Социология науки: новые перспективы

 

Ассо­ци­и­ро­ван­ный сотруд­ник Цен­тра иссле­до­ва­ний нау­ки и тех­но­ло­гий ЕУСПб Кате­ри­на Губа рас­ска­зы­ва­ет чита­те­лям ТрВ-Нау­ка о Лет­ней шко­ле по иссле­до­ва­ни­ям нау­ки и тех­но­ло­гий Евро­пей­ско­го уни­вер­си­те­та в Санкт-Петер­бур­ге, про­хо­див­шей с 4 по 13 июля 2012 года в Санкт-Петер­бур­ге (пос. Репи­но).

Уче­ные из насто­я­щих «жест­ких» наук доволь­но тер­пи­мо отно­сят­ся к сво­им кол­ле­гам, кото­рые заня­ты иссле­до­ва­ни­я­ми в рам­ках более «мяг­ких» соци­аль­ных и гума­ни­тар­ных дис­ци­плин. Их тер­пе­ние, одна­ко, быст­ро закан­чи­ва­ет­ся, когда социо­ло­ги или антро­по­ло­ги пре­вра­ща­ют дея­тель­ность уче­ных-физи­ков в пред­мет сво­е­го иссле­до­ва­тель­ско­го инте­ре­са. Здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет физи­кам, что социо­ло­ги нико­гда не смо­гут рас­ска­зать им что-то важ­ное про науч­ное зна­ние. Ведь чего мож­но ждать от иссле­до­ва­те­лей, кото­рые едва ли пом­нят школь­ный курс иссле­ду­е­мых ими дис­ци­плин?

Это базо­вое недо­ве­рие к социо­ло­гии мож­но выне­сти за скоб­ки в слу­чае зачи­на­те­лей вто­рой вол­ны в иссле­до­ва­ни­ях нау­ки и тех­но­ло­гий (STS). Мно­гие из них, преж­де чем обра­тить­ся в нача­ле 70-х к исто­рии, социо­ло­гии или антро­по­ло­гии нау­ки, полу­чи­ли бака­лавр­ские или маги­стер­ские сте­пе­ни в есте­ствен­ных нау­ках. В самых их ран­них и зна­ме­ни­тых рабо­тах рас­ска­зы­ва­ет­ся о соци­аль­ном кон­стру­и­ро­ва­нии науч­но­го зна­ния на при­ме­ре таких слу­ча­ев, как кван­то­вая меха­ни­ка (Т. Пинч), квар­ки (Э. Пике­ринг), гра­ви­та­ци­он­ные вол­ны (Г. Кол­линз).

Их инте­ре­со­ва­ло глав­ным обра­зом, что про­ис­хо­дит в этих закры­тых лабо­ра­то­ри­ях, где про­во­дят­ся экс­пе­ри­мен­ты и совер­ша­ют­ся науч­ные откры­тия. Сквоз­ным моти­вом в иссле­до­ва­ни­ях при­сут­ство­ва­ло убеж­де­ние о том, что самой при­ро­ды нико­гда не доста­точ­но для того, что­бы новое зна­ние при­об­ре­ло ста­тус науч­но­го откры­тия. Науч­ные деба­ты о новых фак­тах нико­гда не закан­чи­ва­ют­ся в силу убе­ди­тель­но­сти самих фак­тов, науч­ных тео­рий, экс­пе­ри­мен­тов и наблю­де­ний. За несколь­ко деся­ти­ле­тий цель-про­во­ка­ция – пока­зать дей­ствие соци­аль­ных вне­на­уч­ных фак­то­ров – была достиг­ну­та.

Никто из тех, чье увле­че­ние STS начи­на­лось с изу­че­ния есте­ствен­но­на­уч­но­го зна­ния, не посвя­тил всё свое даль­ней­шее вни­ма­ние толь­ко лишь иссле­до­ва­нию лабо­ра­то­рий и науч­ных экс­пе­ри­мен­тов. Соб­ствен­но про­шед­шая в Репи­но Лет­няя шко­ла была боль­ше о том, в каком направ­ле­нии дви­га­ют­ся даль­ше иссле­до­ва­ния нау­ки и тех­но­ло­гий и сколь­ко в этом дви­же­нии оста­ет­ся от клас­си­че­ских иссле­до­ва­ний лабо­ра­то­рий.

Инте­рес Тре­во­ра Пин­ча (Cornell University) сме­нил­ся от социо­ло­гии нере­ля­ти­вист­ской кван­то­вой меха­ни­ки к изу­че­нию соци­аль­но­го кон­стру­и­ро­ва­ния тех­но­ло­гий. В тече­ние пяти дней участ­ни­ки шко­лы рабо­та­ли с кон­цеп­ту­аль­ной про­грам­мой иссле­до­ва­ния тех­но­ло­гий в STS-пер­спек­ти­ве в рам­ках корот­ко­го кур­са “Inside Technology”. Исход­ная точ­ка всей про­грам­мы лежит в убеж­де­нии, что мы долж­ны объ­яс­нять появ­ле­ние -успех или неуда­чи – новых тех­но­ло­гий не толь­ко исхо­дя из их соб­ствен­ной инже­нер­ной логи­ки.

ЕУСПб при содей­ствии фон­да «Скол­ко­во» объ­явил кон­курс сти­пен­дий для аби­ту­ри­ен­тов и слу­ша­те­лей ЕУСПб, пла­ни­ру­ю­щих зани­мать­ся иссле­до­ва­ни­я­ми нау­ки и тех­но­ло­гий. Поступ­ле­ние на один из факуль­те­тов ЕУСПб (или про­хож­де­ние обу­че­ния для сту­ден­тов вто­ро­го года, жела­ю­щих участ­во­вать в кон­кур­се сти­пен­дий) явля­ет­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем выде­ле­ния сти­пен­дии. Сти­пен­дии выде­ля­ют­ся сро­ком на два года, начи­ная с сен­тяб­ря 2012 года. В 2012 году рас­пре­де­ля­ют­ся четы­ре сти­пен­дии, состав­ля­ю­щих 750 долл. США.

Кон­крет­ные кей­сы изоб­ре­те­ния вело­си­пе­да, авто­мо­би­лей и син­те­за­то­ров помог­ли уви­деть, каким обра­зом в дета­лях про­ис­хо­дит соци­аль­ное кон­стру­и­ро­ва­ние тех­но­ло­гий, начи­ная от рабо­ты заин­те­ре­со­ван­ных соци­аль­ных групп и закан­чи­вая вклю­че­ни­ем изоб­ре­те­ния в смыс­ло­вую рам­ку вос­при­я­тия его как важ­но­го и необ­хо­ди­мо­го для жиз­ни тех, кто будет им поль­зо­вать­ся. Иссле­до­ва­ния, пред­при­ня­тые Тре­во­ром Пин-чем, слу­жат пре­крас­ной иллю­стра­ци­ей, как сохра­не­ние социо­ло­ги­че­ской рефлек­сии во вне-ака­де­ми­че­ской жиз­ни дает новые идеи для науч­ной рабо­ты. Его увле­че­ние элек­трон­ной музы­кой поз­во­ли­ло вклю­чить социо­ло­гию в область sound studies, что тра­ди­ци­он­но было вне вни­ма­ния социо­ло­гов.

Все раз­но­об­ра­зие STS-пер­спек­ти­вы ста­ло оче­вид­ным для участ­ни­ков Шко­лы, когда лек­ции Тре­во­ра сме­ни­лись семи­на­ра­ми Энд­рю Пике­рин­га (University of Exeter), заин­те­ре­со­ван­но­го в обсуж­де­нии идей о вклю­че­нии в социо­ло­гию нежи­вых объ­ек­тов. В после­ду­ю­щие пять дней осо­бен­ный инте­рес к его кур­су “Posthumanist STS” про­яв­ля­ли те, кто счи­та­ет, что глав­ным дости­же­ни­ем вто­рой вол­ны в иссле­до­ва­ни­ях нау­ки и тех­но­ло­гий ста­ло не столь­ко откры­тие Ящи­ка Пан­до­ры дея­тель­но­сти уче­ных в лабо­ра­то­ри­ях, сколь­ко пово­рот к вклю­че­нию в социо­ло­ги­че­ский ана­лиз мате­ри­аль­ных объ­ек­тов на рав­ных пра­вах вме­сте с людь­ми. В этом смыс­ле семи­на­ры Пике­рин­га удач­но допол­ня­лись вечер­ни­ми сес­си­я­ми, где Вик­тор Вах­штайн и Павел Сте­пан­цов (РАН­ХиГС при Пре­зи­ден­те РФ) ана­ли­зи­ро­ва­ли мате­ри­аль­ные арт-объ­ек­ты, смысл и назна­че­ние кото­рых не будут ясны до тех пор, пока люди не нач­нут осва­и­вать эти объ­ек­ты непо­сред­ствен­но в телес­ном вза­и­мо­дей­ствии с ними.

Про­фес­сор Тре­вор Пинч

STS-шко­ла потра­ти­ла мно­го сил на то, что­бы раз­ве­ять быту­ю­щие в нау­ке пред­став­ле­ния о том, как про­из­во­дит­ся науч­ное зна­ние. Несмот­ря на это, мно­гие ее пред­ста­ви­те­ли в отно­ше­нии соб­ствен­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го поля хра­нят вер­ность тра­ди­ци­он­ным убеж­де­ни­ям, в том чис­ле о про­грес­сив­ном раз­ви­тии зна­ния. Они уве­ря­ют, что первую вол­ну социо­ло­гии нау­ки Робер­та Мер­то­на жда­ло интел­лек­ту­аль­ное банк­рот­ство, так как она не изу­ча­ла само содер­жа­ние науч­но­го зна­ния, вме­сто это­го инте­ре­су­ясь боль­ше обрам­ля­ю­щи­ми усло­ви­я­ми его созда­ния. Вто­рая вол­на сме­ни­ла уста­рев­шую вер­сию инсти­ту­ци­о­наль­но­го иссле­до­ва­ния нау­ки, выиг­рав на том, что теперь науч­ное зна­ние под­верг­лось кон­струк­ти­вист­ско­му ана­ли­зу. Этот взгляд на посту­па­тель­ное раз­ви­тие иссле­до­ва­ний нау­ки под­верг­ся сомне­нию в выступ­ле­нии Миха­и­ла Соко­ло­ва (ЕУСПб). Его вер­сия новой социо­ло­гии ака­де­ми­че­ско­го мира гораз­до боль­ше парал­ле­лей нахо­дит с мер­то­ни­ан­ским ана­ли­зом нау­ки, чем с иссле­до­ва­ни­я­ми лабо­ра­то­рий. Как мы уви­де­ли, после Робер­та Мер­то­на оста­лась не одна толь­ко бес­плод­ная пусты­ня, как об этом напи­са­но в исто­ри­че­ских обзо­рах STS-иссле­до­ва­ний.

Лег­ко запо­до­зрить людей, зани­ма­ю­щих­ся иссле­до­ва­ни­я­ми нау­ки и тех­но­ло­гий, в излиш­ней склон­но­сти к рефлек­сии, кото­рая заво­дит их так дале­ко, что застав­ля­ет сомне­вать­ся в самих осно­ва­ни­ях их дея­тель­но­сти. Десять дней обсуж­де­ний пер­спек­тив STS-иссле­до­ва­ний закон­чи­лись вопро­сом: “Does STS exist?” Заклю­чи­тель­ная сес­сия Лет­ней шко­лы похо­ди­ла на голо­со­ва­ние, в ходе кото­ро­го каж­дый из участ­ни­ков давал свой ответ на этот вопрос. В общем и целом он ока­зал­ся утвер­ди­тель­ным. Более того, с недав­них пор мож­но счи­тать, что STS суще­ству­ет и в рос­сий­ских иссле­до­ва­тель­ских цен­трах.

Кон­курс сти­пен­дий про­во­дит­ся одно­вре­мен­но со всту­пи­тель­ны­ми экза­ме­на­ми в ЕУСПб. Для уча­стия в нем необ­хо­ди­мо в срок до 15 авгу­ста 2012 года вклю­чи­тель­но пред­ста­вить пакет доку­мен­тов на англий­ском или рус­ском язы­ках (подроб­нее см. www.eu.spb.ru/index/announcements/4895-scholarships-sts и www.eu.spb.ru/research-centers/sts).

Иссле­до­ва­ния нау­ки и тех­но­ло­гий (Science and Technology Studies) — одна из наи­бо­лее дина­мич­но раз­ви­ва­ю­щих­ся обла­стей, вклю­ча­ю­щая такие направ­ле­ния, как: социо­ло­гия нау­ки, социо­ло­гия тех­ни­ки, антро­по­ло­гия нау­ки, антро­по­ло­гия тех­ни­ки, инду­стри­аль­ная социо­ло­гия, исто­рия нау­ки и тех­но­ло­гий, фило­со­фия нау­ки, срав­ни­тель­ная социо­ло­гия (comparative sociology).

Центр иссле­до­ва­ний нау­ки и тех­но­ло­гий ЕУСПб (Центр STS) — пер­вый в Рос­сии центр, основ­ной целью кото­ро­го явля­ет­ся коор­ди­на­ция STS иссле­до­ва­те­лей из ЕУСПб, Моск­вы и реги­о­нов. Центр создан при под­держ­ке уни­вер­си­те­та Кор­нел­ла (где был создан пер­вый в мире STS-факуль­тет), Мас­са­чу­сет­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та, Инсти­ту­та поли­ти­че­ских иссле­до­ва­ний (Sciences Po, Париж) и Уни­вер­си­те­та Экзе­тер (Вели­ко­бри­та­ния).

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: