Антибактериальный секрет защищает личинок

Могильщик чернобулавый за подготовкой питательного субстрата для потомства. Википедия
Жуки-могильщики рода Nicrophorus известны своей удивительной заботой о потомстве. Это крупные жуки с удлиненным, уплощенным сверху телом, распространенные повсеместно, кроме тропической Африки и Австралии; встречаются они и в России. Чтобы обеспечить появляющихся на свет личинок пищей, могильщики отыскивают трупы птиц или мелких млекопитающих и откладывают поблизости яйца. Для защиты «пищевого запаса» от пересыхания и других мертвоедов им приходится закапывать тушки в землю. Это совсем не просто для жуков, размер которых в длину не превышает 15 мм. Опасность для отрождающихся личинок представляют и гнилостные бактерии, «покушающиеся» на их «добычу». Поэтому жуки-могильщики покрывают мех или оперение туши антибактериальным веществом, секретируемым из анальной железы. Это гарантирует обезвреживание и сохранение подготовленного таким образом пищевого субстрата «в свежем виде» длительное время.

Возможность использовать антибактериальные свойства секрета могильщика чернобулавого Nicrophorus vespilloides в борьбе с бактериями заинтересовала британских ученых из Манчестерского университета. Результаты исследований были представлены на 13-м Конгрессе Европейского общества эволюционной биологии. Удалось показать, что без антибактериальной защиты «пищевого запаса» молодое поколение не прибавляло в весе и около 40 % личинок погибало.

В настоящее время ученые университета озабочены получением достаточно стойкого и эффективного средства на основе экстракта секрета анальных желез жуков Nicrophorus vespilloides для лизиса бактерий. Эволюционный биолог Андре Арке (Andres Arce), возглавляющий исследования, полагает, что имеет дело с ферментом, который «способен крошить микробные клеточные стенки». Исследования подтвердили высокое содержание антибактериального фермента лизоцима в секретах желез. Лизоцимы — обычный компонент иммунной системы животных. Лизоцимы содержатся в курином белке, в молоке млекопитающих, в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, в человеческих слезах и слюне. В медицине они применяются в качестве антисептика.

Татьяна Борисова

www.bbc.co.uk/news/science-environment-14669012

• Изменись или погибнешь17.07.2012 Изменись или погибнешь Американские биологи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре разработали новый метод борьбы со злостным сорняком тамариском при помощи жука-листоеда, поедающего это растение.
  • Благодаря генам растения знают, когда им цвести19.06.2012 Благодаря генам растения знают, когда им цвести Каким образом растения определяют срок, когда им предстоит зацвести? Ученые долгое время бились над решением этой загадки. Выявление механизмов цветения важно прежде всего для изучения процессов размножения растений.
  • Бактерии спасают клопов от инсектицидов22.05.2012 Бактерии спасают клопов от инсектицидов Устойчивость насекомых к химическим средствам должна развиваться в течение нескольких поколений. Однако с клопами Riptortus pedestris всё иначе: у них резистентность развивается в течение одного поколения.
  • Почему зебра полосатая?27.03.2012 Почему зебра полосатая? Вопрос, почему зебры в процессе эволюции приобрели характерные черно-белые полосы на шкуре, является предметом непрекращающихся дискуссий между зоологами. На этот счет существует довольно много теорий.