Злодейка Елена

«Воз­вра­ще­ние» Звя­гин­цев когда-то снял как прит­чу. Если при­нять худо­же­ствен­ную логи­ку авто­ра, то фильм полу­чил­ся доволь­но силь­ный. «Изгна­ние» я не суме­ла досмот­реть до кон­ца: отклю­чи­лась перед тем, как геро­ине долж­ны были делать аборт. Посмот­ре­ла на часы — ока­зы­ва­ет­ся, про­ве­ла перед экра­ном два часа в ожи­да­нии кино­дей­ствия…

В новом филь­ме Звя­гин­це­ва «Еле­на» снял­ся Андрей Сер­ге­е­вич Смир­нов — из-за него я и реши­ла этот фильм непре­мен­но посмот­реть. Сня­то все отлич­но, узна­ва­е­мо — осо­бен­но семья сына Еле­ны, с пив­ком и матер­ком — и пото­му «цара­па­ет».

Вплоть до сюжет­но­го цен­тра — убий­ства. В XIX веке в «Пре­ступ­ле­нии и нака­за­нии» нам рас­ска­за­ли о том, как, уби­вая дру­го­го, чело­век в сущ­но­сти уби­ва­ет само­го себя. Так что ему, что­бы жить, пред­сто­ит состо­ять­ся во вто­рой раз…

В ХХ веке Камю в «Посто­рон­нем» изоб­ра­зил обыч­но­го (как буд­то!..) чело­ве­ка, одна­ко же не веда­ю­ще­го мораль­ных запре­тов — а впро­чем, убий­ца этот как бы и не вполне чело­век, пото­му что совер­шен­но пуст; в этом смыс­ле и сам он — не жив.

Заме­тим, что жерт­ва­ми в обо­их рома­нах ста­но­вят­ся пер­со­на­жи, мало­зна­ко­мые и даже вовсе не извест­ные убий­цам: како­ва жерт­ва сама по себе — для убий­цы не име­ет зна­че­ния. У Камю герой непо­нят­но поче­му стре­ля­ет и уби­ва­ет како­го-то ара­ба — впро­чем, все осталь­ные люди в его жиз­ни тоже слу­чай­ны и «посто­рон­ни».

В «Елене» Звя­гин­це­ва все логич­но и досто­вер­но, кро­ме узло­во­го собы­тия — убий­ства. А оно заду­ма­но как неслу­чай­ное — в про­тив­ном слу­чае филь­ма бы не было.

В самом деле. Едва опра­вив­ший­ся от инфарк­та ста­рик наме­рен в заве­ща­нии рас­по­ря­дить­ся сво­и­ми день­га­ми, заве­щав их доче­ри (кото­рая даже фор­маль­но име­ла бы пра­во пре­тен­до­вать на поло­ви­ну наслед­ства). А жене Елене, с кото­рой герой про­жил послед­ние десять лет, он наме­рен «назна­чить» денеж­ное содер­жа­ние.

Кадр из филь­ма «Еле­на»

Ах, зло­дей­ка! Она ли совсем недав­но, когда муж лежал с инфарк­том, моли­лась в хра­ме за здра­вие? Теперь же ради денег (не для себя — для вну­ка!..) немо­ло­дая сим­па­тич­ная жен­щи­на реша­ет­ся на убий­ство боль­но­го ста­ри­ка! Для это­го с помо­щью спра­воч­ни­ка (меди­ки опо­зна­ют Вида­ля) она подыс­ки­ва­ет надеж­ный яд, кото­рый не вызвал бы подо­зре­ний, — она же мед­сест­ра!

Убий­ство уда­ет­ся, Еле­на отво­зит в семей­ство сына боль­шой пакет денег. Если вам, чита­тель, слу­ча­лось видеть хотя бы стоп­ку наших самых круп­ных купюр, то вы оце­ни­те, сколь деше­во, ока­зы­ва­ет­ся, сто­ит жизнь героя Смир­но­ва — а заод­но, быть может, усо­мни­тесь во всей кон­струк­ции.

Меж тем мы еще рань­ше успе­ли позна­ко­мить­ся с несо­сто­яв­шей­ся наслед­ни­цей: оба­я­тель­ная моло­дая осо­ба под трид­цать (похо­жая сра­зу на всех успеш­ных моло­дых жур­на­ли­сток и гран­то­ис­ка­тель­ниц) уме­рен­но бра­ви­ру­ет сво­ей неза­ви­си­мо­стью — а ведь любит она отца! — уж как уме­ет… Жаль, что в филь­ме дочь нуж­на толь­ко для того, что­бы создать угро­зу бла­го­по­лу­чию Еле­ны.

Инте­рес­но вот что: убе­ди­тель­но — фак­тур­но и со сдер­жан­ной иро­ни­ей — в филь­ме пока­за­на толь­ко жизнь «бед­ных». Впро­чем, не такие уж они бед­ные — семья с дву­мя детьми с радо­стью ждет тре­тье­го, а пока суще­ству­ет на авось с пивом у теле­ви­зо­ра — види­мо, во мно­гом забо­та­ми Еле­ны. Так не во всем же!…

Надеж­де Мар­ки­ной — Елене — ни в каче­стве жены, ни в каче­стве мате­ри — играть по сути нече­го. У нее одна репли­ка, поз­во­ля­ю­щая выра­зить нор­маль­ную эмо­цию: когда она гово­рит малень­ко­му вну­ку: «Пой­дем, посмот­рим, что у нас там, да как…».

Жизнь «бога­тых» — это про­стор­ная квар­ти­ра; впро­чем, вся ее «рос­кошь» сво­дит­ся к раз­ме­ру и, види­мо, место­по­ло­же­нию. Ах да, Елене про­дук­ты при­но­сят на дом — так сего­дня и вам при­не­сут что угод­но — от дет­ско­го пита­ния до фран­цуз­ско­го вина, 149 руб­лей за достав­ку.

В общем, жаль мне героя Смир­но­ва: жил десять лет с эта­кой зме­ей под­ко­лод­ной. А «бед­ные» и в новой квар­ти­ре опять смот­рят теле­ви­зор «под пиво» и плю­ют вниз с бал­ко­на…

Ревек­ка Фрум­ки­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: ,

 

3 комментария

  • юра:

    Может быть я конеч­но чего то не понимаю(например тон­кой иро­нии авто­ра), но по мое­му ста­тья совер­шен­но ни о чём.

    На при­лич­ных фору­мах такие ком­мен­ты пря­чут под спой­лер…

  • shasha:

    Ну поче­му же? Ста­тья о том, что фильм пло­хой, без­дум­ный, изоб­ра­жа­ет людей штам­по­ван­но. Совер­шен­но согла­сен с авто­ром ста­тьи.

  • OlegMinsk:

    Ревек­ка Мар­ков­на как все­гда уме­ло спря­та­ла глав­ный ISSUE, ради кото­ро­го взя­лась за раз­бор филь­ма (инте­рес к акте­ру Смир­но­ву, сор­ри, «типа отмаз­ка»). «Воз­вра­ще­ние» через «Изгна­ние» к «Елене» – вот тра­ек­то­рия пона­ча­лу успеш­но­го про­ти­во­дей­ствия бро­унов­ско­му дви­же­нию…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com