Надо чаще встречаться, или О пользе популярных лекций

Простой и скромный алисовед заявлял, что суше всего — лекция. Почему так бывает? Потому что такой лектор рассказывает не для слушателей. Он не просто не видит, не слышит, не чувствует аудитории, а вообще не задумывается о том, что есть мнение и интересы других людей и именно для них он выступает.

Можно расширить утверждение: когда ученые занимаются популяризацией, нередко они рассказывают в статьях, лекциях и книгах, не о том, что интересно слушателям и читателям, а о том, что кажется интересным рассказчику. Это имеет плюсы и минусы.

В популярном тексте или лекции важно, о чем рассказывается и как рассказывается. Катастрофической ситуация становится, если автор проигнорировал мнение аудитории сразу по двум пунктам. То есть надо или очень хорошо представлять интересы людей, тогда можно рассказывать слегка строго и сухо, если иначе не получается. Или же, выбрав тему, которая по какой-то причине аудиторию не вдохновляет, надо само изложение сделать захватывающим.

Оба подхода возможны и важны. Первый часто помогает лучше передать дух науки. Показать, что это сложная работа, а не развлечение. Продемонстрировать строгость подходов, объяснить методы, рассказать о подводных камнях, о том, что «не надо кричать «Эврика!», не вылив себе на голову ведро холодной воды», и т.д.

Второй подход выполняет другую задачу. Наука стала большой и сложной. Поэтому не удивительно, что проблемы и объекты, популярные в общественном сознании, могут лишь частично отражать то, что является важным и актуальным на переднем крае науки. Поэтому важно не идти всегда на поводу у аудитории в вопросе «о чем». Но тогда нужно очень хорошо понимать, как нужно рассказывать о не слишком вдохновляющих на первый взгляд вещах.

Скажем, рассказывая об экзопланетах, которые всем интересны, нет смысла просто перечислять «самые большие», «самые маленькие», «самые похожие на Землю» и т.д. Это и так есть в легкодоступных новостях. Надо тогда объяснять, как открывают эти «самые-самые», что удивительного в их «самой-самости» и т.д. То есть, используя привлекательность самой темы, говорить о методах, о физике, а не показывать всё время «фантазии художников и пейзажи далеких планет».

Наоборот, если говорить о ядерной астрофизике, о которой мало пишут популярно и которая не на слуху, придется показывать много «красивостей» и встряхивать аудиторию, чтобы она не заснула.

В обоих случаях ученому нужно озаботиться тем, чтобы понять аудиторию. Людям, интересующимся наукой, в свою очередь важно донести свои вопросы до тех, кто может на них ответить. И здесь нет ничего лучше личных встреч. А самый простой путь для этого -популярная лекция. Надо чаще встречаться.

Сергей Попов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Владимирнадежда Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
надежда
надежда

Я выросла в советское время. И сколько же тогда выпускалось популярных книжек о науке: серии Хочу всё знать, Эврика, Знай и умей — от книг до брошюрок! Сейчас есть интернет и можно найти прекрасные популярные лекции на сайте фонда Династия, на сайте Теории и практики, на сайте ж. Популярная механика и проч. Только вот мало кто слушает эти лекции, в основном сами же люди науки (ИМХО). Хорошо, на Культуре идет несколько передач о науке, в том чиле Академия. Но смотрят их малое количество зрителей. Конечно, и сейчас издаются книги, но, во-первых, очень мало, во-вторых, дороговато, да и в провинции их… Подробнее »

Владимир
Владимир

Я жил в маленьком городке, но в книжном магазине можно было, мне — школьнику, купить много популярных книг. По книгам же я подготовился к поступлению в МГУ и поступил. Сейчас, когда я там бываю, в магазине ничего нет, кроме детективов и фэнтэзи. Редкие научно-популярные книги, которые непонятно как туда добрались стоят безумно дорого. По телевизору — сами знаете какие идут передачи. Поэтому-то вся молодежь и стремится в менеджеры, продавцы, милиционеры, охранники. Особенно им нравится быть в форме. Столько мнимой значимости написано на их туповатых лицах.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: