Размер имеет значение

Цихлиды Neolamprologus pulcher (аквариумная разновидность "daffodil" ) © destin-tanganyika.com

Одним из выражений в словаре Эллочки-людоедки было «толстый и красивый». Некоторые рыбы придерживаются сходных представлений и предпочтений.

Всякий, кто содержал в аквариуме цихлид, мог наблюдать, что у этих рыб имеется строгая иерархия, и пространство, занимаемое лидером, гораздо больше, чем пространство остальных рыб. Обычно вопрос о лидерстве решается в схватках между самцами.

Самец гамбузии Gambusia holbrooki © The Cryptid Bestiary

Не так у цихлид Neolamprologus pulcher, живущих стайками в пару десятков особей в озере Танганьика в юго-восточной Африке. После удаления старого лидера самцы вступают в поединки, но, кто станет новым вожаком, определяет главная самка: победитель должен быть крупнее него. Если такового не находится, она выбирает лидера из соседней стайки. На выбор не влияют ни агрессивное поведение, ни уровень тестостерона, ни родство.

Видоизмененный анальный плавник самца гамбузии

Другая рыбка, восточно-американская гамбузия Gambusia holbrooki, также хорошо известна аквариумистам. Она относится к тому же семейству, что меченосцы, мол-линезии и гуппи. Большинство членов семейства — живородящие, и, стало быть, им недоступен традиционный способ оплодотворения икры, поскольку она никогда не покидает живота самки. Чтобы решить эту проблему, самцы приобрели гениталии, трансформировав соответствующим образом анальный плавник.

Гамбузия: самка (вверху) и самец. www.google.ru

Гамбузию много изучают в Австралии, где эта рыбка,завезенная для борьбы с личинками малярийных комаров, стала угрожать местным видам. В частности, ученые из Автралийского национального университета изучали влияние размера гениталий на предпочтения самок. Чтобы исключить влияние других факторов, ученые отрезали самцам кончик, случайным образом решая, отрезать побольше или чуть-чуть. Оказалось, что самки проводят существенно больше времени в компании самцов с крупными гениталиями.

М.Г.

• Грязные деньги: кто живет на монетах и банкнотах09.05.2017 Грязные деньги: кто живет на монетах и банкнотах Бабушка всегда заставляла меня мыть руки после того, как я трогал деньги. Она была права: первые опасения, что бумажные деньги могут служить переносчиками патогенов, появились более ста лет назад [Schaarschmidt 1884], а первое систематическое исследование — чуть менее пятидесяти [Abrams 1972], когда мне было девять лет. (Не думаю, впрочем, что бабушка была знакома с этими публикациями, — скорее, ею двигал простой здравый смысл и, возможно, влияние дедушки-хирурга.) Ранние работы опирались на классические микробиологические подходы и могли оценить распространенность только культивируемых бактерий. Сразу стало ясно, — впрочем, как и ожидалось, — что на монетах бактерий меньше (13%), чем на бумажных деньгах (42%). Это подтвердилось в Камеруне, где бактерии были найдены на 97% банкнот и 88% монет, и в Польше: 80–90% и 65% […]
  • Яйцеклетки восстанавливаются24.04.2012 Яйцеклетки восстанавливаются Как хорошо знают любители телевизионного юмора, «нервные клетки не восстанавливаются». Биологи знают, что это не так, но это предмет другой рубрики.
  • Порочный круг: воздержание — алкоголизм — распущенность27.03.2012 Порочный круг: воздержание — алкоголизм — распущенность Плодовые мушки живут в подкисающих фруктах и потому привычны к вкусу и запаху этилового спирта. Но, хотя запах гниющих фруктов способствует тому, что самцы начинают ухаживать за самками, запах спирта им не очень нравится.
  • У неверных бабушек бывает больше внуков20.12.2011 У неверных бабушек бывает больше внуков Как уже упоминалось, применение молекулярных методов показало, что у многих видов, считавшихся моногамными, заметная часть потомства происходит от «внебрачных связей».