Зачем самцам «женское» оперение

Пластиковые фигурки Болотных луней

Как хорошо известно читателям «Тысячи и одной ночи», мужчине проще всего пробраться в чужой гарем, нарядившись женщиной. Животные тоже используют сексуальную мимикрию. Если самец похож на самку, он может избежать выяснения отношений с другими самцами и все сбереженные силы направить на размножение. Мимикрию под самку используют рыбы, рептилии и насекомые. Есть она и у птиц, но обычно ограничена ранним периодом жизни. Оперение, напоминающее женское, носят молодые самцы, еще не достигшие половой зрелости, и таким образом избегают агрессии со стороны старших товарищей. Но, повзрослев, птица сразу меняет оперение на подобающее ее полу. Есть, однако, два вида, у которых часть самцов всю взрослую жизнь ходит в женском костюме. Это турухтан (болотная птица из семейства бекасовых) PhUomachus pugnax и болотный лунь Circus aeruginosus. Причем такое оперение самцы не с юности носят, а приобретают на втором году жизни, достигнув половой зрелости, так что о задержке развития речь не идет.

Адаптивные преимущества, которые дает мимикрия под самку, и особенности поведения замаскированных самцов мало изучены. Этой проблемой заинтересовались французская исследовательница Одри Стернальски (Audrey Sternalski), ныне работающая в Институте исследования охотничьих ресурсов в Толедо (Instituto de Investigacion en Recursos Cinegeticos), и ее коллеги Франсуа Мужо (Frangois Mougeot) и Винсент Бретаньоль (Vincent Bretagnolle), бывший в свое время научным руководителем Стернальски. Ученые исследовали мимикрию болотного луня.

Окраски самцов и самок этого вида заметно различаются. Основной тон перьев самца – серый, а самка – коричневая с белыми отметинами на голове и плечах. В популяции, которую исследовали Стернальски с коллегами, около 40% взрослых самцов имели коричневое оперение практически без серых пятен. От самок их отличали более тонкие и желтые лапки и цвет радужной оболочки глаз. У самцов она желтоватая, у самок – охристо-коричневая. Кроме того, самцы примерно на 30 % меньше и легче самок.

Настоящие Болотные луни

В марте-июле, когда болотные луни высиживают яйца и выводят птенцов, исследователи устанавливали рядом с их гнездами высокие шесты с раскрашенными пластиковыми фигурками самца, самки или самца, замаскированного под самку. Каждой паре птиц показывали по очереди все три фигурки. Хозяева гнезда воспринимали появление манекена как посягательство на свою территорию, а ученые наблюдали за их реакцией. Таким образом они протестировали 36 гнезд.

Оказалось, что типичные самцы нападают на фигурки серых самцов, а коричневых атакуют в 2,5 раза реже, примерно с той же частотой, что и фигурки самок. Замаскированные самцы ведут себя совершенно иначе. Они практически никогда не бросаются на фигурку типичного самца и лишь изредка беспокоят коричневого. Основной объект их атаки – манекен самки.

Таким образом, самцы, окрашенные как самки, действительно почти не страдают от самцовой агрессии. Коричневое оперение оказалось полезной адаптацией, которая позволяет ее обладателю избегать борьбы за территорию, гнездо и подругу. Интересно, что такие птицы подражают самкам не только окраской, но и поведением: они не проявляют агрессии по отношению к самцам, но негативно реагируют на появление самки вблизи своего гнезда.

Но не стоит представлять типичных самцов жертвами обмана. Они тоже извлекают выгоду из этой ситуации. Отсутствие агрессии со стороны замаскированного соседа создает зону спокойствия вокруг гнезда. Расстояние между гнездами двух типичных луней составляет более 700 м, а между гнездами типичного и замаскированного самцов – около 400 м. При этом серый лунь может даже дополнительно спариться с подругой своего неконфликтного соседа. Кроме того, «поддельные» самки активнее защищают территорию от хищников; значит, и типичному самцу в этом отношении будет полегче.

Проще всего было бы связать разницу поведения самцов с их окраской, которая зависит от концентрации пигментов эумеланина и феомеланина. Но было бы ошибкой утверждать, что коричневым самцам агрессия не свойственна, просто она направлена на другой объект – не на особей своего пола, а на самок. Чтобы разобраться в этом вопросе, исследователи планируют детально изучить генетику окраски луней и сравнить репродуктивные тактики, которые используют серые и коричневые самцы.

Audrey SternaLski, Frangois Mougeot, Vincent BretagnoLLe «Adaptive significance of permanent femaLe mimicry in a bird of prey». BioL. Lett. April 23, 2012, 8 (2) 167-170; doi:10.1098/ rsbL.2011.0914