Дух дышит, где хочет

Интересно было бы объявить конкурс на создание принципиально новых форматов популяризации науки. Навскидку, можно было бы внедрить в желтой прессе рубрику «светская хроника из жизни ученых» («Известного ихтиолога З. недавно видели в обществе батрахолога А. — следует ли нам ожидать новых гипотез о выходе рыб на сушу, или это просто романтическое свидание?»). Или печатать на каждой подстилке для подноса в ресторане быстрого питания параграф из учебника по физике («собери всю тему и получи обед бесплатно»). Или выстраивать очередь в Сбербанке не по порядку появления (или по наглости) участников, а по результатам ответа на короткий тест: кто ничего не знает — у того, значит, нет привычки эффективно расходовать свое время, так что пусть ждет.

Я сама понемножку экспериментирую, пробую заниматься популяризацией в не отведенных для этого местах. Недавно, например, вполне успешно рекламировала «Расширенный фенотип» Ричарда Докинза в ЖЖ-сообществе ru_childfree (где общаются люди, которые уже решили, что не хотят детей, но всё еще интересуются мнением общественности по этому поводу) — книгу я приплела под соусом «наука биология объясняет, почему тем, кто уже вырастил младшего брата или сестру, заводить ребенка совершенно не обязательно». Ну и вообще, конечно, мне интересно, куда еще можно вписать популяризацию, чтобы ее жертвами стали те, кто этого совершенно не планировал.

Свежевышедший фильм «Я объявляю войну» про заболевшего раком ребенка моих надежд на популяризацию не оправдал. Смотреть его всё равно нужно — во-первых, это отличная история про жизнь семьи, а во-вторых, половина средств от проката перечисляется в фонд «Подари жизнь» — но медицины там почти нет, и лучше бы не было совсем, потому что русский перевод абсолютно ужасен. Опухоль у героя в «правой задней полости мозга» (в желудочке!?), а лечат его аутопластикой (?) костного мозга.

Но, пока я расстраивалась по поводу того, что популяризация не встречается где попало, в Интернете нашелся сайт eruditi.ru. Проект совсем новый, и поэтому реализация пока хромает на все четыре лапы, но идея отличная. Это способ убить время в сети, поиграть в компьютерную игрушку, убедиться, что ты умнее всех, а если повезет — еще и узнать что-то новое.

Сайт содержит несколько тысяч вопросов. Плесень— это… (вирусы; бактерии; растения; грибы). В список индейских племен не входят… (апачи; камбеба; янктоны; сарматы). Число пи… (2,72; 1,41; 3,14; 1,73). Находка в том, что люди соревнуются не с компьютером, а друг с другом. Два посетителя сайта получают десять одинаковых вопросов, выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов (или дал их быстрее). Очки, полученные за правильные ответы, в любом случае суммируются и отображаются в общем рейтинге пользователей, так что им хочется играть еще и еще, чтобы подняться там выше всех.

Вопросы очень разные. Это хорошо: каждый может почувствовать себя образованным (или необразованным, что еще важнее). Есть совершенно примитивные — чтобы ответить, достаточно быть носителем русского языка; есть узкоспециализированные — нужно активно интересоваться, например, военной историей; в основном — уровень школьной программы и книжек типа «сто фактов о…». Постоянно выигрывать (или проигрывать) совершенно не получается — для этого нужно одинаково хорошо ориентироваться во всех областях знания, от химии до кинематографа.

Главный недостаток сайта сегодня — явное отсутствие редактора или корректора. Возможно, к моменту публикации колонки разработчики уже устыдятся, но пока что сопроводительный текст страшно умиляет: люди пишут о необразованности современной молодежи, путаясь при этом в падежах и расставляя запятые безо всякой логики.

А вот сама игра получилась интересной. На сайте обязательно нужно провести несколько вечеров, если вы планируете сдавать ЕГЭ: ложные ответы достаточно похожи на правильные, чтобы выработать у человека привычку внимательно читать вопросы и сравнивать варианты, и делать всё это быстро. Я ничего сдавать не планирую, но умение быстро думать пригождается в любой области. Так что, если бы я проводила конкурс форматов популяризации, то в ноябре я бы отдала первое место компьютерной времяпожиралке — занятие не хуже прочих, как выяснилось.

Анастасия Казанцева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Передний край нейробиологии19.06.2018 Передний край нейробиологии Понимать реакции своего мозга и управлять ими теперь хотят все, но это не так легко. Чего еще не могут понять ученые по гамбургскому счету? Об этом ведущая программы «Гамбургский счет» на ОТР Ольга Орлова поговорила с директором Института когнитивных нейронаук Высшей школы экономики Василием Ключарёвым.
  • День рождения ТрВ-Наука — 2017 (стенограмма)24.04.2017 День рождения ТрВ-Наука — 2017 (стенограмма) 8 апреля 2017 года в Сахаровском центре (Москва) состоялось празднование 9-летия газеты «Троицкий вариант - Наука». Представляем стенограммы выступлений и видеозаписи.
  • Выступление Михаила Ковальчука в Совете Федерации 30 сентября 2015 года08.10.2015 Выступление Михаила Ковальчука в Совете Федерации 30 сентября 2015 года Публикуем стенограмму выступления М.Ю.Ковальчука в Совете Федерации 30 сентября 2015 года. Видеозапись: http://council.gov.ru/press-center/video/44107/
  • Митинг в защиту науки и образования в Москве 6 июня 2015 года: выступления09.06.2015 Митинг в защиту науки и образования в Москве 6 июня 2015 года: выступления Всю тысячу лет своего существования российская власть относилась к науке, образованию и просвещению с недоверием. Ее можно понять. Ведь наука, образование и просвещение неразрывно связаны со свободой. Свободой слова, свободой совести, свободой мысли.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: