Ой, смотрите, зверушка!

Человек — удивительное существо и до сих пор преподносит сюрпризы своим исследователям. Вот совсем недавно специалисты Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology, Caltech) и Калифорнийского университета (University of California, Los Angeles — UCLA) обнаружили в человеческом мозгу специальную область для быстрого реагирования на любое увиденное животное. Этой областью оказалась правая миндалина — кластер нейронов миндалевидной формы, расположенный глубоко в средней височной доле мозга.

А начиналось всё в университетском медицинском центре Рональда Рейгана. Нейрохирурги готовили к операции больных эпилепсией, которым не помогло медикаментозное лечение. В процессе подготовки пациентам в височные доли мозга на несколько дней вживляют электроды, чтобы определить, какие нейроны возбуждаются во время припадков и каким должно быть хирургическое вмешательство. Этой ситуацией воспользовались биологи Калтеха: раз пациенты все равно густо утыканы электродами, почему бы с их помощью не исследовать активность нервных клеток височных долей в ответ на разнообразные зрительные стимулы. К исследованиям привлекли 41 пациента, получив их добровольное информированное согласие. Но кто перед операцией откажет врачу в подобной просьбе?

Пациентам показывали фотографии людей, животных, ландшафтов и архитектурных объектов, при этом регистрировали активность 489 нейронов миндалины, 549 клеток гиппокампа и 407 нейронов энторинальной коры головного мозга. Результат исследователей удивил: оказалось, что нервные клетки правой миндалины бурно реагируют на картинки с изображением животных, причем любых, будь то пушистый кролик или змея, рыбка или птичка, а то и вовсе носорог. Нейроны левой миндалины и других исследованных областей мозга такой избирательностью не обладают и слегка возбуждаются в ответ на каждый стимул.

С помощью ЯМР-томографии исследователи убедились, что специфическая реакция правой миндалины на изображения животных имеет место не только у больных эпилепсией, но и у здоровых людей. Отметив, сколь плодотворно бывает сотрудничество фундаментальной науки и клинической медицины,ученые приступили к обсуждению результатов. По их мнению, обнаруженный феномен возник в доисторические времена, когда каждое животное, появившееся в поле зрения человека, представляло для него либо угрозу, либо потенциальную добычу. В обоих случаях действовать приходилось стремительно: добычу ловить, от хищника убегать, и часть мозга специализировалась именно для обеспечения немедленной реакции. Этим специализированным участком стала правая миндалина, но ее роль до сих пор оставалась незамеченной исследователями, потому что нейробиологи, изучая функции миндалины, никогда прежде не показывали испытуемым изображения животных.

То, что левая миндалина лишена повышенной зверочувствительности, исследователей не удивляет. Межполушарная асимметрия — известный феномен. Правому полушарию принадлежит ведущая роль при зрительно-пространственной ориентации и реакции на всякие неожиданности и биологически значимые внешние раздражители, и обнаруженная специализация правой миндалины вполне укладывается в существующие положения физиологии.

Гипотеза, предложенная калифорнийскими учеными, нуждается в подтверждении, а мы пока рискнем предложить еще одну. Миндалина — отдел мозга, ответственный за эмоции, а вся человеческая культура неразрывно связана с эмоциональным восприятием животных. С глубокой древности они олицетворяют определенные качества. Шакал — символ трусости, лиса воплощает хитрость, змея и ворон — мудрость, червь — ничтожество. Лев — царь зверей, олень — благородное животное. Звери и птицы — тотемы племен, персонажи легенд, сказок и басен. Древний мир покоился не на камне, а на огромной черепахе (китах, слонах). В наше время животные вызывают неподдельный интерес у самых разных людей, его поддерживают многочисленные популярные передачи, книги и фильмы. Не одно поколение выросло на передаче «В мире животных», чудесных фильмах ВВС, книгах Даррелла. Об эмоциях, которые вызывают животные у людей, прекрасно знают рекламщики. Не исследуя функции миндалин, они используют животных в рекламе бытовой техники и автомобилей. Так как же после всего этого человеку остаться равнодушным, когда ему показывают фотографию кролика или орла!

А калифорнийские исследователи тем временем собираются проверить, как влияют на мозг другие виды «зверских» стимулов: запахи животных и издаваемые ими звуки.

Пресс-релиз: http://mr.caltech.edu/press_releases/13449

Florian Mormann, Julien Dubois, Simon Kornblith, Milica Milosavljevic, Moran Cerf, Matias Ison, Naotsugu Tsuchiya, Alexander Kraskov, Rodrigo Quian Quiroga, Ralph Adolphs, Itzhak Fried, Christof Koch. A category-specific response to animals in the right human amygdala. Nature Neuroscience, 2011; DOI: 10.1038/nn.2899.