Сексуальная эволюция

Ридли М. Секс и эволюция человеческой природы / М.: Эксмо, 2011. — 448 с.

Мэтт Ридли (Matt Ridley), известный нам по книге «Геном: автобиография вида в 23 главах», продолжает исследовать природу человеческой особи, пытаясь доказать, что «люди — это всего лишь животные, обладающие инстинктами, обучаемыми немного лучше, чем инстинкты других животных». А раз так, то никакого иного смысла существования человека, кроме репродуктивного, под который его инстинкты и заточены, быть не может. Все остальные аспекты человеческой жизни так или иначе подчинены этой естественной биологической цели. Двигателем же нашей эволюции ученый соответственно считает половой отбор. Другими словами, мы эволюционировали лишь постольку, поскольку это было необходимо для удовлетворения наших сексуальных потребностей и поиска наиболее эффективных способов размножения. Такова будет картина, если кратко пересказать новую книгу М. Ридли.

На самом деле, книга не так проста, как может показаться при поверхностном изложении. Да, с одной стороны, автор сильно упрощает и биологизирует природу и психику человека. Многие формы поведения, а также речь и ряд мыслительных операций низводятся до обычных инстинктов. Формулировки вроде «инстинкт именования целого» или «инстинкт обобщения класса объектов» как-то сильно режут слух, не говоря уже об «инстинкте не заниматься сексом с друзьями детства». Другие идеи, высказанные автором, легко могут послужить оправданием промискуитету, полигамии, адюльтеру и мужскому шовинизму. Хотя по этому поводу М. Ридли уверяет нас, что его задача — описание, а не предписание, тем самым открещиваясь от любых попыток этического или социально-политического истолкования сделанных им выводов. «Идея о ментальных различиях полов, — пишет ученый, — не может служить оправданием для тех или иных типов (анти-) социального поведения». Однако, как учит история, очень даже может…

С другой стороны, трудно поспорить с некоторыми фактами, касающимися, например, все тех же различий между полами. Современная политкорректная наука, находясь в тисках общественного мнения, склонна игнорировать или недооценивать биологические предпосылки гендерных особенностей, объясняя их происхождение исключительно культурными и социальными наслоениями. Мэтт Ридли политкорректностью не заражен, а потому не боится называть вещи своими именами и рассуждать о различиях между мужчинами и женщинами как о естественных и само собой разумеющихся.

Ученый вообще считает, что мы слишком переоцениваем роль воспитания и культуры в развитии человека. Но при этом умело лавирует между различными теориями и концепциями, особенно такими, которые противоречат друг другу. Он решительно бросает вызов тем, кто считает, будто все особенности психики человека генетически запрограммированы. И с той же решительностью готов подписаться под утверждением, что универсальные для всех людей качества записаны в их генах. Наша психика, дипломатически заключает Ридли, пронизана неразделимым подвижным переплетением культурных и биологических факторов.

Несмотря на громкое название, поклонники «Камасутры» вряд ли найдут в книге что-то полезное для себя. Книга скорее придется по вкусу «естественникам» и академически продвинутым читателям, которым свойственна определенная доля цинизма по отношению к природе человека и смыслу его существования. Гуманитарии вроде меня и идеалистически настроенные читатели утешатся признанием автора в том, что «половина идей, высказанных в этой книге, — наверняка ошибочна».

Игорь Павлов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Шарж на шотландского натуралиста и богослова Генри Драммонда, опубликованный в газете The Student, 22 февраля 1893 года27.08.2019 В защиту верующих ученых В ТрВ-Наука № 273 от 26 февраля 2019 года была опубликована статья «Об ученых, верующих и экстрасенсах» за подписью Вима Николаева, направленая против верующих ученых. Как доказывает автор статьи, даже если религиозная вера никак не сказывается на профессиональной деятельности ученого, она всё равно предосудительна. Честно говоря, этот вывод звучит как завуалированное «вон из профессии». Поэтому, как представитель этих самых верующих ученых, хотел бы сказать несколько слов в их оправдание.
  • Российские ценности: движение в сторону индивидуализма18.12.2018 Российские ценности: движение в сторону индивидуализма Базовые ценности россиян резко отличаются от европейских стран — такой тезис мы порой слышим от российских политиков и комментаторов на госканалах. А что по этому поводу думают ученые, которые сравнивали, чем россияне и европейцы дорожат больше всего? Об этом в программе «Гамбургский счет» научный обозреватель ОТР Ольга Орлова поговорила с зав. лабораторией сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики и зав. сектором исследований личности ФНИСЦ РАН Владимиром Магуном.
  • Почему не надо заниматься социальными науками09.10.2018 Почему не надо заниматься социальными науками 1 октября 2018 года в ЕУСПб начался новый учебный год. Вечером этого дня в Главном штабе Эрмитажа состоялся торжественный вечер, посвященный перезапуску Европейского университета, которому вернули лицензию на обучение и который провел новый набор слушателей. В этой связи предлагаем вашему вниманию текст заключительного фрагмента вводной лекции Владимира Гельмана.
  • Научное сообщество: вопросы социолога22.05.2018 Научное сообщество: вопросы социолога 26 апреля 2018 года в Социологическом институте — филиале Федерального научно-исследовательского социологического центра (СИ ФНИСЦ РАН) состоялась встреча социологов из различных организаций города и представителей научных обществ в формате круглого стола под названием «Существует ли в России научное сообщество?». Встреча была организована социологом Б. Е. Винером.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: