». Ведь ректором ЛГУ и, тем самым, весьма влия­тельной фигурой в советской образовательной и культурной политике долгое время был А. А. Воз­несенский, родной брат Н. А. Вознесенского – вид­ного советского политического деятеля, избран­ного Сталиным на роль лидера мифической ле­нинградской «оппозиции».

Чтобы читатель мог представить себе масштаб источниковедческой базы исследования Дружи­нина, кратко скажу о типах документов, обследо­ванных автором. Это и разнообразные печатные источники – и тут самое время упомя­нуть сборники серии «Россия. ХХ век. Документы», инициированной в свое время А. Н.Яковлевым, и серию «До­кументы советской истории». Это и периодика – журналы, газеты, в том числе «многотиражки». Издава­лись и стенограммы совещаний ЦК, выступления крупных пар­тийных деятелей, а также лек­ции Всесоюзного общества по распространению поли­тических и научных знаний. Позже издавалась и пере­писка тех лет – в частно­сти, бесценным памятни­ком эпохи является из­данная в 1998 году пе­реписка М. К. Азадовского и Ю. Г. Оксмана. Есть и мемуарные источники. К сожа­лению, в рукопи­си остаются по­истине бесцен­ные «Записки» О. М. Фрейденберг, которые были автору предо­ставлены Н. В. Брагинской; Дружинин их обильно цитирует. Особенно красноречивы печатные ма­териалы с грифом «Секретно», подлежащие, как известно, уничтожению по прошествии опреде­ленного времени. Но и они, как оказалось, ино­гда «не горят». Например, в частном собрании уцелел экземпляр справочника 1930 года «На­учные кадры ВКП(б)».

Неопубликованные источники также были об­следованы автором со всевозможной полнотой. Это документы высших органов власти – госу­дарственных и партийных; это служебные ин­струкции и директивные материалы, отложив­шиеся в фондах учреждений и личных фондах. И это, например, тексты новостных выпусков ле­нинградского радио, сохраненные уже на маг­нитных носителях и – что совсем поразитель­но – не подвергшиеся чистке в связи с «Ленин­градским делом»!

Есть и неизданные дневниковые и мемуарные записи и т.д. Весьма значимы комментарии ав­тора, касающиеся сегодняшней доступности ар­хивных материалов. «Введение» к исследова­нию красноречиво свидетельствует о том, что если вы профессионально заняты реконструк­цией нашего недавнего прошлого, то лучше по­спешить, поскольку архивы становятся всё ме­нее и менее доступны даже для исследователя с поручительствами и регалиями.

Что касается основного текста труда П. А. Дру­жинина, то я бы считала необходимым внести эту работу в список «обязательных». Обязательных для всех, кто сдает вузовский экзамен по исто­рии СССР, да и любой квалификационный экзамен, предполагающий общие знания о русской куль­туре в целом, включая историю советской науки. Учащиеся 11-х классов, на мой взгляд, с боль­шой пользой для себя могли бы прочитать хотя бы главу 1 данного труда – «Большую идеоло­гию». Без представления об описанных там «Постановлениях…» и эпизодах борьбы то с писате­лями и поэтами, то с генетикой, то с композито­рами понимание истории СССР – а также исто­рии России – будет весьма неполным.

Подписаться
Уведомление о
guest

3 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Hmelnikov
Hmelnikov
11 года (лет) назад

Я вырос в малограмотной семье, потому долго не мог понять суть советской системы.
Пока однажды не дошло: суть системы-бери больше и кидай дальше при условии, что фонд зарплаты не меняется.
Ну, а поскольку экономической заинтересованности трудиться не было, нужна была атмосфера тотального страха.
Если не было причин-выдумывали поводы.
Типа… да любых типов.
Пародийные отрыжки этой системы в наше время представлены в виде путинизма.
Вне всякого сомнения, свободное общество Америки вздрогнет от страха перед делом Димы Яковлева.:))
Мальчишку, действительно, жаль.
И я его приёмных родителей отнюдь не защищаю.
Но где были наши защитники справедливости раньше?
Время пародий…

Что касается сталинизма, то без обсуждения его предтечи, лениниза, нам явления до конца не понять.
Разве Ленин не является жестоким убийцей не только российской интеллигенции, но и просто детей?
Разве маршал Тухачевский не является породением ленинизма?

Владимир
11 года (лет) назад
В ответ на:  Hmelnikov

Является ли Тухачевский порождением ленинизма?
Отчасти да. Но он и порождение бонапартизма, а ещё раньше – цезаризма.

Но почему маршал воспринял именно их (цезаризм-бонапартизм-ленинизм), а не, например, “Непротивление…” Л.Толстого?
Да потому, что таким уродился, и в такую среду попал!
В человеке есть отрицательная и положительная духовность. Система воспитания, сложившееся мировоззрение определяют каким путём по жизни пойдёт человек: будет ли он вести борьбу со своей отрицательной духовностью или потакать (служить) ей…

Владимир
11 года (лет) назад

О том какое мировоззрение должно быть у современного человека вы можете узнать здесь:
http://otkpblto.ru/index.php?showtopic=5485&st=0

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...