Быстрый доступ к научной картине мира

Сергей Попов
Сергей Попов

По мере своего развития наука будет становиться всё более сложной и разнообразной, всё более непонятной. Это серьезный вызов. Уже сейчас поток научной информации слишком велик. В последнее время публикуется более миллиона статей в год. Это стопка бумаги высотой примерно с Останкинскую башню. Никто не может читать всю научную периодику даже в своей области (скажем,астрофизике).Ученые сами пытаются как-то менять жизнь к лучшему. Например, пытаются по-новому структурировать абстракты статей, чтобы облегчить читателю выделение главной информации. Кроме того, на смену ежедневному просматриванию научных журналов пришло просматривание тех или иных агрега-торов публикаций, некоторые из них можно индивидуально настраивать. Одним из самых известных является Архив- проект arXiv.org.

Почти 20 лет мое рабочее утро начинается с чтения Архива. А 10 лет назад я подумал, что было бы неплохо делиться итогами прочтения с другими. Так появился проект Обзоров астрофизической части Архива. Сейчас в ней появляется около 50 статей в день, т.е. более 10 000 в год. Это охватывает все разделы астрономии, и мне всегда было трудно выделять самое важное, т.е. то, что как-то существенно меняет или дополняет нашу картину мира. Наверное, это не удивительно. Многие ли из вас смогут не просто перечислить нобелевских лауреатов за последние пять лет, а еще и объяснить, почему именно эти работы были выделены, в чем их влияние на развитие науки? А ведь это лишь кончик верхушки айсберга! Что тогда говорить о выделении главного из всего потока научной информации?!

Понимание того, что важно, является ключевым в работе ученого. И не только ученого. В бизнесе осознание важных тенденций в рамках широкой картины развития — один из залогов успеха. Вряд ли можно с высокой вероятность просто угадывать тенденции. Существенно самому понимать, что, как и куда движется. Не бывает так: «Стиву Джобсу на голову упала пластинка «Битлз,» и он придумал всю линейку продуктов Apple». Нужно представлять себе место конкретного бизнеса в будущей картине мира. То есть нужно иметь ее образ.

Картина мира не возникает сама-нужно выстраивать ее в своей голове. Это каждодневный труд, который не сводится к простому поглощению информации. Нужно понимать, что мы не просто пилим доски и обтесываем камни, а что мы строим Шартрский собор.

Рис. В. Богорада
Рис. В. Богорада

 

В наукоемком бизнесе элементом общей картины является и научная составляющая. Значит, возникает необходимость в специальных инструментах, позволяющих увидеть эту научную картину мира. Безусловно, уже есть много разных подходов к изложению методов и результатов научной работы для неспециалистов в конкретной области, но обычно они дают лишь элементы мозаики, а не всю картину. Нужны же целостные «картины мира под ключ».

В появлении таких поддерживаемых, развивающихся «картин мира под ключ» заинтересованы многие.

Во-первых, можно назвать журналистов. Им постоянно нужно быть в курсе всего. Но даже лучшие профессиональные научные журналисты не успевают следить сразу за всеми важными исследованиями на достаточно серьезном уровне, чтобы всегда успешно принимать ответственные решения (к счастью, цена ошибки тут чаще всего невелика). Некоторые крупные агентства и издательства устраивают специальные научно-популярные лекции для своих сотрудников, приглашая ученых. Это и позволяет узнавать новое, и мотивирует. Но всё равно — за час-полтора невозможно даже просто рассказать о многих фактах, а уж тем более объяснить, почему именно они важны, чтобы создать какую-то стройную картину, готовую к дальнейшему использованию.

Второй пример может показаться несколько необычным. Это философы. Можно с уверенностью говорить о том, что наиболее общие картины мира, нарисованные философами, основаны на существенно не полной информации и в будущем разрыв между суммой естественнонаучных знаний и тем набором фактов и понятий, которыми оперируют философы, может только возрасти.

Рис. В. Шилова
Рис. В. Шилова

 

Третий пример более понятен и конкретен. Рассмотрим крупное космическое агентство, например европейское ESA. Ему приходится заниматься отбором и экспертизой самых разных проектов, которые тем не менее претендуют на одни и те же деньги. Кроме того, надо заниматься долгосрочным планированием, связями с общественностью и, конечно,связью с промышленностью и большой политикой, которая всегда присутствует в решениях по дорогим международным проектам. Свежий пример. Весной этого года в «финал» на звание европейской флагманской астрофизической миссии ближайшего будущего вышли: рентгеновская обсерватория ATHENA, спутник JUICE, который должен изучать Юпитер и еголуны,и гравитационно-волновая обсерватория NGO/eLISA. Как и кого выбрать?

В итоге выбрали JUICE, и многие связывают это как раз с плохим пониманием места возможных результатов данной миссии в будущей картине мира. Вряд ли они ее существенно дополнят, а уж тем более изменят.

Наконец, четвертый пример заинтересованности в «картинах мира под ключ»: производители и разработчики высокотехнологичного оборудования и систем. Важно разрабатывать и делать приборы под будущие задачи. То есть необходимо знать, какие направления будут актуальны в ближайшем будущем. Верно и обратное: ученым надо представлять себе «технологическую картину», чтобы понимать, какие эксперименты смогутбыть проведены в ближайшие, но не слишком близкие годы. Всё усложняющаяся научная картина мира и всё более многогранная «технологическая картина» являются вызовом для двух сообществ. Смогут ли они создать адекватное представление друг о друге и смогут ли эффективно работать с этим представлением?

Возможно, ответ придет со стороны ученых. Так, в свое время Интернет возник во многом из нужд ЦЕРНа по координации работы очень крупных международных групп, разбросанных по планете. Попытки ученых набросать отдельные элементы картины постоянно идут. Есть обновляемые в сети обзоры, есть научные блоги и агрегаторы, есть все совершенствующиеся системы поиска по библиографическим ресурсам открытого доступа (которых все больше), есть, наконец, Википедия и ее клоны и варианты. Но мы все оказываемся слишком близко к картине мира,чтобы увидеть ее целиком. Нужен какой-то «прибор», который покажет как бы обратную перспективу, когда все линии сходятся на наблюдателе, а он видит развернутую картину.

Новый инструмент должен принципиально отличаться от энциклопедии, так каклинейное расположение большого количества информации оказывается «неподъемным». Кроме того, контент должен непрерывно обновляться, это возможно,если автором является большая распределенная группа специалистов. Должны появиться новые подходы к представлению информации (видимо, с активным использованием кликабельной инфографики), к навигации. Нужны взаимопроникающие уровни сложности. Пользователь должен иметь возможность выбора уровня как по шкале специальных знаний,так и по шкале общих знаний, а также по типу решений, которые в итоге должны быть приняты, по виду практических приложений. В итоге навигация должна давать возможность выйти на оригинальные работы и обзоры для профессионалов в конкретной области.Такая система отличается от обычного науч-попа,так как является более прикладной, чем просве-тительской,образовательной или развлекательной.

Подобная система не панацея, а инструмент для установления диалога и выработки взаимного доверия, когда у каждой стороны есть некое общее впечатления о предметах разговора. При этом можно избежать ненужных посредников в виде «экспертов по всем вопросам», которые зачастую привносят лишь иллюзию знаний и понимания.

Итог: наука усложняется, а голова остается всё той же. Нужно заранее готовиться к вызовам, связанным с развитием научного знания.

 Сергей Попов 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
forlaiten Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
forlaiten
forlaiten

Сергей написал о глазе на вершине пирамиды. Известный символ, означающий просто общее образование. Сегодняшний информационный конгломерат от отсутствия полного общего образования. Науку необходимо отделить от образования и ученые будут более заниматься прикладными работами, без теоретического обоснования. Теориям необходимо придать полноту, с которыми они становятся темами. Темы уже можно записывать в учебники. «Теории» Дарвина и Эйнштейна темами уже не станут. Начало имеет значение, оно задает контекст и тренд. Вот такое начало — человек, планета и ее природа формируются в одной среде и одновременно. Сознание мысль активирует в информацию и энергию. Это метафизика. Подробности в моем жж http://forlaiten.livejournal.com/ Скоро выложу новую статью… Подробнее »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: