Письмо Минэкономразвития РФ

Пись­мо Минэко­но­мраз­ви­тия РФ № 19226-ЛА/Д28, Мин­фи­на РФ № 02−11−00÷3965 от 07.09.2011 «О поряд­ке раз­ме­ще­ния зака­зов в рам­ках выпол­не­ния науч­ных иссле­до­ва­ний, осу­ществ­ля­е­мых бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми за счет средств полу­чен­ных гран­тов» Адрес тек­ста: www.pro-goszakaz.ru/regulations/58203/

Насто­я­щее сов­мест­ное пись­мо явля­ет­ся согла­со­ван­ной пози­ци­ей Мин­фи­на Рос­сии и Минэко­но­мраз­ви­тия Рос­сии по соот­вет­ству­ю­ще­му вопро­су, не содер­жит обя­за­тель­ных к при­ме­не­нию норм и носит исклю­чи­тель­но реко­мен­да­тель­ный харак­тер.

Мини­стер­ство эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции и Мини­стер­ство финан­сов Рос­сий­ской Феде­ра­ции в свя­зи с посту­па­ю­щи­ми обра­ще­ни­я­ми о поряд­ке раз­ме­ще­ния зака­зов в рам­ках выпол­не­ния науч­ных иссле­до­ва­ний, осу­ществ­ля­е­мых бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми за счет средств полу­чен­ных гран­тов, сооб­ща­ют.

Зако­но­да­тель­ство Рос­сий­ской Феде­ра­ции преду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность осу­ществ­ле­ния под­держ­ки науч­ных иссле­до­ва­ний, выпол­ня­е­мых бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми в рам­ках науч­но-иссле­до­ва­тель­ских, опыт­но-кон­струк­тор­ских или тех­но­ло­ги­че­ских работ, как за счет денеж­ных средств, пере­да­ва­е­мых без­воз­мезд­но и без­воз­врат­но граж­да­на­ми и юри­ди­че­ски­ми лица­ми, в том чис­ле ино­стран­ны­ми граж­да­на­ми и ино­стран­ны­ми юри­ди­че­ски­ми лица­ми, а так­же меж­ду­на­род­ны­ми организациями,получившими пра­во на предо­став­ле­ние гран­тов на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции в уста­нов­лен­ном Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции поряд­ке, так и за счет гран­тов (суб­си­дий на кон­курс­ной осно­ве) Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции, Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции, Рос­сий­ско­го фон­да фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний, Рос­сий­ско­го гума­ни­тар­но­го науч­но­го фон­да.

Пунк­том 33 части 2 ста­тьи 55 Феде­раль­но­го зако­на от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О раз­ме­ще­нии зака­зов на постав­ки това­ров, выпол­не­нии работ, ока­за­ние услуг для госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных нужд» (далее — Феде­раль­ный закон № 94-ФЗ) уста­нов­ле­на воз­мож­ность раз­ме­ще­ния бюд­жет­ным учре­жде­ни­ем зака­за у един­ствен­но­го постав­щи­ка (испол­ни­те­ля, под­ряд­чи­ка) при выпол­не­нии им науч­ных иссле­до­ва­ний за счет средств, полу­чен­ных в фор­ме гран­та.

Наря­ду с этим пунк­том 33 части 2 ста­тьи 55 Феде­раль­но­го зако­на № 94-ФЗ преду­смот­рен запрет на раз­ме­ще­ние бюд­жет­ным учре­жде­ни­ем зака­за у един­ствен­но­го постав­щи­ка (испол­ни­те­ля, под­ряд­чи­ка) при выпол­не­нии им науч­ных иссле­до­ва­ний и меро­при­я­тий за счет средств бюд­же­тов бюд­жет­ной систе­мы Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

При этом необ­хо­ди­мо отме­тить, что гран­ты Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции, Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции, Рос­сий­ско­го фон­да фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний, Рос­сий­ско­го гума­ни­тар­но­го науч­но­го фон­да, полу­чен­ные бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми из бюд­же­тов бюд­жет­ной систе­мы Рос­сий­ской Феде­ра­ции в фор­ме суб­си­дий на кон­курс­ной осно­ве, с момен­та нахож­де­ния на сче­те гран­то­по­лу­ча­те­ля не отно­сят­ся к сред­ствам бюд­же­тов бюд­жет­ной систе­мы Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

Учи­ты­вая выше­из­ло­жен­ное, по мне­нию Мини­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции и Мини­стер­ства финан­сов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, огра­ни­че­ния, уста­нов­лен­ные пунк­том 33 части 2 ста­тьи 55 Феде­раль­но­го зако­на № 94-ФЗ в части средств бюд­же­тов бюд­жет­ной систе­мы Рос­сий­ской Феде­ра­ции, не рас­про­стра­ня­ют­ся на опе­ра­ции, осу­ществ­ля­е­мые бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми с выше­ука­зан­ны­ми сред­ства­ми на усло­ви­ях, опре­де­лен­ных гран­то­да­те­ля­ми.

Заме­сти­тель мини­стра эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции А.Е. Лиха­чев

Заме­сти­тель мини­стра финан­сов Рос­сий­ской Феде­ра­ции Т.Г. Несте­рен­ко

* * *

Ком­мен­та­рий к пись­му от Ини­ци­а­тив­ной груп­пы моло­дых уче­ных

На про­шлой неде­ле полу­чи­ла неожи­дан­ное про­дол­же­ние ста­рая исто­рия с поправ­ка­ми к Феде­раль­но­му зако­ну №94. Напом­ним, что в апре­ле это­го года бла­го­да­ря кам­па­нии по сбо­ру под­пи­сей под Откры­тым пись­мом моло­дых уче­ных Пре­зи­ден­ту РФ [1], имев­шей широ­кий обще­ствен­ный резо­нанс, пра­ви­тель­ство раз­ра­бо­та­ло две поправ­ки к 94-ФЗ. Поправ­ки отно­си­лись к пунк­ту 55–2 Зако­на и, по замыс­лу Минэко­но­мраз­ви­тия, долж­ны были выве­сти из-под его дей­ствия рас­хо­до­ва­ние средств по гран­там. Речь шла о день­гах, полу­ча­е­мых в фор­ме суб­си­дий, — таких, как гран­ты РФФИ и РГНФ, Пре­зи­дент­ские гран­ты, гран­ты Пра­ви­тель­ства («мега­гран­ты»), день­ги част­ных фон­дов и меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций. Поправ­ки бла­го­по­луч­но про­шли три чте­ния в Гос­ду­ме, были утвер­жде­ны Сове­том Феде­ра­ции, Пре­зи­ден­том — и 27 апре­ля всту­пи­ли с силу. Всё про­изо­шло на удив­ле­ние быст­ро, и уче­ные не мог­ли пове­рить сво­е­му сча­стью: появи­лась надеж­да, что кол­лапс в закуп­ках реак­ти­вов и мате­ри­а­лов, кото­рый неиз­беж­но дол­жен был состо­ять­ся из-за при­ня­тия в фев­ра­ле еди­ной номен­кла­ту­ры това­ров, как мини­мум откла­ды­ва­ет­ся [2].

Одна­ко через неко­то­рое вре­мя выяс­ни­лось, что радость была преж­де­вре­мен­ной. Уже после вступ­ле­ния поправ­ки в силу ока­за­лось, что на прак­ти­ке ее мож­но трак­то­вать по-раз­но­му. Дело во фра­зе «за исклю­че­ни­ем средств бюд­же­тов бюд­жет­ной систе­мы РФ», кото­рая на каком-то эта­пе редак­ти­ро­ва­ния появи­лась в тек­сте поправ­ки по насто­я­нию Мин­фи­на, одна­ко ранее рас­смат­ри­ва­лась все­ми участ­ни­ка­ми пере­го­вор­но­го про­цес­са как ука­за­ние на то, что под поправ­ку попа­да­ют лишь вне­бюд­жет­ные сред­ства, т.е. гран­ты сто­рон­них орга­ни­за­ций. По мне­нию мно­гих юри­стов, и сред­ства РФФИ/​РГНФ, и гран­ты Пре­зи­ден­та, и «мега­гран­ты» по-преж­не­му надо было тра­тить по тен­де­рам — под поправ­ку одно­знач­но попа­да­ли лишь гран­ты част­ных фон­дов и меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций!

Харак­тер­но, что дан­ная пози­ция ока­за­лась неожи­дан­но­стью не толь­ко для нас, рядо­вых уче­ных, но и для пред­ста­ви­те­лей Минэко­но­мраз­ви­тия, кото­рые раз­ра­ба­ты­ва­ли и «про­во­ди­ли» поправ­ку. Поэто­му почти сра­зу нача­ли пред­при­ни­мать­ся уси­лия по замене это­го вари­ан­та поправ­ки на новый, рабо­та­ю­щий [3]. Пози­ция, кото­рую отста­и­ва­ла наша ини­ци­а­тив­ная груп­па, а так­же веду­щие ученые-«мегагрантники», нашла пони­ма­ние в Мин­фине — и вот уже в тече­ние трех меся­цев по кори­до­рам вла­сти раз­гу­ли­ва­ет новый вари­ант поправ­ки [4]. К сожа­ле­нию, его пер­спек­ти­вы на дан­ный момент неиз­вест­ны. Одна­ко это не всё: после тяже­лых пере­го­во­ров с Мин­фи­ном, в кото­рых участ­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли ученых-«мегагрантников» и наша ини­ци­а­тив­ная груп­па, зам­ми­ни­стра финан­сов Т.Г. Несте­рен­ко пообе­ща­ла соста­вить офи­ци­аль­ное «разъ­яс­не­ние» уже при­ня­той (апрель­ской) поправ­ки, в кото­ром бы гово­ри­лось о необя­за­тель­но­сти про­ве­де­ния тен­де­ров при рас­хо­до­ва­нии средств гран­тов. Это обе­ща­ние было дано нам еще в июне, одна­ко ника­ких реаль­ных дей­ствий за этим не после­до­ва­ло.

В науч­ных орга­ни­за­ци­ях тем вре­ме­нем день­ги с гран­тов тра­тят «кто в лес, кто по дро­ва»: наи­бо­лее сме­лые руко­во­ди­те­ли раз­ре­ши­ли сво­им сотруд­ни­кам рас­хо­до­вать сред­ства гран­тов РФФИ и им подоб­ные без кон­кур­сов — и в этих орга­ни­за­ци­ях уче­ные могут про­дол­жать нор­маль­ную иссле­до­ва­тель­скую дея­тель­ность, зака­зы­вая нуж­ные для рабо­ты това­ры по мере воз­ник­но­ве­ния необ­хо­ди­мо­сти. В тех же орга­ни­за­ци­ях, где руко­вод­ство побо­я­лось при­ме­нить апрель­скую поправ­ку, ситу­а­ция выгля­дит пла­чев­но: отде­лы заку­пок, зава­лен­ные тех­до­ку­мен­та­ци­ей, не справ­ля­ют­ся с пото­ком зака­зов, а уче­ные вынуж­де­ны пре­кра­щать иссле­до­ва­ния по при­чине отсут­ствия необ­хо­ди­мых реак­ти­вов и мате­ри­а­лов. В первую оче­редь это каса­ет­ся круп­ных вузов, где еди­ный отдел заку­пок не в состо­я­нии обслу­жить заяв­ки, посту­па­ю­щие с мно­го­чис­лен­ных факуль­те­тов, — тем более что день­ги по гран­там, как водит­ся, нача­ли посту­пать на сче­та орга­ни­за­ций толь­ко в июле. А посколь­ку на дво­ре уже октябрь и конец года неот­вра­ти­мо при­бли­жа­ет­ся, отде­лы заку­пок боль­шин­ства орга­ни­за­ций уже и вовсе пере­ста­ли при­ни­мать зака­зы на про­ве­де­ние тен­де­ров. В ито­ге мно­гие гран­то­дер­жа­те­ли про­сто физи­че­ски не успе­ва­ют потра­тить свои день­ги на то, что им дей­стви­тель­но было нуж­но, и вынуж­де­ны судо­рож­но «сли­вать» остав­ши­е­ся сред­ства в «кар­ман­ные» фир­мы при инсти­ту­тах (бла­го в рам­ках 94-ФЗ есть фор­ма «аук­ци­он с частич­ной выбор­кой»; она поз­во­ля­ет зара­нее про­ве­сти кон­курс на весь ассор­ти­мент како­го-либо постав­щи­ка, кото­рый в этом слу­чае ста­но­вит­ся для дан­ной орга­ни­за­ции моно­по­ли­стом и взвин­чи­ва­ет цены).

И вот на про­шлой неде­ле ста­ло извест­но, что Минэко­но­мраз­ви­тия и Мин­фин рас­про­стра­ни­ли сов­мест­ное заяв­ле­ние [5], в кото­ром они реко­мен­ду­ют интер­пре­ти­ро­вать апрель­скую поправ­ку имен­но так, как тре­бо­ва­лось уче­ным. С тек­стом доку­мен­та мож­но озна­ко­мить­ся выше. В послед­нем абза­це гово­рит­ся, что оба мини­стер­ства счи­та­ют воз­мож­ным рас­хо­до­ва­ние средств гран­тов без объ­яв­ле­ния кон­кур­сов. Таким обра­зом, у тех орга­ни­за­ций, в кото­рых апрель­ские поправ­ки до сих пор не при­ме­ня­лись, появил­ся повод это сде­лать, а бух­гал­те­ры тех орга­ни­за­ций, кото­рые рабо­та­ли по этим дву­смыс­лен­ным поправ­кам, теперь могут вздох­нуть спо­кой­но.

С чем свя­зан этот неожи­дан­ный пода­рок уче­ным от двух мини­стерств, ска­зать труд­но. Одна­ко спра­вед­ли­во­сти ради сле­ду­ет заме­тить, что, к сожа­ле­нию, в пер­вом абза­це пись­ма авто­ры по сути сни­ма­ют с себя ответ­ствен­ность за ни-жераз­ме­щен­ный текст, декла­ри­руя «реко­мен­да­тель­ный харак­тер» дан­но­го доку­мен­та. Как это будет вос­при­ня­то «на местах», ста­нет ясно в бли­жай­шее вре­мя.

1. www.science94.narod.ru

2. www.moloduch-anti-94fz.narod.ru/News.html

3. http://trv-science.ru/2011/06/07/rabota-nad-popravkami-k-94-fz-prodolzhaetsya/#more-11958

4. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%297OpenAgent&RN=576271–5&02

5. www.pro-goszakaz.ru/regulations/58203/

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Филиппович Андрей Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Филиппович Андрей
Филиппович Андрей

Доб­ро­го вре­ме­ни суток! Я доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана и рук-ль гран­та РГНФ, моя сест­ра – рук-ль гран­та Пре­зи­ден­та РФ. Мы пыта­ем­ся вос­поль­зо­вать­ся новой поправ­кой (п.33) и разъ­яс­не­ни­я­ми, что­бы решить вопро­сы тра­ты средств по гран­там, т.к. они посту­пи­ли позд­но, а дого­во­ра были поте­ря­ны служ­ба­ми уни­вер­си­те­та. Пока мы сде­ла­ли копии и т.д. вре­ме­ни на тен­де­ры не оста­лось. По п.33 наш гл. юрист ска­зал, что там речь идет толь­ко о раз­ме­ще­нии зака­зов на НИР (внут­ри НИР), а выпол­не­ние др. услуг внут­ри гран­тов (напр, ска­ни­ро­ва­ние и оциф­ров­ка ста­рин­ных руко­пи­сей, созда­ние сай­та под спе­ци­а­лиз. тре­бо­ва­ния) долж­на осу­ществ­лять­ся по кон­кур­сам. Никак не уда­ет­ся его убе­дить, что поправ­ка рас­про­стра­ня­ет­ся на все тра­ты стредств гран­та. Он… Подробнее »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: