Надо чаще встречаться, или О пользе популярных лекций

Простой и скромный алисовед заявлял, что суше всего — лекция. Почему так бывает? Потому что такой лектор рассказывает не для слушателей. Он не просто не видит, не слышит, не чувствует аудитории, а вообще не задумывается о том, что есть мнение и интересы других людей и именно для них он выступает.

Можно расширить утверждение: когда ученые занимаются популяризацией, нередко они рассказывают в статьях, лекциях и книгах, не о том, что интересно слушателям и читателям, а о том, что кажется интересным рассказчику. Это имеет плюсы и минусы.

В популярном тексте или лекции важно, о чем рассказывается и как рассказывается. Катастрофической ситуация становится, если автор проигнорировал мнение аудитории сразу по двум пунктам. То есть надо или очень хорошо представлять интересы людей, тогда можно рассказывать слегка строго и сухо, если иначе не получается. Или же, выбрав тему, которая по какой-то причине аудиторию не вдохновляет, надо само изложение сделать захватывающим.

Оба подхода возможны и важны. Первый часто помогает лучше передать дух науки. Показать, что это сложная работа, а не развлечение. Продемонстрировать строгость подходов, объяснить методы, рассказать о подводных камнях, о том, что «не надо кричать «Эврика!», не вылив себе на голову ведро холодной воды», и т.д.

Второй подход выполняет другую задачу. Наука стала большой и сложной. Поэтому не удивительно, что проблемы и объекты, популярные в общественном сознании, могут лишь частично отражать то, что является важным и актуальным на переднем крае науки. Поэтому важно не идти всегда на поводу у аудитории в вопросе «о чем». Но тогда нужно очень хорошо понимать, как нужно рассказывать о не слишком вдохновляющих на первый взгляд вещах.

Скажем, рассказывая об экзопланетах, которые всем интересны, нет смысла просто перечислять «самые большие», «самые маленькие», «самые похожие на Землю» и т.д. Это и так есть в легкодоступных новостях. Надо тогда объяснять, как открывают эти «самые-самые», что удивительного в их «самой-самости» и т.д. То есть, используя привлекательность самой темы, говорить о методах, о физике, а не показывать всё время «фантазии художников и пейзажи далеких планет».

Наоборот, если говорить о ядерной астрофизике, о которой мало пишут популярно и которая не на слуху, придется показывать много «красивостей» и встряхивать аудиторию, чтобы она не заснула.

В обоих случаях ученому нужно озаботиться тем, чтобы понять аудиторию. Людям, интересующимся наукой, в свою очередь важно донести свои вопросы до тех, кто может на них ответить. И здесь нет ничего лучше личных встреч. А самый простой путь для этого -популярная лекция. Надо чаще встречаться.

Сергей Попов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • «Не наступить бы на те же грабли»11.02.2020 «Не наступить бы на те же грабли» Кажется, государство решило заняться популяризацией. Цитата: «Он [Гранин] прав абсолютно, надо этим [популяризацией науки] заняться посерьезнее», — уверен Путин. Он намерен поручить «выделить какое-то отдельное направление в деятельности какого-то фонда или министерства». В свете новых веяний мы обратились к ведущим российским популяризаторам с вопросом: «Чего стоит ожидать, если возникнет „Министерство по популяризации науки“? Если действительно государство займется популяризацией всерьез? Можно ли масштабировать популяризацию?»
  • РАН и просветители: пути взаимодействия05.06.2018 РАН и просветители: пути взаимодействия Как может строиться взаимодействие Академии наук и научно-популяризаторского сообщества? Как сделать это сотрудничество взаимовыгодным? Об этом размышляют ведущие популяризаторы страны.
  • Революции-201719.12.2017 Революции-2017 На исходе года авторы «Троицкого варианта — Наука» — Сергей Попов, Ольга Орлова, Александр Мещеряков, Александр Поддьяков, Сергей Лёзов, Алексей Касьян и Александр Марков — по просьбе редакции рассказали, какие революции в науке и в жизни они пережили в 2017 году. Материал подготовил Алексей Огнёв.
  • «Не всё цветок, что цветастое»22.03.2016 «Не всё цветок, что цветастое» В начале изумительного фильма «Астенический синдром» три бабули произносят фразу: если все прочтут произведения Льва Николаевича Толстого, то станут добрыми и умными. Поэтому я не буду мечтать о том, чтобы, войдя в вагон метро, я увидел, что все читают хороший научпоп. Кажется, что это не приведет к каким-то чудесам. Поэтому я лучше помечтаю о том, чтобы не реализовалась ни одна из следующих антиутопий…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: