Мы обратились к членам редсовета и нашим постоянным авторам с просьбой подвести итоги года

Накануне Нового года мы обратились к членам редсовета и нашим постоянным авторам с просьбой подвести . Публикуем поступившие ответы.

— Что, на Ваш взгляд, стало главным событием 2011 года в российской науке?

Андрей Калиничев:

Я пишу издалека, поэтому, наверное, мой взгляд будет не вполне объективным. Но мне почему-то кажется, что самым главным событием 2011 года в российской науке стало окончательное расставание с иллюзиями. Несмотря на всю нано-инновационную риторику властей, несмотря на программы «мегагрантов» и другие заявленные с большой помпой научные мегапроекты, российские в 2011 году потеряли веру в то, что действительно заинтересована в развитии в стране науки и высоких технологий.

Это, конечно, не было одномоментным событием, а представляет собой долгий и болезненный процесс, который, наверное, еще не закончился. Но результаты недавних выборов однозначно фиксируют обвальное падение поддержки партии власти во всех академгородках, где еще теплится конкурентоспособная на мировом уровне российская . (Кажется, в моей родной Черноголовке доля голосов, отданных за «Единую Россию», оказалась вообще самой низкой во всей стране!) Жить и работать, расставшись с иллюзиями, будет, безусловно, в чем-то труднее. Но во многом — и плодотворнее, потому что только так можно добиться успешного устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Чего я и желаю от души своим коллегам в наступающем 2012 году!

Ревекка Фрумкина:

Поскольку Жизнь включает науку, а не наоборот, то главное (на данный момент) — это митинг на Болотной. Будет день — будет пища.

Алексей Крушельницкий:

Конец уходящего года ознаменован политическим бурлением, вызванным избирательной кампанией и выборами в Госдуму, к сожалению, в значительной степени сфальсифицированными. На первый взгляд, эти события не имеют непосредственного отношения к российской науке, но я думаю, что развитие политических процессов в стране в ближайшем будущем будет оказывать прямое влияние на развитие (или деградацию) научного сообщества.

Проблемы организации науки в России напрямую связаны с проблемами, которые испытывает все наше общество. Корень наших бед что в науке, что в экономике или политике — не недостаток денег, не плохие начальники, а дефицит людей, обладающих чувством собственного достоинства и гражданской ответственностью. Да, события последнего времени показали — таких людей в стране много. Но тех, кому все пофиг, увы, намного больше. Хочется верить в перемены к лучшему, в том числе и в российской науке. Начнутся ли они в наступающем году — зависит от всех нас.

— Главное научное событие года, на Ваш взгляд?

Сергей Попов:

В астрофизике в 2011 году, на мой взгляд, самые интересные результаты были получены при исследовании экзопланет, и сделано это было в основном благодаря работе спутника «Кеплер». Во-первых, заслуживает упоминания огромный список кандидатов в экзопланеты, опубликованный по данным этого проекта.

Во-вторых, было более детально изучено несколько крайне важных и интересных планет и планетных систем. Это планета Kepler-22b, которая является первым хорошим кандидатом в земноподобные планеты в зоне обитания. Это Kepler-16 — планета у двойной звезды. Не только «Кеплер» давал важные результаты.

Отметим интереснейшую планету corot-20b, являющуюся «горячим юпитером» очень высокой плотности. Были уточнены параметры первого хорошего кандидата в каменные экзопланеты — Corot-7b. Была обнаружена интереснейшая планетная система у звезды 55 Рака. WASP-43b стала планетой с самой компактной орбитой — всего лишь 0,014 астрономической единицы. И это только часть интересных результатов в этой области. Кроме того, теоретики начали активное исследование планетных систем методом популяционного синтеза.

Если же посмотреть более широко, то я бы отметил результат эксперимента OPERA по измерению скорости нейтрино и дискуссию вокруг. Скорее всего, никакой новой физики там не будет, тем не менее, обсуждение идет очень активное и интересное. Нет сомнения, что это одно из самых ярких научных событий года.

Ольга Закутняя:

В моем личном рейтинге главные события 2011 года — это, безусловно, два запуска обсерватории «Радиоастрон» и межпланетной автоматической станции «». Первая успешно работает, а второй проект, к глубокому сожалению, закончился, не успев начаться. Однако прошедший год оказался интересным и с точки зрения других космических проектов.

Монохромное и цветное изображения Меркурия, полученные в ходе первой кампании по картографированию поверхности. Фотографии сделаны в ходе одного меркурианского дня (176 земных дней). Фото: NASA/Johns Hopkins university Applied Physics Laboratory/Carnegie Institution of VVashington

Два громких «научных» запуска — это миссии NASA Juno и Mars Science Laboratory для изучения Юпитера и Марса, которые стартовали 5 августа и 26 ноября соответственно. Кроме этого, два более ранних аппарата, также принадлежащих NASA, в 2011 году наконец-то прибыли в «пункт назначения». Во-первых, зонд MESSENGER стал первым в мире искусственным спутником Меркурия — выход на орбиту произошел 18 марта. В ноябре NASA объявило, что «жизнь» аппарата будет продлена еще на один год после окончания номинальной миссии 17 марта 2012 года. Во-вторых, аппарат Dawn в июле начал исследование астероида Весты, которое продолжится около года. В июле 2012 года аппарат направится к следующей «остановке» — Церере.

www.nasa.gov/mission_pages/…/messenger_orbit_image20111005_1.html