Геодинамо Луны всё еще скрыто

Магнитное поле Луны по данным Lunar Prospector (НАСА). Автор: Mark А. Wieczorek

Газета «ТрВ-Наука» уже писал о магнитном поле Луны (№ 64), но результаты полученные группой авторов из Европейского центра по исследованиям и обучению в науках о Земле (CEREG) и опубликованные в последнем номере журнала Earth and Planetary Science Letters [1], достойны отдельного упоминания. Дело в том, что породы Луны характеризуются слабой намагниченностью, которая и определяет собственное магнитное поле Луны, многократно меньшее в сравнении с Землей. Причина возникновения этой намагниченности остается загадкой. Конкурируют две основные гипотезы: (1) на Луне в прошлом действовало свое внутренне геодинамо, что требует жидкого железного ядра; (2) магнитное поле было внешним, связанным с солнечным ветром или усиленным за счет плазмы, образуемой при столкновении метеоритов с поверхностью. В статье [2], о которой писал ТрВ-Наука, была доказана вторая гипотеза, но первая также не могла быть исключена. В новом исследовании [1] гипотеза внешнего поля не отвергается, но при этом показано, что магнетизм Луны также был связан и с внутренним геодинамо. Более того, удалось определить, что магнитное поле имело вид диполя с магнитным полюсом в районе современного полюса вращения Луны. Учитывая, что изученные образцы имеют возраст от 3,3 до 4,4 млрд лет, и вывод о дипольном поле относится к этому времени.

Несмотря на безусловно высокое качество проведенного исследования, следует добавить в эту заметку и ложку здорового скепсиса. Дело в том, что количество изученных лунных образцов очень мало. Так, в этом исследовании их всего 17, из которых только 5 ранее не изучались с точки зрения их магнетизма. При этом вывод о диполе строится вообще на данных по 5 образцам, для которых результаты наиболее надежны в силу природной особенности — наличия минералов, сохраняющих намагниченность. К этому добавляется еще и такая трудность: образцы, доставленные миссиями «Аполлон», не были ориентированы при отборе, и их реальное положение в пространстве неизвестно. Верх и низ реконструируются из предположения, что существующая в них линейность сформировалась при течении лавы, фрагментами которой эти образцы являются. В общем завеса над одной из лунных тайн оказалась приоткрыта, но вряд ли уже видна полная картина.

1. Cournede C., Gattacceca J., Rochette P. Magnetic study of large Apollo samples: Possible evidence for an ancient centered dipolar field on the Moon. Earth and Planetary Science Letters, 2012, v. 331-332, p. 31-42.

2. Gattacceca J., Boustie M., Hood L., Cuq-LeLandais J.-P., FuLLer M., Bezaeva N.S., de Resseguir T., Berthe L. Can the Lunar crust be magnetized by shock: ExperimentaL groundtruth. Earth and PLanetary Science Letters, 2010, v. 299, p. 4253.