О науке думают не только ученые

В настоящее время идет работа над внесенными в Госдуму поправками в законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС), который заменит закон о Госзакупках (94-ФЗ). К этому законопроекту есть много замечаний, в том числе и у научных сотрудников. Основные претензии касаются нежелания учитывать специфику научной деятельности. Недавно в Думу был внесен большой пакет поправок, которые были подготовлены при непосредственном участии ученых. Однако поправки, касающиеся научных проблем, вносят не только ученые, и это требует особого внимания. Дело даже не в том, что эти предложения могут серьезно повлиять (положительно или негативно) на ситуацию. Гораздо важнее то, что такие поправки показывают уровень осведомленности общества о проблемах науки в России и готовности считаться с заботами ученых.

18 июля 2012 года Алексей Навальный опубликовал в «Живом журнале» пост с описанием своих претензий к проекту законопроекта о ФКС [1]. Среди предложений по изменению законопроекта есть одно, касающееся принципа невозможности сколь угодно сильно сбавлять цену проекта при проведении конкурсов в сфере НИОКР. Идея в том, что нельзя снижать цену более чем на 25%. Это, по сути, антидемпинговая мера, которая имеет смысл при проведении конкурсов без четкой формулировки тематики («зонтичные конкурсы»). ФЦП «Кадры» пала жертвой демпинга, когда выигрывать проекты начали уже откровенно слабые организации, которые были готовы снижать цену до уровня, который не позволял провести какое-либо разумное исследование.

Предложение А. Навального состоит в том, чтобы отказаться от внесенной нормы о запрете снижать цену контракта на право выполнения НИОКР более чем на 25% (исключено положение об обязательном отклонении заказчиком заявки участника закупки в сфере НИОКР в случае, если предложенная им цена ниже на 25% и более первоначальной). Хотя имеющееся решение не кажется идеальным, но простая отмена его, без предложения какого-то иного механизма защиты от демпинга, не кажется правильной.

Конечно, корни проблемы лежат в неадекватности инструмента госзакупок при распределении средств на выполнение научных исследований. Более адекватный грантовый механизм мог бы решить проблему, но пока предпочтение отдается госконтрактам, даже там, где это явно вредит делу. Поэтому приходится как-то изощряться в тесных объятиях 94-ФЗ (а далее — ФКС). Фактор цены в науке работает принципиально иначе, чем при покупке более простой продукции. Эти механизмы можно ввести в грантовую систему, но не в ФКС.

С сожалением приходится констатировать, что в данном случае А. Навальный в очередной раз не хочет замечать некоторой специфики науки, которая требует внесения специфических правил. В прошлом году, когда обсуждалась концепция закона о ФКС, он следующим образом прокомментировал претензии ученых к 94-ФЗ: Всё доводы от «нужно построить систему» до «молодые ученые не могут купить реактивы» и «плохие строители выиграют все конкурсы» заслуживают серьезного внимания и обсуждения, но большая часть — просто давно уже неактуальные заблуждения (строители, реактивы)…

Не берусь судить о проблемах строителей, но проблемы с реактивами в прошлом году были самые настоящие. И только энергичные действия ученых (не только молодых) позволили исправить ситуацию. Наверное, и сейчас ученым следует рассчитывать только на свои силы.

Е.Ш.

1. http://navalny.livejournal.com/721 859.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
3 Цепочка комментария
7 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
Константин ПоляковДенис ФНNickNameАндрейДенис фн Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Денис фн
Денис фн

Плохому танцору всегда что-нибудь мешать будет. Гос. контракты, субсидии, гранты и пр., включая процедуры и формы конкурсного отбора, — все это вторично. Эти вопросы спокойно решаются профессиональными управленцами, юристами и экономистами. Главное — кто, как и почему формирует тематику НИР и НИОКР, на которые тратятся млрды рублей, а результаты потом представляют из себя тонны никому ненужных бумажных отчетов с мизерным кпд для реального сектора экономики.

Андрей
Андрей

Очень правильная статья! Государство обязано контролировать куда уходят деньги налогоплательщиков! 94 ФЗ практически лишил государство возможности хоть какого-то контроля, если ООО «Рога и копыта» путём демпинга выигрывает конкурс и забирает деньги налогоплательщиков, взамен предоставляя лишь бумажный отчёт сомнительного качества, то это узаконенное мошенничество и хищение государственных средств, а не финансирование науки! Навальный может и не в курсе, но 94 ФЗ это коррупция в чистом виде и в новом законе необходимо предотвратить разворовывание бюджетных денег через конкурсы типа «кто дешевле — забирает все деньги».

NickName
NickName

Кто конкретно от имени государства должен контролировать?

Андрей
Андрей

Разумеется заказчик должен иметь право контролировать! Если ДРСУ заказало строительство дороги и «рога и копыта» выиграли конкурс и построили дорогу, то если дорога не качественно сделана и весной растает вместе со снегом, то ДРСУ должно иметь возможность контролировать качество работ в ходе строительства и в случае нарушений тут же расторгнуть контракт и аннулировать заказ, не обращаясь в суд, ещё до того, как дорога развалится, а владелец «рога и копыта» закроет лавочку и свалит с деньгами за границу. Если Минобороны заказывает солдатские сапоги и «рога и копыта» выигрывает конкурс с самыми дешёвыми сапогами, то минобороны должно иметь право проконтролировать качество закупаемых сапог, что они не развалятся при первом дожде и должно иметь право расторгнуть контракт с «рогами и копытами», если сапоги окажутся некачественными, ещё до того, как сапоги развалятся прямо на ногах… Подробнее »

Денис ФН
Денис ФН

История о «рогах и копытах» — это та же история о недобросовестных чиновниках, которые неправильно и непродуманно прописывают технические задания, которые потом позволяют им «принять» работы и подписать «акты», по которым влить этим «рогам и копытам» деньги налогоплательщиков… 94-ФЗ впервые в нашей стране после большого перерыва (с конца 1920х гг) позволил нашим гражданам узнавать, куда и на что тратятся их деньги. При этом каждый человек, когда тратит собственные деньги, интересуется за что и почему он платит именно столько + нормальный человек хотел бы заплатить поменьше при условии сохранения качества. Поэтому параметры цены-качества обоснованно присутствуют в конкурсных документациях. Главная же проблема в том, что параметр «качество НИР» — это исключительно субъективный вопрос, который позволяет сейчас чиновникам (в условиях отсутствия довереия к экспертному сообществу) распределять деньги так, как… Подробнее »

Андрей
Андрей

Не согласен с вами только в одном моменте. Необходимо контролировать качество товаров/услуг закупаемых на деньги налогоплательщиков. 94 ФЗ в принципе не даёт такой возможности т.к. в случае если обнаруживается недобросовестность победителя конкурса, то отменить конкурс, расторгнуть контракт и вернуть деньги возможно только по решению суда т. е. задним числом, когда ни подрядчика ни денег уже и след простыл, просто отказать недобросовестному победителю заказчик не может, закон ему запрещает. Так вот я за то, чтобы заказчику было законом дано право отказаться от заключения контракта с недобросовестным подрядчиком ещё ДО перечисления ему государственных денег, а не ПОСЛЕ. Аналогия, Вы приходите в магазин, но не можете выбирать продаваемые там товары, Вы заранее обречены купить самый дешёвый товар из имеющихся. Продавец сначала втюхивает вам самую дешёвую колбасу, кильку в томате, уценённые овощи, залежалое… Подробнее »

Денис ФН
Денис ФН

А) Если согласиться с Вашим предложением (о расторжении гос. контрактов по инициативе чиновника), то в конкурсах будут не только побеждать, но и участвовать только те организации, которые выгодны чиновникам, принимающим решения о гос.заказе. И в условиях отсутствия конкуренции мы останемся в той же ж… Приняв предлагаемые Вами решения, можно будет говорить уже не о коррупции в этой области, а о тотальной МЕГА-коррупции:))) Б) По 94-фз деньги исполнители получают только после подписания акта сдачи-приёмки работ (услуг, товаров) по гос.контракту. Аванс — не более 30%, который можно исключить при формировании конкурсной (аукционной) документации, т. е. не переводить исполнителю денег вообще до тех пор, пока он за свой счет все не сделает. Гос. заказчик имеет все возможности и ОБЯЗАН не подписать акта сдачи-приёмки работ, если считает, что работы выполнены не на должном уровне, не соответствуют качеству и… Подробнее »

Андрей
Андрей

А) Никто не запрещает участвовать в конкурсе кому угодно, но побеждать в конкурсе должны не кто попало, а только те, кто обеспечит качество товаров и услуг. Конкурировать между собой должны добросовестные подрядчики с добросовестными подрядчиками, а не добросовестные подрядчики с проходимцами. Чтобы это обеспечить, необходимо предоставить заказчику прозрачную систему критериев оценки подрядчика. Не произвольную (хочу — не хочу), а прозрачную и заранее известную всем участникам рынка, например такие критерии: 1. Подрядчик существует, активно работает, выплачивая все налоги, не менее 2 лет. 2. Подрядчик имеет персонал соответствующей квалификации с дипломами, учёными степенями, публикациями в высокорейтинговых журналах по соответствующей специальности. 3. В стоимость работ входит не только коробка, но и пуско-наладочные работы, гарантийное обслуживание не только до конца финансового года, но на весь расчётный срок службы дороги, станка, ракеты, ядерного… Подробнее »

Денис ФН
Денис ФН

по п. А) — согласен, что систему гос. заказа необходимо совершенствовать, но при этом нельзя ограничивать конкуренцию. Отличить «добросовестного подрядчика» от «проходимца» бывает крайне сложно, а в условиях рыночной экономики, когда главная и естественная (на психо-физиологическом уровне) задача бизнеса — увеличение своей прибыли, то и невозможно. Любой «добросовестный» вечером бизнесмен может утром стать «проходимцем», когда подумает ночью о возможных 300% прибыли (все по Марксу:)). Никакая конкурсная комиссия заказчика ничего сделать не сможет… Необходимо правильно и продуманно задавать условия технического задания, включая в контракты гарантии и страхование ответственности, возможность расторжения контракта по решению мировых судей и пр. Все равно убежден, что не стены и отчеты красят организацию, а люди в ней работающие. Прекрасная организация может в течение квартала превратиться в полное ничто после смены менеджмента… Подробнее »

Константин Поляков
Константин Поляков

Господа! Прочитайте положение о минобрнауке и тогда станет понятным, что административному ресурсу России на российскую науку — наплевать. Только один пример: ну, не знает фундаментальная наука, куда её занесёт завтра из-за своей специфики! А потому планировать или определять для науки закупки оборудования — полный бред. Определение потребности науки должна определять сама наука, а не чиновник (у него другая функция — создать условия для науки).

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: