Курс на Юпитер

Так, предположительно, будет выглядеть аппарат. Иллюстрация ESA/AOES

В начале мая Европейское космическое агентство (ESA) объявило, что в качестве миссии L-класса (L – от large, «большой») для запуска в 2022 году была выбрана миссия JUICE по исследованию ледяных лун Юпитера (почти дословный перевод полного названия миссии – JUpiter ICy moons Explorer).

Юпитерианский проект был выбран из трех проектов-финалистов, предложенных к реализации в рамках программы Cosmic Vision. Два других – рентгеновская обсерватория ATHENA и космический детектор гравитационных волн NGO.

Все три миссии изначально планировали реализовать совместно с США. Однако в прошлом году NASA заявило, что из-за финансовых трудностей оно не сможет более поддерживать свое участие; таким образом, разработчикам миссий пришлось в срочном порядке пересматривать их сценарии, чтобы уложиться в более скромный бюджет ESA.

Наиболее свежий вариант миссии предполагает изучение трех из четырех галилеевых спутников, покрытых льдом и предположительно содержащих воду: Каллисто, Европы (два пролета) и Ганимеда (работа на орбите искусственного спутника Ганимеда). Аппарат будет также заниматься изучением околоюпитерианского пространства.

Выбором ESA довольны не все: астрофизики полагают, что отказ от рентгеновской обсерватории ATHENA существенно затормозит развитие этой ветви астрономии и, как следствие, – астрофизические исследования в целом. По мере же возрастания сложности космических миссий проблема выбора, видимо, будет возникать всё чаще и чаще.

О.З.,