Норные песни

Женщины любят ушами. Это утверждение редко оспаривают, но справедливо оно по большей части для людей. Особей женского пола, принадлежащих к другим видам, обмануть труднее. Выбирая партнера, они оценивают в первую очередь его физические кондиции и способность обеспечить еду и безопасность будущему потомству. Впрочем, некоторые виды птиц и бесхвостых амфибий извлекают необходимую информацию именно из песен. Один из таких видов — музыкальные лягушки Эмей (Babina dauchina).

Музыкальная лягушка Эмей – эндемичный вид, обитающий на юго-западе Китая, на высоте от 1000 до 1800 м, во влажном и теплом климате. Свое название они получили от горы Эмей в провинции Сычуань. В. dauchina живут на заросших травой и кустарником берегах водоемов. Это небольшие лягушечки длиной 4-5 см. В сезон размножения самец выкапывает норку в жидкой береговой грязи; она имеет форму котелка,ее глубина и максимальная ширина составляют около 6 см, а диаметр входа – примерно 3 см, на дне плещется вода. В норку приходит самка, там же происходит спаривание, развитие кладки и взросление головастиков. Всё хорошо, есть только одна сложность. Входы в норки обычно закрыты травой и листьями, да еще самец обычно сидит внутри, поэтому лягушки, чтобы встретиться, непременно должны перекликаться. Самцы квакают, сидя в норках или рядом с ними.Так они одновременно и самку приманивают, и защищают жилище от посягательств соседей. Собственно, издаваемые ими звуки нельзя назвать кваканьем в общепринятом смысле. Кажется, что кто-то дергает за струны восточного музыкального инструмента. Недаром местные жители называют B. dauchina волшебным музыкантом, а ее первое латинское название было – Rana musica.

Итак,самка лягушки Эмей, не видя самца, идет на голос и попадает прямо в норку. Тут уж ей отступать некуда. Чтобы сделать правильный выбор, она должна собрать всю информацию о будущем партнере еще до встречи с ним. Музыкальных лягушек Эмей не первый год исследуют специалисты Чэндунского биологического института Китайской академии наук под руководством профессора Тан Ечжуна (Tang Yezhong). Ученые предположили, что самки извлекают необходимую информацию из призывных сигналов, подаваемых самцами.

Чтобы проверить эту гипотезу, китайские исследователи, работавшие вместе со специалистами Калифорнийского университета (США), записали «кваки» тридцати самцов,поющих в норках, и двадцати самцов, голосящих на свежем воздухе. После записи они измерили параметры двадцати норок и взвешивали певцов.

Самец музыкальной лягушки Эмей в норке приманивает самку

Самцы весили от 8,5 до 14,1 г.дли-на их тел варьировала от 4 до 4,8 см, но на параметрах лягушачьей песни эта разница никак не сказывалась. Зато высота и длительность «квака» зависела оттого, находился ли самец в норке или на открытом воздухе. Естественно, в помещении звучание меняется. «Внутренние» сигналы ниже и звучат дольше чем «внешние»; чем ниже звук, тем уже вход и обширнее норка, чем сигнал длиннее,тем она глубже.То есть самка, желающая размножаться в комфортных условиях, должна идти на более низкие и длительные звуки. Вопрос в том, различает ли самка сигналы обладателей норы и уличных певцов.

Чтобы выяснить это, исследователи сажали самок по одной в центр пластикового контейнера площадью 80×60 см и высотой 52 см. На дно укладывали слой жидкой грязи, чтобы лягушка чувствовала себя комфортно, а в метре от правой и левой стенок ставили динамики и включали записанные сигналы: песни двух разных самцов, записанные в норе и на открытом месте; песни одного и того же самца в норе и вне ее; призывные сигналы вне норы и «белый» шум. Опыты проводили в привычное для лягушек время, с девяти вечера до полуночи. Сигналы слева и справа звучали попеременно, а самка выбирала, куда идти: в левой и правой стенках контейнера были отверстия. Когда лягушка приближалась к одному из них на 10 см, выбор считался сделанным.

Большинство самок (33 из 47) предпочли песни из норы даже в тех случаях, когда «внешний» сигнал принадлежал тому же самцу, что и «внутренний». Они явно предпочитали кавалеров с жилплощадью, хотя бездомный самец был всё-таки лучше, чем ничего. Внешние данные самцов для самок не так важны, как жилищные условия, хотя не исключено, что сигнал позволяет судить не только о норе, но и о мощи ее владельца, сумевшего выкопать достаточно глубокую ямку.

Все прошло успешно, яйца отложены

Так что самцы музыкальной лягушки Эмей передают партнерше аудиоинформацию о своих жилищных условиях. Но и самки Эмей не безгласны, причем издаваемые ими звуки группа профессора Тана исследовала даже раньше, чем сигналы самцов.

Во время спаривания самки B. dauchina пощелкивают, но так тихо, что в естественных условиях записать эти звуки практически невозможно. Пришлось ловить лягушек руками, водворять в контейнеры с грязью и водой и уже в них записывать всё происходящее, поднося микрофон как можно ближе, на 20 см. Исследователи поставили два контейнера на свежем воздухе, в полутора километрах от лягушачьего пруда, чтобы условия были максимально приближены к природным. В каждый контейнер посадили по два самца и две самки. Самцы вырыли норки и приступили к спариванию, а биологи — к аудио- и видеозаписи.

Во время спаривания самец забирается на спину самке, сжимает ее и ритмично двигается. Когда он останавливается, самка начинает пощелкивать. Звуковая пауза обычно длится секунды три и состоит из 17— 27 щелчков. Потом самец снова начинает двигаться, а самка замолкает. Активности самца хватает в среднем на 1,34 секунды, а потом снова вступает самка. Экспериментаторы слегка прижимали самца пальцем и не давали ему двигаться, тогда самка щелкала 22 секунды подряд, пока партнер не смог возобновить свои действия. У многих видов амфибий овуляции способствует механическая стимуляция самок со стороны самца; понукая самцов щелканьем, самки музыкальной лягушки стимулируют их активность и, следовательно, облегчают процесс овуляции.

Из яиц вывелись головастики и подрастают в той же норе

Но этим роль пощелкивания B. dauchina не исчерпывается. Самки сигналят не только во время спаривания, но и приближаясь к норке. Ученые проигрывали записанные звуки самцам у пруда, а те в ответ учащали призывное кваканье и чаще издавали сигналы агрессии, призванные отпугнуть конкурентов: «Я здесь, здесь, иди сюда! А ты замолчи, она моя!» Первый слог призывного сигнала становился при этом чуть короче,так что самка могла понять, что услышана.
Поскольку музыкальные лягушки сидят в укромных норках, наблюдать за их поведением нелегко. Исследователи выловили несколько самцов, поместили в контейнеры с грязью, а когда они вырыли норки, дали им послушать щелканье самки. Поведение лягушек стало более агрессивным, они толкались, а некоторые самцы даже пытались завладеть норкой соседа. Ученые решили, что сигнализация самок обостряет конкуренцию между самцами и облегчает выбор самке. А ей есть из кого выбирать, почему-то взрослых самцов, готовых к спариванию, в сезон размножения примерно в два раза больше, чем самок.

А еще сигналы самки выманивают самца из норки: он выходит навстречу даме, встречает ее в траве и провожает домой. Когда самцам в контейнере проигрывали запись, они двигались по направлению к динамику, а один даже взобрался на него и уселся сверху.

Так что социальное поведение музыкальной лягушки Эмей оказалось достаточно сложным,а звуковые сигналы — информативными. Самка сообщает, что она здесь и пора действовать, самец же хвастается размерами, нет, не тела, а лично обустроенной норы. А что еще ему остается делать, если он не может распустить перед дамой хвост.