- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

На злобу дня

Редак­ция ТрВ-Нау­ка обра­ти­лась к дей­ству­ю­щим уче­ным с прось­бой про­ком­мен­ти­ро­вать новость о соз­дании кафед­ры тео­ло­гии в МИФИ и реак­цию научно­го сооб­ще­ства на это собы­тие. Пуб­ли­ку­ем поступив­шие откли­ки.

Вале­рий Аджи­ев, выпуск­ник МИФИ, стар­ший науч­ный сотруд­ник Бри­тан­ско­го наци­о­наль­но­го цен­тра ком­пью­тер­ной Ани­ма­ции при уни­вер­си­те­те Бор­н­му­та:

Сама по себе новость о созда­нии кафед­ры тео­ло­гии в МИФИ не кажет­ся мне такой уж из ряда вон выхо­дя­щей. В прин­ци­пе, та­кого рода кафед­ры издав­на функ­ци­о­ни­ру­ют во мно­гих запад­ных уни­вер­си­те­тах, в том чис­ле самых элит­ных и даже с тех­ни­че­ским укло­ном. Если дея­тель­ность кафед­ры будет носить науч­ный, об­разовательный, про­све­ти­тель­ский харак­тер (как это и долж­но в свет­ском вузе), при­чем на осно­ве прин­ци­па сугу­бой доброволь­ности со сто­ро­ны сту­ден­тов — то это может быть толь­ко на поль­зу.

Про­бле­ма в том, что эту новость невоз­мож­но вос­при­ни­мать вне зна­чи­тель­но более обще­го, чем один отдель­ный уни­вер­си­тет, кон­текста. В кото­ром совер­шен­но ясно про­смат­ри­ва­ет­ся союз вла­стей и РПЦ в наступ­ле­нии на граж­дан­ское обще­ство в его современ­ном (а не фун­да­мен­та­лист­ски-тра­ди­ци­о­на­лист­ском) пони­ма­нии. Отсю­да и опа­се­ния, что дея­тель­ность откры­ва­е­мой в МИФИ кафе­дры будет носить мис­си­о­нер­ский, что­бы не ска­зать — агрес­сив­но-мис­си­о­нер­ский харак­тер. Неко­то­рые даже гово­рят об опас­но­сти инсти­ту­а­ли­за­ции «атом­но­го пра­во­сла­вия» по лека­лам ислам­ско-иран­ско­го про­ек­та. Лич­но я пола­гаю, что тако­го рода опас­но­сти пре­уве­ли­че­ны — при том, что отход от «свет­ской» пода­чи пред­мета и от ней­траль­но­сти по отно­ше­нию ко всем миро­вым рели­гиям вполне, на мой взгляд, веро­я­тен.

Пола­гаю, одна­ко, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство посту­па­ю­щих в МИФИ склон­ны к науч­но-инже­нер­но­му мыш­ле­нию, кото­рое мо­жет сосу­ще­ство­вать с верой, но обыч­но несов­ме­сти­мо с религи­озным фана­тиз­мом. В свое вре­мя мы в МИФИ бла­го­по­луч­но пе­режили кур­сы исто­рии КПСС и науч­но­го ком­му­низ­ма (с науч­ным же ате­из­мом), более того, «изу­че­ние» этих пред­ме­тов очень даже спо­соб­ство­ва­ло осмыс­ле­нию и при­я­тию идей, про­ти­во­по­лож­ных тем, кото­рые в нас пыта­лись вбить. Думаю, что агрес­сив­ная пода­ча пра­во­сла­вия сту­ден­там спо­соб­на при­ве­сти к ана­ло­гич­ной реак­ции.

А опа­се­ния лич­но у меня такие. Пер­вое: по фак­ту мы видим, что рели­гия в дан­ный кон­крет­ный исто­ри­че­ский момент часто разъ­единяет людей. С одной сто­ро­ны, вполне мож­но ожи­дать возник­новения «дру­жи­ны» актив­но веру­ю­щих сту­ден­тов, кото­рые могут пытать­ся цен­зу­ри­ро­вать инте­рес дру­гих сту­ден­тов к современ­ной куль­ту­ре, осо­бен­но с экс­тре­маль­ны­ми (по фундаменталист­ским поня­ти­ям) осо­бен­но­стя­ми (что в сту­ден­че­стве есте­ствен­но и что МИФИ все­гда было). С дру­гой сто­ро­ны, неиз­беж­но появле­ние сре­ди сту­ден­тов пас­си­о­нар­ных ате­и­стов (их голос уже слы­шен). Я не уве­рен, что тако­го рода напря­жен­ность (возникнове­ние кото­рой веро­ят­но) будет на поль­зу нор­маль­но­му функциони­рованию уни­вер­си­те­та.

Вто­рое: инте­рес­но, про­счи­ты­ва­ло ли руко­вод­ство МИФИ воз­можную реак­цию буду­щих аби­ту­ри­ен­тов и их роди­те­лей. Тради­ционно в МИФИ посту­па­ют дети науч­но-тех­ни­че­ской интеллиген­ции, зна­чи­тель­ная часть кото­рой не при­ни­ма­ет новей­шие прояв­ления смыч­ки госу­дар­ства и РПЦ. Я уж не гово­рю о тех предста­вителях наци­о­наль­ных мень­шинств (не обя­за­тель­но привержен­цев иных рели­гий), кото­рые могут вос­при­нять такое гром­ко про­зву­чав­шее появ­ле­ние тео­ло­ги­че­ской кафед­ры с пра­во­слав­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми-пре­по­да­ва­те­ля­ми как сиг­нал о том, что дан­ный вуз — не для всех, а для рус­ских.

Андрей Ростов­цев, выпуск­ник МИФИ, докт. физ.-мат. наук, зав. лабо­ра­то­рии физи­ки эле­мен­тар­ных частиц ИТЭФ:

Сама по себе идея созда­ния кафед­ры тео­ло­гии в университе­те не вызы­ва­ет аллер­гии. Во мно­гих запад­ных уни­вер­си­те­тах ка­федры и целые факуль­те­ты тео­ло­гии дав­но суще­ству­ют. Доста­точ­но ска­зать, что феде­раль­ный министр обра­зо­ва­ния и исследова­ний Гер­ма­нии Анне­та Шван полу­чи­ла като­ли­че­ское обра­зо­ва­ние в Бонн­ском и Дюс­сель­дорф­ском уни­вер­си­те­тах и явля­ет­ся почет­ным про­фес­со­ром на кафед­ре като­ли­че­ской тео­ло­гии в Свобод­ном уни­вер­си­те­те Бер­ли­на.

В кон­крет­ном же кон­тек­сте МИФИ и воин­ству­ю­щей РПЦ но­вая кафед­ра тео­ло­гии у здра­во­мыс­ля­щих людей вызы­ва­ет толь­ко нега­тив­ную реак­цию. Сра­зу воз­ни­ка­ет пара наив­ных вопро­сов. У МИФИ нет дру­гих, более важ­ных про­блем? И зачем мар­тыш­ке очки? Послед­нее пояс­ню. В том же Сво­бод­ном Бер­лин­ском уни­верситете курс като­ли­че­ской тео­ло­гии чита­ют в рам­ках более об­щего исто­ри­ко-куль­ту­ро­ло­ги­че­ско­го раз­де­ла зна­ний. Одновремен­но с като­ли­че­ской пред­ла­га­ет­ся и про­те­стант­ская тео­ло­гия, а так­же курс обще­го рели­гио­ве­де­ния. В Прин­стоне курс тео­ло­гии вклю­чает в себя боль­ше заня­тий по исла­му и ран­ним куль­там Среди­земноморья, чем по хри­сти­ан­ству. То есть к рели­гии в цивилизо­ванном мире отно­сят­ся как к нау­ке и кур­сы по тео­ло­гии чита­ют в основ­ном вполне свет­ские про­фес­со­ра, а не епи­ско­пы.

В тех­ни­че­ском вузе ново­об­ре­тен­ная узко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная кафед­ра по пра­во­сла­вию с мит­ро­по­ли­том Илла­ри­о­ном во гла­ве выгля­дит как выко­ло­тая точ­ка, вне циви­ли­за­ци­он­но­го контек­ста. Воз­мож­но, в обмен на раз­ме­ще­ние у себя тео­ло­ги­че­ской ка­федры МИФИ полу­чил какие-то вполне свет­ские пре­фе­рен­ции. Ну, дай-то Бог.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи