Волосы лишними не бывают

Постельный клоп пробирается между волосками.
Фото: «Википедия» (PHil.СDС.GOV/PHil)

Человек выделяется среди приматов своей безволосостью. В теориях, объясняющих, почему он утратил шерсть, недостатка нет. И паразитам на голой коже укрыться негде, и в воду лазить удобнее, и температуру тела регулировать. Но, несмотря на все «преимущества голой жизни», на нашей коже столько же волосяных фолликулов, сколько у человекообразной обезьяны соответствующих размеров, да и сами волосы там растут, правда тонкие и редкие. То ли их не успели «убрать» в ходе эволюции, то ли они зачем-то нужны.

Традиционное объяснение заключается в том, что волоски на человеческой коже выполняют функции механорецепторов. Британские энтомологи из Шеффилдского университета под руководством профессора Майкла Сайва-Джоти (Michael T. Siva-Jothy) предположили, что тонкие волоски помогают человеку почувствовать присутствие эктопаразитов, и подтвердили свою гипотезу экспериментально.

К исследованиям привлекли самок постельного клопа Cimex lectularius, которые обнаруживают человека за несколько метров по теплу и углекислому газу, которые он выделяет. Перед экспериментом клопов неделю не кормили, так что они были голодны и готовы немедленно кусать. Но кого? В экспериментах участвовали студенты Шеффилдского университета, 10 девушек и 19 юношей в возрасте от 19 до 27 лет. Авторы исследования уверяют, что их участие было добровольным. Всех волонтеров предупредили, что они рискуют быть укушенными, а укус чреват выраженной кожной реакцией. К счастью, во время работы ни один человек не пострадал.

Исследователи сравнивали, сколько времени одному и тому же человеку требуется на то, чтобы почувствовать присутствие клопа на бритой и волосатой руке. Волосы выбривали между запястьем и локтем с внешней стороны. Лезвие было новым, мыло бесцветным, для всех одинаковым. Если работали с небритой рукой, ее тоже мыли, чтобы запахи не различались. Затем на коже обводили участок 5 на 10 см маркером, чтобы было видно, и вазелином, чтобы клоп не сбежал. Просили человека отвернуться и выпускали насекомое. Добровольцы должны были отмечать всякий раз, когда они почувствуют на коже клопа или что-либо постороннее.

Клоп тем временем бродил по руке, отыскивая подходящее место для укуса. Найдя его, он пристраивался, расправлял хоботок, и тут-то экспериментаторы его и снимали. Клопа потом всё-таки кормили, но до второй встречи с тем же человеком он опять ничего не ел. Подготовка к укусу занимала у паразитов разное время, от 10 до 70 секунд, а ученые потом подсчитывали, сколько раз за это время человек почувствует присутствие насекомого. Еще они разработали способ оценки волосатости – волосяной индекс, представляющий собой среднюю плотность фолликулов, умноженную на среднюю длину волоса. По этому показателю юноши девушек превосходят (238 и 89).

Волосы лишними не бывают
Фото: «Википедия» (PHil.CDC.GOV/PHil)

Оказалось, что на небритых руках клоп дольше ищет место для укуса, а человек обнаруживает его быстрее и чаще. Чем выше волосяной индекс, тем эффективнее волоски выполняют функцию датчика паразитов. Разница заметна у мужчин, а девушки практически не ощущают преимущества от растительности на коже, потому что волоски у них на руках реденькие.

С одной стороны, с голой кожей удобнее, потому что с нее легче счищать паразитов – им сложно затеряться в густой шерсти. А клопы, вши и блохи завелись бы там непременно, учитывая привычку людей селиться группами и в постоянном жилище. С другой стороны, полное лишение волос не избавляет от докучных насекомых и даже несколько облегчает им жизнь: на голой коже они быстрее находят место для укуса. Конечно, на открытом пространстве клоп заметнее, чем в густых волосах, но зато его легкая поступь почти не ощутима. Если он быстро укусит, то останется безнаказанным.

По мнению исследователей, обилие тонких волосков на теле представляет собой компромисс. С одной стороны, нет зарослей, в которых насекомые могли бы укрываться, с другой стороны, остались волоски, которые мешают клопу кормиться и выполняют функции механореп-торов, помогая обнаружить паразита. В таких условиях кровососущим насекомым выгоднее выбирать безволосые места. Клоп, который долго топчется по коже, пристраиваясь между волосками, сильнее привлекает внимание. Поэтому Майкл Сайв-Джоти предполагает, что эктопаразиты человека должны кормиться преимущественно на безволосых частях тела хозяина. Осталось лишь получить статистику укусов.

Isabelle Dean and Michael T. Siva-Jothy «Human fine body hair enhances ectoparasite detection», Biol. Lett. June 23,2012 8 358-361; published ahead of print December 14,2011, doi:10.1098/ rsbl.2011.0987

Артём

А в экспериментах на акулах и львах тоже участвуют студенты Шеффилдского университета?