Образование — ключ к формированию будущих элит

Роль образования детей в системе ценностей обеспеченных родителей

Роль образования для обеспеченных родителей уже не сводится к получению их ребенком простой суммы знаний, даже обширных и качественных.

Каждый раз при выборе школы, вуза родители в приоритетном порядке руководствуются потенциалом социального лифта для своих детей, обеспечивающимся этим образовательным учреждением.

Уровень материальной базы, качество питания и прочих услуг имеют значение при сопоставимости потенциала социального лифта и платы за обучение в различных школах.

Эту мотивацию родителей можно сравнить с мотивацией инвестирования в основной капитал компании для ее владельца.

Прогнозируемая роль образования в системе приоритетов развития современного российского общества на ближайшие 20 лет

Лифты «школа — вуз—топ-карьера», имеющие перспективу в настоящем времени, определяются социальной и профессиональной структурой элиты общества ближайших десятилетий. Поэтому для оптимального построения таких лифтов необходимо прогнозировать структуру общества ближайших десятилетий.

Центральной точкой зрения в современном обществе является та, что в ближайшие десятилетия политические и экономические системы ведущих развитых стран мира ждет неизбежная ориентация на системную модернизацию. Это связано с необходимостью для общества реагировать на множество возникших в последние годы разнообразных вызовов и дисбалансов как в масштабах государств, так и вызовов глобального характера.

Целью такой модернизации должно стать превалирование интеллектуальной политики на уровне государств, обеспечивающей интеллектуальную экономику.

Важность и неизбежность такой модернизации вызвана и тем, что на этом периоде времени не исключены и ожидаются революционные прорывы в таких ключевых для жизни общества областях, как альтернативная энергетика, биофармакология, системы автоматизации процессов производственной и социальной сфер.

Вполне вероятно, что этот прогресс может привести к новому технологическому укладу общества и сопряженному с этим политико-экономическому укладу.

Поэтому конкурентным преимуществом будут обладать страны с выраженным упором на развитие hi-tech отраслей и стабильными политическими системами.

В частности, для России это будет вынужденно более сложная и технологичная политическая система, чем действующая, использующая не только вертикальные политические механизмы и сырьевую экономику, но и сбалансированные с ними горизонтальные механизмы и интеллектуальную высокотехнологичную экономику.

Таким образом, модернизация должна стать естественным механизмом балансирующей реакции на систему вызовов для испытывающих трудности экономик ведущих стран и проблем с гибкостью политических систем в ряде этих стран.

Соответствующая модернизация должна произойти и на институциональном уровне, включая системы школьного и вузовского образования.

Экономическое, фундаментальное, технологическое и гуманитарное образование вынуждены будут гармонично взаимодействовать, производя элиту общества нового уровня. Общество нового поколения будет нуждаться в разумной (smart) элите, разрабатывающей и применяющей глобальные, синтетические, системные и ответственные методы в политике и экономике. Степень разумности элиты будет базироваться на синтетической структуре образования.

Ключевыми звеньями в цепи качественного синтеза знаний в России в этой оптимистической логике будут школы и вузы международного уровня. Они будут атрибутами конкурентоспособности собственной системы образования России — неотъемлемого компонента конкурентно-способной экономики.

Центральным результатом этого процесса синтеза знаний должен стать устойчивый процесс превращения знаний в технологии, полезные для развития общества. Элита будущего и должна обеспечивать этот сложный процесс.

Оптимальная структуризация образовательной среды

Наиболее естественным путем подготовки кадров верхнего уровня для интеллектуальной экономики и политики будущего является создание связок опорных школ, вузов и глобальных частных и государственных структур, обеспечивающих этот кадровый фундамент и систему профессиональных лифтов для молодежи.

Такие связки школ, вузов и несущих конструкций общества должны синтезировать фундаментальное, технологическое, экономическое и гуманитарное знание и производить специалистов высшего уровня.

