- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Обращение «о необходимости повышения базовых окладов профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и технического персонала государственных вузов»

В адми­ни­стра­цию Пре­зи­ден­та РФ
В Пра­ви­тель­ство РФ
В Пре­зи­дент­ский Совет по нау­ке и обра­зо­ва­нию
В Коми­тет Госу­дар­ствен­ной Думы по обра­зо­ва­нию
В Коми­тет Госу­дар­ствен­ной Думы по нау­ке и нау­ко­ем­ким тех­но­ло­ги­ям

Обра­ще­ние
«о необ­хо­ди­мо­сти повы­ше­ния базо­вых окла­дов про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва, науч­ных сотруд­ни­ков и тех­ни­че­ско­го пер­со­на­ла госу­дар­ствен­ных вузов»

В послед­нее вре­мя руко­вод­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции про­воз­гла­шен ряд амби­ци­оз­ных задач — модер­ни­за­ция, рост про­из­вод­ства высокотехно­логичной про­дук­ции, «вто­рая инду­стри­а­ли­за­ция», избав­ле­ние от сырье­вой зави­си­мо­сти и др. Для их реа­ли­за­ции необ­хо­ди­мы ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ка­дры, за под­го­тов­ку кото­рых отве­ча­ет выс­шая шко­ла. Рос­сий­ские вузы пока еще спо­соб­ны обес­пе­чи­вать каче­ствен­ное базо­вое обра­зо­ва­ние, осо­бен­но в обла­сти есте­ствен­ных наук, инфор­ма­ти­ки и мате­ма­ти­ки, одна­ко многолет­няя тен­ден­ци­ях к дегра­да­ции до сих пор не пре­одо­ле­на. Меж­ду­на­род­ные рей­тин­ги луч­ших рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов пони­жа­ют­ся на про­тя­же­нии несколь­ких послед­них лет.

Мы счи­та­ем, что эти нега­тив­ные тен­ден­ции зако­но­мер­ны и обуслов­лены в первую оче­редь крайне низ­ким уров­нем зар­плат про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва (ППС), науч­ных сотруд­ни­ков, а так­же вспомо­гательного пер­со­на­ла. Так, в госу­дар­ствен­ных вузах, с уче­том допла­ты за уче­ную сте­пень базо­вый оклад состав­ля­ет 10 000–12 000 руб. для доцен­та со сте­пе­нью кан­ди­да­та наук, 15 000–22 000 руб. — для про­фес­со­ра со сте­пе­нью док­то­ра наук; для пре­по­да­ва­те­лей без сте­пе­ни и тех­ни­че­ско­го пер­со­на­ла окла­ды ниже в пол­то­ра-два раза. При этом нагруз­ка на препо­давателей, рабо­та­ю­щих в соот­вет­ствии с ква­ли­фи­ка­ци­он­ны­ми требовани­ями Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки (МОН), весь­ма вели­ка и вклю­ча­ет в себя под­го­тов­ку и про­ве­де­ние ауди­тор­ных заня­тий (лек­ци­он­ных, семи­нарских, кон­троль­ных меро­при­я­тий), раз­ра­бот­ку учеб­но-мето­ди­че­ских посо­бий, в том чис­ле с исполь­зо­ва­ни­ем совре­мен­ных муль­ти­ме­дий­ных средств, орга­ни­за­цию и руко­вод­ство науч­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми студен­тов и аспи­ран­тов, пред­став­ле­ние резуль­та­тов иссле­до­ва­ний в науч­ной пе­риодике, индек­си­ру­е­мой в меж­ду­на­род­ных базах дан­ных, а так­же воспи­тательную дея­тель­ность.

Несмот­ря на высо­кий уро­вень тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ля­е­мых к ППС, ба­зовый оклад пре­по­да­ва­те­ля вуза без сте­пе­ни (а в ряде реги­о­нов и со сте­пенью) суще­ствен­но ниже, чем у учи­те­ля сред­ней шко­лы. При этом даже в Укра­ине и в Бело­рус­сии базо­вый оклад доцен­та со сте­пе­нью бли­зок к сред­ней зар­пла­те в этих стра­нах; в Рос­сии же он вдвое ниже сред­ней за­работной пла­ты. Инди­ви­ду­аль­ные над­бав­ки, за счет кото­рых руко­вод­ство вузов отчи­ты­ва­ет­ся о повы­ше­нии сред­ней зара­бот­ной пла­ты, на практи­ке уста­нав­ли­ва­ют­ся неко­то­рой части ППС за допол­ни­тель­ную к основ­ной рабо­ту и не заме­ня­ют уве­ли­че­ние базо­во­го окла­да. Кро­ме того, даже в веду­щих вузах зна­чи­тель­ная часть ППС полу­ча­ет лишь базо­вый оклад, не имея упо­мя­ну­тых над­ба­вок. В этих усло­ви­ях вряд ли может быть ре­шена зада­ча вхож­де­ния пяти рос­сий­ских вузов в первую сот­ню между­народных рей­тин­гов, постав­лен­ная в Ука­зе Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­дерации от 7 мая 2012 года.

На засе­да­нии Пра­ви­тель­ства РФ 20 сен­тяб­ря 2012 года министр финан­сов А.Г. Силу­а­нов сооб­щил, что в соот­вет­ствии с пору­че­ни­ем Президен­та РФ его ведом­ство выде­лит сред­ства на повы­ше­ние зара­бот­ной пла­ты про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­му соста­ву. Одна­ко име­ет зна­че­ние не толь­ко выде­ля­е­мая сум­ма, но и спо­соб ее рас­пре­де­ле­ния.

Мы счи­та­ем, что допол­ни­тель­ные сред­ства, выде­ля­е­мые вузам, следу­ет напра­вить исклю­чи­тель­но на повы­ше­ние базо­вых окла­дов (не сред­ней зар­пла­ты) без уве­ли­че­ния дей­ству­ю­щих норм вне­а­уди­тор­ной и ауди­тор­ной педа­го­ги­че­ской нагруз­ки. В каче­стве ори­ен­ти­ра может быть выбран базо­вый оклад доцен­та со сте­пе­нью кан­ди­да­та наук, кото­рый, в духе предложе­ний Пре­зи­ден­та РФ, дол­жен соот­вет­ство­вать сред­ней зар­пла­те по реги­о­ну. Пред­ла­га­е­мая мера — необ­хо­ди­мое усло­вие удер­жа­ния квалифицирован­ных кад­ров в вузах, сохра­не­ния каче­ства выс­ше­го обра­зо­ва­ния, вовлече­ния ППС в актив­ную науч­ную рабо­ту.

Опа­се­ния, что при этом часть средств полу­чат вузы, не обес­пе­чи­ва­ю­щие долж­ный уро­вень обра­зо­ва­ния, несо­сто­я­тель­ны, посколь­ку при надлежа­щей рабо­те МОН доля таких учеб­ных заве­де­ний долж­на быть мала. Важ­но под­черк­нуть, что повы­ше­ние базо­вых окла­дов ППС — не то же самое, что повы­ше­ние сред­ней зар­пла­ты. Напро­тив, име­ет­ся опас­ность, что при фор­мальном отно­ше­нии руко­вод­ства вузов повы­ше­ние сред­ней зар­пла­ты бу­дет достиг­ну­то за счет сокра­ще­ния сов­ме­сти­те­лей, рабо­та­ю­щих на непол­ной став­ке (в том чис­ле сотруд­ни­ков РАН, спо­соб­ству­ю­щих повы­ше­нию уров­ня уни­вер­си­тет­ской нау­ки), уве­ли­че­ния нагруз­ки на остав­ших­ся пре­подавателей, повы­ше­ния дохо­дов адми­ни­стра­ции, а так­же дру­ги­ми спосо­бами, не веду­щи­ми к повы­ше­нию каче­ства пре­по­да­ва­ния.

В свя­зи c выше­ска­зан­ным мы тре­бу­ем напра­вить допол­ни­тель­ные сред­ства, выде­ля­е­мые вузам в соот­вет­ствии с пору­че­ни­ем Пре­зи­ден­та РФ, на суще­ствен­ное уве­ли­че­ние базо­вых окла­дов ППС, науч­ных сотруд­ни­ков и вспо­мо­га­тель­но­го пер­со­на­ла госу­дар­ствен­ных вузов.

На момент под­пи­са­ния номе­ра в печать — око­ло 300 под­пи­сей. http://onr-russia.ru

Обра­ще­ние при­ня­то Сове­том ОНР 4 октяб­ря 2012 года, про­то­кол № 14.

Со-пред­се­да­те­ли Сове­та ОНР:

Д.И. Дья­ко­нов,
док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, зам. руко­во­ди­те­ля Отде­ле­ния Петер­бург­ско­го инсти­ту­та ядер­ной физи­ки

А.Л. Фрад­ков,
док­тор тех­ни­че­ских наук, зав. лабо­ра­то­ри­ей Инсти­ту­та про­блем маши­но­ве­де­ния РАН

Б.Е. Штерн,
док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, веду­щий науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та ядер­ных иссле­до­ва­ний РАН

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи