10 фактов о клетке

1. Клетка представляет собой элементарную биологическую систему, способную к самостоятельному существованию. Наиболее ярко эта особенность проявляется в случае одноклеточных, у которых клетка тождественна целому организму и способна осуществлять все функции, необходимые для поддержания жизнедеятельности и передачи генетической информации из поколения в поколение.

Интерфазная клетка животных (электронная микроскопия)
Интерфазная клетка растений (электронная микроскопия)
Интерфазная клетка растений (световая микроскопия)

2. Многоклеточные организмы состоят из большого числа клеток, которые дифференцированы таким образом, чтобы выполнять разные функции наиболее эффективным образом. При этом только некоторые клетки участвуют в передаче генетической информации в ряду поколений, остальные же (и их большинство) только обеспечивают жизнедеятельность организма.

3. Любая клетка отграничена от окружающего пространства полупроницаемой плазматической мембраной, позволяющей поддерживать специфичность и постоянство химического состава клетки.

4. Существует два типа клеток — прокариотические и эукариотические. Геном прокариот обычно представлен кольцевой молекулой ДНК (кольцевой хромосомой), причем генетический материал ничем не отделен от цитоплазмы. К прокариотам относятся бактерии и археи. Геном в клетках эукариот представлен не замкнутыми в кольцо линейными хромосомами, которые отделены от цитоплазмы специализированной мембранной структурой — ядерной оболочкой. Это позволяет пространственно разделить процессы транскрипции (синтеза РНК на матрице ДНК) и трансляции (синтеза белка на матрице РНК).

Расхождение хромосом в клетке растений (электронная микроскопия)
Расхождение хромосом в клетке животных (световая микроскопия)

5. Подобно тому, как человеческий организм образован отдельными органами, эукариотическая клетка содержит обособленные субструктуры — органеллы. Большинство цитоплазматических органелл окружено мембранами, которые обеспечивают возможность создания специфического химического состава внутри органеллы, необходимого для реализации выполняемой функции. Перенос белков из одной органеллы в другую позволяет последовательно осуществлять многоступенчатые биохимические преобразования в строго заданном порядке.

6. Важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности эука-риотических клеток играют двумембранные структуры — митохондрии и пластиды (у растений). Эти органеллы содержат собственный геном, образованный кольцевой молекулой ДНК. Собственный геном кодирует небольшое число различных РНК; основная часть белков митохондрий и пластид закодирована в ядерном геноме. Главная функция митохондрий состоит в осуществлении кислородного дыхания, основная функция наиболее важной разновидности пластид (хлоропластов) — фотосинтез. По-видимому, как митохондрии, так и пластиды являются потомками бактерий, вступивших в симбиоз с предками эукариотических клеток и утерявших способность к автономному существованию.

7. В отличие от цитоплазматических органелл, субструктуры ядра не окружены мембранами, и поэтому большая часть белков постоянно обменивается между доменами, внутри которых они функционируют, и остальным объемом ядра. Большинство субструктур ядра формируется на основе определенных районов генома, выступающих в качестве своеобразных затравок для начала формирования структур.

Прокариотическая клетка (электронная микроскопия)
Хлоропласт ( электронная микроскопия)

8. Трансляция (синтез белка на матрице РНК) осуществляется специализированными цитоплазматическими рибонуклео-протеидными комплексами — рибосомами. Рибосомы прокариот, митохондрий и пластид имеют несколько меньший размер по сравнению с рибосомами эукариот.

9. Важным компонентом цитоплазмы эукариотических клеток является цитоскелет, который выполняет множество различных функций — поддержание упорядоченности трехмерной организации цитоплазмы, транспорт органелл по цитоплазме, движение клетки, разделение хромосом в митозе и т.д.

10. Деление клеток эукариот (митоз), в результате которого из одной родительской клетки образуется две дочерние, включает в себя два основных события — расхождение предварительно удвоившихся хромосом и разделение цитоплазмы (цитотомия). Известно несколько различных вариантов митоза.

Евгений Шеваль,
НИИ ФХБ им. Белозерского, МГУ

glagol

Полезная статья, но кое-что не до конца
продумано.
2. Обычно у многоклеточных геном всех клеток идентичен, а дифференцировка связана с включением и выключением генов. В передаче генетической информации участвует меньшинство клеток, если организм размножается половым путем. В противном случае (у гидры, многих растений и др.) все или многие клетки могут передавать генетическую информацию потомкам.
5. Можно заключить из текста, что у прокариот нет органелл. На самом деле даже мембранные органеллы встречаются у них не так уж редко. Если рибосома – органелла, то протеасома, стрессосома и т.п. – видимо, тоже; тогда сомнительно, что большинство цитоплазматических органелл – мембранные.
9. Важно, что цитоскелет есть и у всех (или почти всех) прокариот!
10. Не десятым, а первым номером я бы поставил главное положение клеточной теории – клетки размножаются только делением, новые клетки получаются из предшествующих путем деления или слияния. А уж митоз и мейоз – это важные, но все-таки детали.