Современная система связок специализированных школ и узкоспециализированных вузов (в смысле масштаба рынков, на которые работают их преподаватели и сотрудники) работает во многом «мимо» топового рынка труда, если эти вузы не связаны с операторами глобального рынка или государственными структурами.

Специализированная связка «школа — вуз не охватывает всего спектра компетенций, необходимых для интегрирования в глобальные экономические и политические структуры общества. Выпускникам таких связок для востребованности на топовом рынке труда сегодня, как правило, необходимо получать еще одно высшее образование.

Поэтому наиболее перспективной представляется модель универсального образования в Школе, рассчитанная на ее встраивание в связки, обеспечивающие максимальные профессиональные лифты своим выпускникам. Это позволит максимально точно начинать построение в Школе индивидуальных образовательных траекторий, имеющих перспективу в обществе ближайших десятилетий.

Прогнозируемый образ представителя общественной элиты через 10−20 лет. оптимистический сценарий

Прогнозируемая экономико-политическая структура общества через 10−20 лет дает образ успешного человека в России через 10−20 лет. Это:

— успешный технологический предприниматель, создавший крупный высокотехнологический бизнес на основе нахождения и технологического воплощения новых идей, продвигающих прогресс общества, и их технологического воплощения;

— эффективный топ-менеджер, построивший карьеру в компании, работающей на глобальном рынке;

— ученый, добившийся воплощения результатов фундаментальной науки в технологии нового поколения;

— государственный служащий высокого уровня, создающий и реализующий программы по устойчивому развитию отраслей экономики страны;

— политик, обеспечивающий социально-экономический прогресс страны и ее конкурентно-способность на международном уровне;

— признанный деятель науки, культуры, масс-медиа или искусства.

Отсюда вытекает система ценностей, жизненные приоритеты и человеческие характеристики представителя элиты общества ближайших десятилетий:

— сбалансированное фундаментальное, технологическое и бизнес-образование;

— статус профессионала в конкретной области;

— наличие дополнительного образования или опыта работы в нескольких отраслях;

— знание нескольких основных иностранных языков;

— понимание глобальных тенденций в обществе, науке, технологиях, экономике, искусстве и политике, философичность мышления;

— выдвижение новых оригинальных точек зрения;

— умение прогнозировать комплексное развитие ситуации и формулировать ключевые задачи перспективного планирования;

— высокие навыки управления, умение принимать решения и добиваться поставленных целей;

— креативность мышления;

— мотивированность на достижение высоких результатов;

— устойчивая психология;

— хорошее здоровье;

— высокая коммуникативность;

— системность, оперативность и аналитичность в работе;

— структурный и сбалансированный подход к решению проблем;

— выработка собственной и уважение других точек зрения;

— порядочность и ответственность.

Дмитрий Абраров,
научный сотрудник ВЦ РАН,
главный специалист по инфраструктурным
проектам Российской венчурной компании

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
3 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
0 Авторы комментариев
ТётенькаАнонимОй! Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Ой!
Ой!

спасибо, Капитан Очевидность!

Аноним
Аноним

Очень правильная статья. Автор, судя по всему, является типичным «эффективным манагером», которые подняли страну чуть ниже плинтуса. Это за границами не наличие нескольких образований и прочих гениальных идей мыслителей из ВШЭ являются признаком хорошего лидера, а профессиональный уровень в своей области: для ученого — его h-индекс, для руководителя производства — рост объема прибыли им руководимых предприятий и так далее. В России все наоборот. Признак хорошего ученого — его умение выбить (с откатами, разумеется) финансирование из МОНы, для производственника — умение конкретно договориться с правильными пацанами. В этом деле, как верно пишет автор, самое главное — коммуникабльность, умение правильно «оперировать с вызовами». В переводе на русский — где откат дать кому надо, где — правильно договориться с рейдерами и полиционерами, где — Пал Палычу из министерства со строительством новой дачи… Подробнее »

Тётенька
Тётенька

Очень бравурно! Видимо, с помощью подобных прогнозов формируется матрица… Вполне в духе американских бизнес-футурологов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: