Со звездою наголо

13 июня был успешно выведен на орбиту новый астрофизический спутник НАСА – NuSTAR. «Nu» в названии – не от «ню», а от «nuclear», поскольку основной задачей является рентгеновская спектроскопия. Это важно, например, для того, чтобы исследовать остатки сверхновых, фиксируя излучение различных элементов, синтезированных при взрыве и во время эволюции взорвавшейся звезды. Кроме того, приборы будут изучать нейтронные звезды, аккрецирующие черные дыры и струи, бьющие из их окрестности.

Со звездою наголо
Рисунок спутника NuSTAR с полностью развернутой «мачтой», которая разделяет блок рентгеновской оптики и блок детекторов. Иллюстрация NASA/JPL-Caltech

Решение этих задач стало возможным благодаря тому, что впервые в жестком рентгеновском диапазоне (вплоть до 80 кэВ) будет работать фокусирующая оптика. Для этого спутник пришлось делать очень длинным. Поскольку 10-метровый аппарат никуда бы не влез, систему сделали раздвижной (см. рисунок). Это революционный шаг в развитии рентгеновских обсерваторий. Следующим должно быть создание космических телескопов, состоящих из двух независимо летающих частей, в одной из которых находится рентгеновская оптика, а во второй – приемная аппаратура.

Несмотря на новые технические решения, спутник легкий и недорогой. Запускался он ракетой Pegasus XL с борта самолета. Всё прошло штатно. Научная работа аппарата начнется примерно через месяц.

С.П.