Образование — ключ к формированию будущих элит

Роль образования детей в системе ценностей обеспеченных родителей

Роль образования для обеспеченных родителей уже не сводится к получению их ребенком простой суммы знаний, даже обширных и качественных.

Каждый раз при выборе школы, вуза родители в приоритетном порядке руководствуются потенциалом социального лифта для своих детей, обеспечивающимся этим образовательным учреждением.

Уровень материальной базы, качество питания и прочих услуг имеют значение при сопоставимости потенциала социального лифта и платы за обучение в различных школах.

Эту мотивацию родителей можно сравнить с мотивацией инвестирования в основной капитал компании для ее владельца.

Прогнозируемая роль образования в системе приоритетов развития современного российского общества на ближайшие 20 лет

Лифты «школа — вуз—топ-карьера», имеющие перспективу в настоящем времени, определяются социальной и профессиональной структурой элиты общества ближайших десятилетий. Поэтому для оптимального построения таких лифтов необходимо прогнозировать структуру общества ближайших десятилетий.

Центральной точкой зрения в современном обществе является та, что в ближайшие десятилетия политические и экономические системы ведущих развитых стран мира ждет неизбежная ориентация на системную модернизацию. Это связано с необходимостью для общества реагировать на множество возникших в последние годы разнообразных вызовов и дисбалансов как в масштабах государств, так и вызовов глобального характера.

Целью такой модернизации должно стать превалирование интеллектуальной политики на уровне государств, обеспечивающей интеллектуальную экономику.

Важность и неизбежность такой модернизации вызвана и тем, что на этом периоде времени не исключены и ожидаются революционные прорывы в таких ключевых для жизни общества областях, как альтернативная энергетика, биофармакология, системы автоматизации процессов производственной и социальной сфер.

Вполне вероятно, что этот прогресс может привести к новому технологическому укладу общества и сопряженному с этим политико-экономическому укладу.

Поэтому конкурентным преимуществом будут обладать страны с выраженным упором на развитие hi-tech отраслей и стабильными политическими системами.

В частности, для России это будет вынужденно более сложная и технологичная политическая система, чем действующая, использующая не только вертикальные политические механизмы и сырьевую экономику, но и сбалансированные с ними горизонтальные механизмы и интеллектуальную высокотехнологичную экономику.

Таким образом, модернизация должна стать естественным механизмом балансирующей реакции на систему вызовов для испытывающих трудности экономик ведущих стран и проблем с гибкостью политических систем в ряде этих стран.

Соответствующая модернизация должна произойти и на институциональном уровне, включая системы школьного и вузовского образования.

Экономическое, фундаментальное, технологическое и гуманитарное образование вынуждены будут гармонично взаимодействовать, производя элиту общества нового уровня. Общество нового поколения будет нуждаться в разумной (smart) элите, разрабатывающей и применяющей глобальные, синтетические, системные и ответственные методы в политике и экономике. Степень разумности элиты будет базироваться на синтетической структуре образования.

Ключевыми звеньями в цепи качественного синтеза знаний в России в этой оптимистической логике будут школы и вузы международного уровня. Они будут атрибутами конкурентоспособности собственной системы образования России — неотъемлемого компонента конкурентно-способной экономики.

Центральным результатом этого процесса синтеза знаний должен стать устойчивый процесс превращения знаний в технологии, полезные для развития общества. Элита будущего и должна обеспечивать этот сложный процесс.

Оптимальная структуризация образовательной среды

Наиболее естественным путем подготовки кадров верхнего уровня для интеллектуальной экономики и политики будущего является создание связок опорных школ, вузов и глобальных частных и государственных структур, обеспечивающих этот кадровый фундамент и систему профессиональных лифтов для молодежи.

Такие связки школ, вузов и несущих конструкций общества должны синтезировать фундаментальное, технологическое, экономическое и гуманитарное знание и производить специалистов высшего уровня.

Современная система связок специализированных школ и узкоспециализированных вузов (в смысле масштаба рынков, на которые работают их преподаватели и сотрудники) работает во многом «мимо» топового рынка труда, если эти вузы не связаны с операторами глобального рынка или государственными структурами.

Специализированная связка «школа — вуз не охватывает всего спектра компетенций, необходимых для интегрирования в глобальные экономические и политические структуры общества. Выпускникам таких связок для востребованности на топовом рынке труда сегодня, как правило, необходимо получать еще одно высшее образование.

Поэтому наиболее перспективной представляется модель универсального образования в Школе, рассчитанная на ее встраивание в связки, обеспечивающие максимальные профессиональные лифты своим выпускникам. Это позволит максимально точно начинать построение в Школе индивидуальных образовательных траекторий, имеющих перспективу в обществе ближайших десятилетий.

Прогнозируемый образ представителя общественной элиты через 10-20 лет. оптимистический сценарий

Прогнозируемая экономико-политическая структура общества через 10-20 лет дает образ успешного человека в России через 10-20 лет. Это:

– успешный технологический предприниматель, создавший крупный высокотехнологический бизнес на основе нахождения и технологического воплощения новых идей, продвигающих прогресс общества, и их технологического воплощения;

– эффективный топ-менеджер, построивший карьеру в компании, работающей на глобальном рынке;

– ученый, добившийся воплощения результатов фундаментальной науки в технологии нового поколения;

– государственный служащий высокого уровня, создающий и реализующий программы по устойчивому развитию отраслей экономики страны;

– политик, обеспечивающий социально-экономический прогресс страны и ее конкурентно-способность на международном уровне;

– признанный деятель науки, культуры, масс-медиа или искусства.

Отсюда вытекает система ценностей, жизненные приоритеты и человеческие характеристики представителя элиты общества ближайших десятилетий:

– сбалансированное фундаментальное, технологическое и бизнес-образование;

– статус профессионала в конкретной области;

– наличие дополнительного образования или опыта работы в нескольких отраслях;

– знание нескольких основных иностранных языков;

– понимание глобальных тенденций в обществе, науке, технологиях, экономике, искусстве и политике, философичность мышления;

– выдвижение новых оригинальных точек зрения;

– умение прогнозировать комплексное развитие ситуации и формулировать ключевые задачи перспективного планирования;

– высокие навыки управления, умение принимать решения и добиваться поставленных целей;

– креативность мышления;

– мотивированность на достижение высоких результатов;

– устойчивая психология;

– хорошее здоровье;

– высокая коммуникативность;

– системность, оперативность и аналитичность в работе;

– структурный и сбалансированный подход к решению проблем;

– выработка собственной и уважение других точек зрения;

– порядочность и ответственность.

Дмитрий Абраров, 
научный сотрудник ВЦ РАН,
главный специалист по инфраструктурным
проектам Российской венчурной компании

Подписаться
Уведомление о
guest

3 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Ой!
Ой!
11 года (лет) назад

спасибо, Капитан Очевидность!

Аноним
Аноним
11 года (лет) назад

Очень правильная статья. Автор, судя по всему, является типичным “эффективным манагером”, которые подняли страну чуть ниже плинтуса. Это за границами не наличие нескольких образований и прочих гениальных идей мыслителей из ВШЭ являются признаком хорошего лидера, а профессиональный уровень в своей области: для ученого – его h-индекс, для руководителя производства – рост объема прибыли им руководимых предприятий и так далее. В России все наоборот. Признак хорошего ученого – его умение выбить (с откатами, разумеется) финансирование из МОНы, для производственника – умение конкретно договориться с правильными пацанами. В этом деле, как верно пишет автор, самое главное – коммуникабльность, умение правильно “оперировать с вызовами”. В переводе на русский – где откат дать кому надо, где – правильно договориться с рейдерами и полиционерами, где – Пал Палычу из министерства со строительством новой дачи помочь.

Тётенька
Тётенька
11 года (лет) назад

Очень бравурно! Видимо, с помощью подобных прогнозов формируется матрица…Вполне в духе американских бизнес-футурологов.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...