От поиска ответов — к новым вопросам

10-13 апреля 2012 года в Москве прошел очный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского — XIX юношеские Чтения. О конкурсе рассказал Александр Леонтович, председатель оргкомитета, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Наш собеседник также возглавляет Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь».

— Александр Владимирович, в следующем году Всероссийский конкурс им. Вернадского отметит свое 20-летие. С чего начинался проект?

— В определенной степени можно сказать, что идея конкурса исследовательских работ школьников непосредственно связана с историей и концепцией московского Дома научно-технического творчества молодежи в Москве (Донская, 37). ДНТТМ был открыт в 1988 году как учреждение для обучения подростков науке и технике. К разработке учебных программ были привлечены сотрудники технических вузов и институтов РАН. В качестве преподавателей выступили специалисты из разных областей науки. Одной из задач было приобщить подростков к культуре исследовательской и конструкторской работы. Обмен опытом на конференциях — обязательное условие научного общения, поэтому было логичным сделать конференции одним из элементов учебного процесса.

Конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского «вырос» из небольшого мероприятия: в 1989 году в ДНТТМ прошла первая исследовательская конференция «Поиск». Большая часть секций была посвящена естественным наукам. Одна из секций этой конференции через несколько лет выделилась и стала самостоятельным проектом -юношескими Чтениями им. В.И. Вернадского. Теперь «Чтениями» называется очный тур конкурса. Сейчас в нем 28 секций естественнонаучного и гуманитарного направлений.

— Как проходили первые Чтения?

— Вначале Чтения проводились для учащихся только что созданной небольшой школы — «Донской гимназии» (ныне Лицей № 1553 — «Лицей на Донской») и лаборатории приро -ды Земли ДНТТМ. Подростки представляли результаты своих учебноисследовательских работ, которые проводились под руководством учителей. Экспертами были учителя школы и педагоги ДНТТМ. Материал набирался во время экспедиций и на уроках. Исследование выступало как способ обучения не только предмету, но и профессиональной коммуникации: требовалось провести весь цикл исследовательской работы и научиться правильно представлять ее аудитории. Каждый текст рецензировал специалист из соответствующей области науки. Такая форма научно-образовательного общения была признана очень продуктивной, а интерес учащихся из других школ Москвы и даже городов показал широкие перспективы проекта.

— Каковы главные отличительные черты конкурса им. В.И. Вернадского?

— Изначально организаторы конкурса ставили своей задачей создание сообщества ученых (в данном случае мы говорим о сотрудниках вузов и научно-исследовательских учреждений), юных исследователей, их руководителей — всех людей, увлеченных познанием мира. Живое общение с профессионалами — хорошая мотивация для детей, интересующихся наукой. При этом непосредственный контакт со специалистом в той или иной области повышает личную ответственность: ты уже не можешь провести работу как попало, «притянуть за уши выводы», представить некорректные данные: всё это сразу заметит профессионал. «Взрослые» ученые получают возможность узнать уровень подготовки школьников, которые в скором времени придут в вузы, в науку. Это двусторонний процесс.

— Как устроен конкурс?

Заочный тур — открытый. Любой ребенок может подать свою работу и получит рецензию специалиста. А от качества работы зависит, будет ли она приглашена в Москву.

Очный тур традиционно состоит из двух этапов: стендовая и докладная сессии. В рамках стендовой сессии все участники представляют свои работы на суд коллег и экспертов. Главная задача — компактно представить информацию о работе и грамотно рассказать о полученных результатах.

На докладную сессию выносятся самые разные материалы, и прежде всего те работы, которые могут вызвать бурное обсуждение. Так конкурсанты получают возможность поучаствовать в научной полемике: слушатели учатся видеть проблемные места в чужих работах, докладчики — отстаивать свою точку зрения. Докладная сессия позволяет более подробно рассказать о ходе самого исследования и проблемах, возникших на пути юного ученого. В качестве ведущих секций выступают титулованные ученые, которые не только направляют течение дискуссии, но и учат правилам ведения научных бесед.

Чтения им. В.И. Вернадского — это и образовательно-просветительское мероприятие: одной из программ является Научный лекторий. Каждый год известные ученые читают лекции и проводят семинары по актуальным проблемам науки. Например, в этом году первым почетным гостем Чтений стал академик, доктор исторических наук, заслуженный профессор российских и зарубежных академий С.О. Шмидт. Его выступление было посвящено судьбе Н.М. Карамзина и становлению российской историографии.

— Из Московской конференции — до масштабов Всероссийской?

— Чтения 1993 и 1994 годов были локальным мероприятием, на которое приезжали ребята из Калининграда и Балаково. Но в 1995 году мы решили вывести их на новый уровень и обратились в Министерство образования. Благодаря удивительному специалисту — Людмиле Филипповне Фоминой — это удалось, мероприятие было включено в план. Регионы получили официальное приглашение министерства, количество делегаций возросло до 30, а число участников превысило 200 человек.

На следующие Чтения мы приглашали выдающихся ученых ХХ века, академиков А.Л. Яншина и Н.Н. Моисеева. Нашими постоянными партнерами стали Комиссия по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН и Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского.

Росло количество работ, прибавляясь в среднем на 100-150 в год. К началу 2000-х годов, когда их число стало приближаться к тысяче, возникли серьезные проблемы с обработкой, распределением по рецензентам, обратной связью. В это время коллектив под руководством Максима Алексеевича Бабошина создал дистанционную онлайн-систему обработки информации на базе сайта www.vernadsky.info.

К 2012 году на заочный тур было подано более 1970 заявок, к очному допущено 868 работ. В Москву приехали авторы около 550 работ из 75 регионов России, а также Казахстана, Украины, Белоруссии, Чехии и Словакии. Конкурс проводили Российская академия наук, Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН, Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», Департамент образования города Москвы, Окружное управление образованием города Москвы, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, Лицей № 1553 — «Лицей на Донской».

Всё более активно в работу конкурса включаются отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»: в этом году в 20 городах были проведены региональные туры, и их победители получили возможность приехать в Москву в апреле. Региональный тур полностью подготавливается организацией-членом ООДИ, от Центрального совета приезжают наблюдатели, которые выступают в качестве экспертов и консультантов.

— Как правило, большая часть конкурсов, конференций, олимпиад направлено на выявление очень высоких по качеству работ. Да и в массовом сознании закреплено: любое подобное мероприятие — исключительно для одаренных детей. Если говорить о Чтениях, то справедлива ли такая установка?

— Не совсем так. Мы стараемся поддержать авторов, наиболее мотивированных к исследованиям. Даже если у человека не самые высокие способности, но он одержим своей работой — он найдет свое место в жизни. Часто эти качества совпадают. Премия Президента для поддержки талантливой молодежи вручается именно таким детям, выполнившим добротные работы и заинтересованным в их развитии. В этом году ее получили четыре девочки. Все они приняли участие в региональных турах. Это Вика Ананина из Улан-Удэ («Речная крачка (Sterna hirundo) как модельный вид экологического мониторинга в Баргузинском заповеднике»), Настя Евко из Калининграда («Элементы языковой игры (интертекстуальные, прецедентные, индивидуально-авторские выражения) в романе А. Иванова «Географ глобус пропил»»), Лейла Керимова из Екатеринбурга («Участие гемопоэтических стволовых клеток в регенеративных процессах, протекающих во внутренних органах на примере регенерирующей печени») и Екатерина Конычева из Иваново («Иваново-Вознесенская рисовальная школа — филиал Санкт-Петербургского училища барона Штиглица»).

Их материалы определены как показательные: был проведен полный цикл исследований, всё правильно оформлено. Особое внимание экспертная группа обратила на работу с научной литературой: зачастую некорректное цитирование портит всё впечатление, но в данном случае участницы продемонстрировали и хорошее понимание прочитанного, и умение грамотно преподнести проанализированный материал.

Но главное — самостоятельная работа: экспериментальная, поисковая. Например, Лейла Керимова сама проводила опыты на мышах в лаборатории: подробно описываются все этапы, особенности медицинских манипуляций, уделяется внимание даже технике безопасности. Отрадно, что юная исследовательница ставит одной из своих жизненных целей работу в сфере медицины, она собирается продолжить изучение стволовых клеток в дальнейшем. А вот Катя Конычева, можно сказать, перелопатила горы материала: в ее работе об истории Иваново-Вознесенской рисовальной школы (ее преемником стало Художественное училище) упоминаются документы, дореволюционная периодика, искусствоведческая и историческая литература. Опять же, важен и моральный аспект работы: одной из своих задач (даже не исследовательских, а гражданских) Катя видит популяризацию истории родного города и его культурных объектов.

Надо сказать, что в работах участников конкурса мы всё чаще встречаем указание на то, что отправной точной стала определенная проблема, поиск ответа на какой-то вопрос, а желание продолжить исследование на новом уровне сопряжено со стремлением принести пользу людям, повысить качество их жизни. Это характерно и для естественнонаучных, и для гуманитарных работ.

Мне кажется, XIX Чтения им. В.И. Вернадского явно показали, что исследовательский подход в образовании получает всё большую популярность, а число увлеченных наукой школьников растет.

 Беседу вела Инна Конрад, зав. лабораторией методики исследовательской деятельности ДНТТМ МГДД(Ю)Т Фотографии автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: