ТрВ №14 (108N) за 2012 г.: Жуть летнего затишья

Анонс номера

Жуть летнего затишья (стр. 1)
Максим Борисов
Передовица посвящена летним законам: о клевете, об НКО, о контроле за интернет-сайтами… В общем, обо всем том, что снова делает нашу жизнь «лучше, веселее».

Где мы? (стр. 2-3)
Михаил Зеленский
Используя данные библиографической базы Scopus, автор проводит развернутый сравнительный анализ развития науки в России и других странах. Прогнозы, основанные на существующих тенденция, совершенно неутешительны. Маловероятно, что удастся выполнить планы, намеченные «партией и правительством», т.е. заложенные в различные «стратегии развития до…»). Автор заключает статью мыслью о том, что при реформировании науки надо спрашивать собственно активно работающих ученых, а не придумывать что-то из головы или консультироваться с научным начальством. Что касается последнего, то к нему, скорее применимо выражение «спрашивать с…», а не «спрашивать о…».
Эту статью на стр. 4 комментирует Андрей Калиничев, обращающий внимание на многообразие мирового опыта развития науки. А также на то, что многие страны, к которым у нас всё еще сохраняется пренебрежительное отношение, ушли далеко вперед в вопросах организации науки и образования.

Торопливость, непродуманность и откровенная безграмотность законодателей стали новейшим российским трендом и притчей во языцех.

Звездное небо науки
Вопрос о том, как обстоят дела с наукой в России на фоне других стран и наблюдается ли какой-нибудь рост, изучает Михаил Зеленский — стр. 2-3

Встреча на лабе
Новое руководство Минобрнауки отважилось на прямой диалог с молодыми учеными МГУ.
Отклики см. на стр. 5

«Радиоастрон», мазеры, блазары, пульсары…
18 июля исполняется ровно год с момента запуска нашего космического радиотелескопа. О первых научных результатах читайте на стр. 7

Под оксфордской мантией
Члены очередной «международной академии» щеголяют мантиями
Оксфорда и титулами, которые Оксфорду и не снились. Возмущается Лев Клейн — стр. 8

Магнитные бури идут в Россию?
О воздействии магнитных возмущений на биосферу и техносферу и о том, чем грозит
смещение магнитного полюса в нашу сторону, рассказывает Леонид Лазутин — стр. 10

Встреча нового руководства Минобрнауки с молодыми учеными МГУ (стр. 5)
3 июля заместитель министра образования и науки Игорь Федюкин встретился с представителями Советов молодых ученых подразделений МГУ, а также с членами Инициативной группы. Мы приводим комментарии участников встречи. Существенно, что министерство как минимум готово слушать молодых ученых. Будут ли услышаны высказанные пожелания и предложения – покажет будущее.

13 ключей к Белому дому (стр. 6-7)
Борис Докторов
В статье описывается метод прогноза результатов президентских выборов в США. На ближайшие дается прогноз в пользу победы Обамы (с вероятностью 80-90%).

«Радиоастрон»: медленно, но верно (стр. 7)
Б.Ш.
Недавно команда «Радиоастрона» выпустила два релиза, в которых приводятся свежие новости о работе спутника «Спектр-Р» и об интерферометрических наблюдениях совместно с наземными телескопами. Работа идет, и мы ждем первых научных публикаций.

Под оксфордской мантией (стр. 8)
Статья рассказывает о лжеученых и о лженаучных организациях, раздающих громкие титулы и различные мантии.

Учиться вместе, изучать друг друга (стр.9)
Инна Конрад
Летом традиционно организуются различные школы для молодых ученых, аспирантов, студентов и для школьников. Для самых молодых из этого списка как раз и работает Международная исследовательская школа. Она проводится Общероссийским общественным Движением творческих педагогов «Исследователь», лицеем № 1553 («Лицеем на Донской»), Московским городским Дворцом детского (юношеского) творчества при поддержке Международного движения содействия научно-техническому досугу молодежи MILSET. Всего 10 дней отводится интернациональным группам для решения задачи, но обычно ребята справляются.

Воздействие магнитных бурь на техносферу и эффект смещения северного магнитного полюса (стр. 10)
Леонид Лазутин
Наблюдается движение магнитных полюсов Земли. Направление перемещения северного магнитного полюса таково, что в ближайшие десятилетия авроральная зона (где регистрируются самые мощные магнитные возмущения и самые яркие полярные сияния) сдвинется вглубь России. Соответственно, в области магнитных бурь окажутся более заселенные области. Потенциально это чревато проблемами с техникой, поскольку именно она (а не человек) более чувствительна к магнитным бурям.

Волосы лишними не бывают (стр. 11)
Зачем нам волосы на теле? Исследование показало, что их наличие позволяет быстрее среагировать на крадущееся по руке насекомое, намеревающееся нас укусить. Так что, если у вас клопы, то подумайте: стоит ли делать эпиляцию!

Экология и философия нашей жизни (стр. 12)
Продолжая знакомить наших читателей с российскими научно-популярными изданиями, мы попросили ответить на ряд вопросов главного редактора журнала «Экология и жизнь» Александра Самсонова.

Книга, дающая пищу уму (стр. 13)
Научно-популярных книг у нас выходит не так уж много, но совсем редко появляются книги о самом жанре популяризации. Тем не менее, вот одна из них: «Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого ученого». Ее автор – Карл Левитин – сам был известным научным журналистом. В своей работе он попытался собрать и аргументы в пользу любимого жанра, и некоторые предложения по работе в этой области.

Ода на возвращение «отечественных записок» (стр. 14)
Ревекка Фрумкина
В прежнем виде возобновил свою работу журнал «Отечественные записки». Автор не скрывает своей радости по этому поводу и рассказывает о свежих номерах. Последний из них посвящен городам. Именно об этом номере наиболее подробно рассказывается в заметке.

Изменись или погибнешь (стр. 15)
Татьяна Борисова
Американские биологи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре разработали новый метод борьбы со злостным сорняком тамариском при помощи жука-листоеда, поедающего это растение. Регулируя численность жука путем изменения его жизненного цикла, они добились более эффективного истребления сорного растения. Результаты исследований опубликованы в журнале Evolutionary Applications.

Амазонки среди бактерий (стр. 16)
Исследование бактерий, меняющих соотношение полов у мотыльков, на которых они паразитируют. Поскольку передача происходит только по женской линии, то бактерия стремиться извести под корень мужское потомство. Зато, если мотыльков вылечить, то в потомстве будут практически одни мужские особи. Так что в итоге паразиты и хозяева приспособились друг к другу.

АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ:

О вкусах не спорят (стр. 11)
Сергей Белков

Заведомо ложные измышления (стр. 13)