Норные песни

Жен­щи­ны любят уша­ми. Это утвер­жде­ние ред­ко оспа­ри­ва­ют, но спра­вед­ли­во оно по боль­шей части для людей. Осо­бей жен­ско­го пола, при­над­ле­жа­щих к дру­гим видам, обма­нуть труд­нее. Выби­рая парт­не­ра, они оце­ни­ва­ют в первую оче­редь его физи­че­ские кон­ди­ции и спо­соб­ность обес­пе­чить еду и без­опас­ность буду­ще­му потом­ству. Впро­чем, неко­то­рые виды птиц и бес­хво­стых амфи­бий извле­ка­ют необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию имен­но из песен. Один из таких видов — музы­каль­ные лягуш­ки Эмей (Babina dauchina).

Музы­каль­ная лягуш­ка Эмей – энде­мич­ный вид, оби­та­ю­щий на юго-запа­де Китая, на высо­те от 1000 до 1800 м, во влаж­ном и теп­лом кли­ма­те. Свое назва­ние они полу­чи­ли от горы Эмей в про­вин­ции Сычу­ань. В. dauchina живут на зарос­ших тра­вой и кустар­ни­ком бере­гах водо­е­мов. Это неболь­шие лягу­шеч­ки дли­ной 4–5 см. В сезон раз­мно­же­ния самец выка­пы­ва­ет нор­ку в жид­кой бере­го­вой гря­зи; она име­ет фор­му котелка,ее глу­би­на и мак­си­маль­ная шири­на состав­ля­ют око­ло 6 см, а диа­метр вхо­да – при­мер­но 3 см, на дне пле­щет­ся вода. В нор­ку при­хо­дит сам­ка, там же про­ис­хо­дит спа­ри­ва­ние, раз­ви­тие клад­ки и взрос­ле­ние голо­ва­сти­ков. Всё хоро­шо, есть толь­ко одна слож­ность. Вхо­ды в нор­ки обыч­но закры­ты тра­вой и листья­ми, да еще самец обыч­но сидит внут­ри, поэто­му лягуш­ки, что­бы встре­тить­ся, непре­мен­но долж­ны пере­кли­кать­ся. Сам­цы ква­ка­ют, сидя в нор­ках или рядом с ними.Так они одно­вре­мен­но и сам­ку при­ма­ни­ва­ют, и защи­ща­ют жили­ще от пося­га­тельств сосе­дей. Соб­ствен­но, изда­ва­е­мые ими зву­ки нель­зя назвать ква­ка­ньем в обще­при­ня­том смыс­ле. Кажет­ся, что кто-то дер­га­ет за стру­ны восточ­но­го музы­каль­но­го инстру­мен­та. Неда­ром мест­ные жите­ли назы­ва­ют B. dauchina вол­шеб­ным музы­кан­том, а ее пер­вое латин­ское назва­ние было – Rana musica.

Итак,самка лягуш­ки Эмей, не видя сам­ца, идет на голос и попа­да­ет пря­мо в нор­ку. Тут уж ей отсту­пать неку­да. Что­бы сде­лать пра­виль­ный выбор, она долж­на собрать всю инфор­ма­цию о буду­щем парт­не­ре еще до встре­чи с ним. Музы­каль­ных лягу­шек Эмей не пер­вый год иссле­ду­ют спе­ци­а­ли­сты Чэн­дун­ско­го био­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та Китай­ской ака­де­мии наук под руко­вод­ством про­фес­со­ра Тан Ечжу­на (Tang Yezhong). Уче­ные пред­по­ло­жи­ли, что сам­ки извле­ка­ют необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию из при­зыв­ных сиг­на­лов, пода­ва­е­мых сам­ца­ми.

Что­бы про­ве­рить эту гипо­те­зу, китай­ские иссле­до­ва­те­ли, рабо­тав­шие вме­сте со спе­ци­а­ли­ста­ми Кали­фор­ний­ско­го уни­вер­си­те­та (США), запи­са­ли «ква­ки» трид­ца­ти самцов,поющих в нор­ках, и два­дца­ти сам­цов, голо­ся­щих на све­жем воз­ду­хе. После запи­си они изме­ри­ли пара­мет­ры два­дца­ти норок и взве­ши­ва­ли пев­цов.

Самец музыкальной лягушки Эмей в норке приманивает самку

Самец музы­каль­ной лягуш­ки Эмей в нор­ке при­ма­ни­ва­ет сам­ку

 

Сам­цы веси­ли от 8,5 до 14,1 г.дли-на их тел варьи­ро­ва­ла от 4 до 4,8 см, но на пара­мет­рах лягу­ша­чьей пес­ни эта раз­ни­ца никак не ска­зы­ва­лась. Зато высо­та и дли­тель­ность «ква­ка» зави­се­ла отто­го, нахо­дил­ся ли самец в нор­ке или на откры­том воз­ду­хе. Есте­ствен­но, в поме­ще­нии зву­ча­ние меня­ет­ся. «Внут­рен­ние» сиг­на­лы ниже и зву­чат доль­ше чем «внеш­ние»; чем ниже звук, тем уже вход и обшир­нее нор­ка, чем сиг­нал длиннее,тем она глубже.То есть сам­ка, жела­ю­щая раз­мно­жать­ся в ком­форт­ных усло­ви­ях, долж­на идти на более низ­кие и дли­тель­ные зву­ки. Вопрос в том, раз­ли­ча­ет ли сам­ка сиг­на­лы обла­да­те­лей норы и улич­ных пев­цов.

Что­бы выяс­нить это, иссле­до­ва­те­ли сажа­ли самок по одной в центр пла­сти­ко­во­го кон­тей­не­ра пло­ща­дью 80×60 см и высо­той 52 см. На дно укла­ды­ва­ли слой жид­кой гря­зи, что­бы лягуш­ка чув­ство­ва­ла себя ком­форт­но, а в мет­ре от пра­вой и левой сте­нок ста­ви­ли дина­ми­ки и вклю­ча­ли запи­сан­ные сиг­на­лы: пес­ни двух раз­ных сам­цов, запи­сан­ные в норе и на откры­том месте; пес­ни одно­го и того же сам­ца в норе и вне ее; при­зыв­ные сиг­на­лы вне норы и «белый» шум. Опы­ты про­во­ди­ли в при­выч­ное для лягу­шек вре­мя, с девя­ти вече­ра до полу­но­чи. Сиг­на­лы сле­ва и спра­ва зву­ча­ли попе­ре­мен­но, а сам­ка выби­ра­ла, куда идти: в левой и пра­вой стен­ках кон­тей­не­ра были отвер­стия. Когда лягуш­ка при­бли­жа­лась к одно­му из них на 10 см, выбор счи­тал­ся сде­лан­ным.

Боль­шин­ство самок (33 из 47) пред­по­чли пес­ни из норы даже в тех слу­ча­ях, когда «внеш­ний» сиг­нал при­над­ле­жал тому же сам­цу, что и «внут­рен­ний». Они явно пред­по­чи­та­ли кава­ле­ров с жил­пло­ща­дью, хотя без­дом­ный самец был всё-таки луч­ше, чем ниче­го. Внеш­ние дан­ные сам­цов для самок не так важ­ны, как жилищ­ные усло­вия, хотя не исклю­че­но, что сиг­нал поз­во­ля­ет судить не толь­ко о норе, но и о мощи ее вла­дель­ца, сумев­ше­го выко­пать доста­точ­но глу­бо­кую ямку.

Все прошло успешно, яйца отложены

Все про­шло успеш­но, яйца отло­же­ны

 

Так что сам­цы музы­каль­ной лягуш­ки Эмей пере­да­ют парт­нер­ше аудио­ин­фор­ма­цию о сво­их жилищ­ных усло­ви­ях. Но и сам­ки Эмей не без­глас­ны, при­чем изда­ва­е­мые ими зву­ки груп­па про­фес­со­ра Тана иссле­до­ва­ла даже рань­ше, чем сиг­на­лы сам­цов.

Во вре­мя спа­ри­ва­ния сам­ки B. dauchina пощел­ки­ва­ют, но так тихо, что в есте­ствен­ных усло­ви­ях запи­сать эти зву­ки прак­ти­че­ски невоз­мож­но. При­шлось ловить лягу­шек рука­ми, водво­рять в кон­тей­не­ры с гря­зью и водой и уже в них запи­сы­вать всё про­ис­хо­дя­щее, под­но­ся мик­ро­фон как мож­но бли­же, на 20 см. Иссле­до­ва­те­ли поста­ви­ли два кон­тей­не­ра на све­жем воз­ду­хе, в полу­то­ра кило­мет­рах от лягу­ша­чье­го пру­да, что­бы усло­вия были мак­си­маль­но при­бли­же­ны к при­род­ным. В каж­дый кон­тей­нер поса­ди­ли по два сам­ца и две сам­ки. Сам­цы выры­ли нор­ки и при­сту­пи­ли к спа­ри­ва­нию, а био­ло­ги — к аудио- и видео­за­пи­си.

Во вре­мя спа­ри­ва­ния самец заби­ра­ет­ся на спи­ну сам­ке, сжи­ма­ет ее и рит­мич­но дви­га­ет­ся. Когда он оста­нав­ли­ва­ет­ся, сам­ка начи­на­ет пощел­ки­вать. Зву­ко­вая пау­за обыч­но длит­ся секун­ды три и состо­ит из 17— 27 щелч­ков. Потом самец сно­ва начи­на­ет дви­гать­ся, а сам­ка замол­ка­ет. Актив­но­сти сам­ца хва­та­ет в сред­нем на 1,34 секун­ды, а потом сно­ва всту­па­ет сам­ка. Экс­пе­ри­мен­та­то­ры слег­ка при­жи­ма­ли сам­ца паль­цем и не дава­ли ему дви­гать­ся, тогда сам­ка щел­ка­ла 22 секун­ды под­ряд, пока парт­нер не смог воз­об­но­вить свои дей­ствия. У мно­гих видов амфи­бий ову­ля­ции спо­соб­ству­ет меха­ни­че­ская сти­му­ля­ция самок со сто­ро­ны сам­ца; пону­кая сам­цов щел­ка­ньем, сам­ки музы­каль­ной лягуш­ки сти­му­ли­ру­ют их актив­ность и, сле­до­ва­тель­но, облег­ча­ют про­цесс ову­ля­ции.

Из яиц вывелись головастики и подрастают в той же норе

Из яиц выве­лись голо­ва­сти­ки и под­рас­та­ют в той же норе

 

Но этим роль пощел­ки­ва­ния B. dauchina не исчер­пы­ва­ет­ся. Сам­ки сиг­на­лят не толь­ко во вре­мя спа­ри­ва­ния, но и при­бли­жа­ясь к нор­ке. Уче­ные про­иг­ры­ва­ли запи­сан­ные зву­ки сам­цам у пру­да, а те в ответ уча­ща­ли при­зыв­ное ква­ка­нье и чаще изда­ва­ли сиг­на­лы агрес­сии, при­зван­ные отпуг­нуть кон­ку­рен­тов: «Я здесь, здесь, иди сюда! А ты замол­чи, она моя!» Пер­вый слог при­зыв­но­го сиг­на­ла ста­но­вил­ся при этом чуть короче,так что сам­ка мог­ла понять, что услы­ша­на.
Посколь­ку музы­каль­ные лягуш­ки сидят в укром­ных нор­ках, наблю­дать за их пове­де­ни­ем нелег­ко. Иссле­до­ва­те­ли выло­ви­ли несколь­ко сам­цов, поме­сти­ли в кон­тей­не­ры с гря­зью, а когда они выры­ли нор­ки, дали им послу­шать щел­ка­нье сам­ки. Пове­де­ние лягу­шек ста­ло более агрес­сив­ным, они тол­ка­лись, а неко­то­рые сам­цы даже пыта­лись завла­деть нор­кой сосе­да. Уче­ные реши­ли, что сиг­на­ли­за­ция самок обост­ря­ет кон­ку­рен­цию меж­ду сам­ца­ми и облег­ча­ет выбор сам­ке. А ей есть из кого выби­рать, поче­му-то взрос­лых сам­цов, гото­вых к спа­ри­ва­нию, в сезон раз­мно­же­ния при­мер­но в два раза боль­ше, чем самок.

А еще сиг­на­лы сам­ки выма­ни­ва­ют сам­ца из нор­ки: он выхо­дит навстре­чу даме, встре­ча­ет ее в тра­ве и про­во­жа­ет домой. Когда сам­цам в кон­тей­не­ре про­иг­ры­ва­ли запись, они дви­га­лись по направ­ле­нию к дина­ми­ку, а один даже взо­брал­ся на него и усел­ся свер­ху.

Так что соци­аль­ное пове­де­ние музы­каль­ной лягуш­ки Эмей ока­за­лось доста­точ­но сложным,а зву­ко­вые сиг­на­лы — инфор­ма­тив­ны­ми. Сам­ка сооб­ща­ет, что она здесь и пора дей­ство­вать, самец же хва­ста­ет­ся раз­ме­ра­ми, нет, не тела, а лич­но обу­стро­ен­ной норы. А что еще ему оста­ет­ся делать, если он не может рас­пу­стить перед дамой хвост.

Ната­лья Рез­ник 

 

 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *