Со звездою наголо

13 июня был успешно выведен на орбиту новый астрофизический спутник НАСА — NuSTAR. «Nu» в названии — не от «ню», а от «nuclear», поскольку основной задачей является рентгеновская спектроскопия. Это важно, например, для того, чтобы исследовать остатки сверхновых, фиксируя излучение различных элементов, синтезированных при взрыве и во время эволюции взорвавшейся звезды. Кроме того, приборы будут изучать нейтронные звезды, аккрецирующие черные дыры и струи, бьющие из их окрестности.

Рисунок спутника NuSTAR с полностью развернутой «мачтой», которая разделяет блок рентгеновской оптики и блок детекторов. Иллюстрация NASA/JPL-Caltech

Решение этих задач стало возможным благодаря тому, что впервые в жестком рентгеновском диапазоне (вплоть до 80 кэВ) будет работать фокусирующая оптика. Для этого спутник пришлось делать очень длинным. Поскольку 10-метровый аппарат никуда бы не влез, систему сделали раздвижной (см. рисунок). Это революционный шаг в развитии рентгеновских обсерваторий. Следующим должно быть создание космических телескопов, состоящих из двух независимо летающих частей, в одной из которых находится рентгеновская оптика, а во второй — приемная аппаратура.

Несмотря на новые технические решения, спутник легкий и недорогой. Запускался он ракетой Pegasus XL с борта самолета. Всё прошло штатно. Научная работа аппарата начнется примерно через месяц.

С.П.

• Отраженная в науке жизнь страны15.01.2013 Отраженная в науке жизнь страны Астрофизика — маленькая наука. Вроде бы, именно она, точнее ее появление и становление в России, является основным предметом рассмотрения в книге Константина Иванова «Небо в земном отражении».
  • Прагматизм вместо научного прорыва22.05.2012 Прагматизм вместо научного прорыва В мае Европейское космическое агентство приняло решение о том, что следующей флагманской миссией будет проект JUICE, задача которого - исследование спутников Юпитера и самой гигантской планеты. Многие эксперты не согласны с таким выбором.
  • Квазар виновен24.04.2012 Квазар виновен В некоторых галактиках образование звезд прекратилось миллиарды лет назад. Это значит, что там почему-то исчез газ. Почему это произошло?
  • Два восхода в сутки24.04.2012 Два восхода в сутки Большая часть звезд в Галактике - двойные. Там тоже могут быть планеты. Чтобы орбита была устойчивой, планета должна или обращаться близко от одной из звезд, или же планета должна вращаться сразу вокруг пары.