Отказ от фундаментальности образования делает «компетенции» заведомой фикцией

С просьбой высказать свое отношение к компетентностному подходу и прокомментировать тезисы, изложенные в статье Е. Шеваля, мы обратились к математику, главному научному сотруднику Математического института РАН, академику РАН Виктору Васильеву. Публикуем его отклик.

Отказ от фундаментальности образования делает «компетенции» заведомой фикцией

Мне тоже захотелось «поговорить прозой», т.е. в данном случае на языке компетенций. И вот: я утверждаю, что настоящая и, пожалуй, самая важная компетенция школьного (а в меньшей степени и высшего) математического образования — научиться отличать правильные рассуждения от неправильных и, более того, высказывания осмысленные от бессодержательных (составляющих где-то процентов 80 поступающей в мозг словесной информации).

Конечно, решить эту задачу в полном объеме бесконечно трудно, но есть сколько-то стандартных тестов, через которые натренировавшийся на математике человек сразу «прокачивает» то, что он слышит (или собирается произнести), и которые уже отсеивают львиную долю словесногомусора. Нет ли в рассуждении порочного круга? Не перепутаны ли причина и следствие? Нельзя ли придумать контрпример к произносимому общему утверждению? Есть ли уверенность в том, что участники разговора одинаково понимают произносимые слова? Если какое-то из этих (и еще нескольких более сложных) условий не выполнено, то разговор необходимо прервать — в лучшем случае до надлежащих уточнений.

В частности, нам пришлось бы так поступить со всеми без исключения существующими текстами образовательных стандартов, написанными в рамках компетентностного подхода. Единственный способ убедиться, что все читатели и писатели понимают одно и то же под написанными там словами, — это дать достаточно репрезентативный список конкретных задач, которые должен уметь решать учащийся, одолевший данный курс.

Да, именно задач! Список тем, понятий и теорем, которые должны быть пройдены (каковым списком ограничиваются традиционные учебные программы), не является сколько-нибудь содержательной фиксацией качества курса, поскольку «пройти» — понятие также крайне растяжимое. Но сейчас телега вообще стоит впереди лошади: разработчики стандартов пишут непонятно что означающие слова, законодатели (видимо, не освоившие указанной выше компетенции и привыкшие к эмоционально-поэтическому уровню строгости) утверждают эти постмодернистские тексты, а потом непонятно кто начинает наполнять их хоть каким-то (но все равно недостаточным и неоднозначным) смыслом. А сформулированное в статье «компетентностное» требование, что результатом изучения высшей математики должно быть «владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области», достойно Хаджи Насреддина, взявшегося обучить математике султанова ишака и подсуетившегося, чтобы определение этой области и круга «практических задач» поручили ему же.

Если говорить об общих принципах, выраженных на поэтическом уровне, то все мы помним с детства совершенную программу образования человека. В ней к математическому образованию относятся слова «и вырвал грешный мой язык, косноязычный и лукавый». (Конечно, как следует «внять неба содроганье» и т.п. в современном мире без математики тоже невозможно, но это вопрос следующего порядка.) Изготовители компетентностных концепций стандартов не одолели этой тяжелой, но возвышающей компетенции.

В последних четырех абзацах статьи Евгения Шеваля (а именно они являются главными) почти все неверно, кроме, пожалуй, критики в адрес нашего современного образования, — но критиковать мало, если это не сопровождается адекватной концепцией исправления.

Итак:

Отказ от фундаментальности образования делает «компетенции» заведомой фикцией
Рис. В. Богорада

1. В действительности компетентностный подход является частью проводимой сейчас политики подготовки узких специалистов, умеющих на уровне готовых рецептов решать небольшой комплекс конкретных задач и не обладающих кругозором вне этой ограниченной области. Фактически под университетом в Болонской концепции понимается примерно то, что 45 лет назад называлось техникумом (а настоящие университеты типа Кембриджа сильно страдают от этой унификации).

Увы, похоже, что люди, определяющие образовательную политику OECD, разбираются в современной науке и наукоемком производстве ненамного лучше своих российских партнеров: это явно не сливки западного интеллектуального сообщества. Если не остановить эту напасть, то лет через 15-20 Европа вступит в период техногенных катастроф — или не сможет пошевелить пальцем без упрямых китайцев. Мне довелось попрофессорствовать в английском техническом университете, и я получил впечатление чумы в воспроизводстве дееспособной молодежи в соответствующей отраслевой науке.

2. Утверждение, будто «широко образованный выпускник хорош только если не работает по специальности», не является элементом множества истинных высказываний. Узкий специалист натаскан на поведение в достаточно стандартных ситуациях, на работу с предметной областью как с черным ящиком на основе эмпирических рецептов, но при серьезном сбое оказывается беспомощен, и тут без фундаментального образования не обойтись. Можно сколько угодно записывать в «компетенциях», что специалист должен уметь вести себя в меняющемся мире: отказ от фундаментальности образования делает это заведомой фикцией.

Мне вспоминаются 1990-91 годы, правление кабинетов Рыжкова и Павлова, набивших руку на работе в условиях сырьевой экономики, и их судорожные трепыхания (каждый раз усугублявшие ситуацию), когда привычная система начала рушиться. И еженедельно стопроцентную инфляцию летом 1991-го, и пустые прилавки, и ГКЧПистов, имевших все силовые рычаги власти, но понимавших, что они не знают, как предотвратить голодный бунт, и посчитавших за лучшее слить инициативу и оказаться в Матросской Тишине.

В таких ситуациях возникает необходимость в людях, знающих, как устроен этот черный ящик, — т.е. образованных фундаментально,— что -бы спасти ситуацию в той степени, в которой вообще возможно безболезненно сорвать стоп-кран в летящем к пропасти составе.

3. Особого упоминания заслуживают приемы формирования негативного отношения к настоящему образованию, представленные в этой статье эмоционально насыщенными словосочетаниями: «давать не оторванные от жизни знания… позволить научиться чему-то полезному (т.е. сформировать полезные компетенции)», «набор общих знаний, пусть и оторванных от реальной жизни, но…» и многими другими.

Наверное, не стоит здесь говорить, что унизительно прожить жизнь в этом прекрасном мире и не поинтересоваться, как устроен атом, как горит звезда, как растет дерево, почему дети похожи на родителей, и т.п., даже если это знание не даст тебе куска хлеба с маслом: это, увы, не всякого тронет. Но то, что казавшиеся вчера «оторванными от жизни» знания являются основой всего сегодняшнего прогресса (а стало быть, приносят своим носителям вполне конкретную выгоду),— этот факт настолько очевиден, что должен быть доступен даже «наиболее мотивированной части студентов». На уровне школы также ведется пропаганда, рассчитанная на господ Простаковых: ах, на деньги налогоплательщиков бедных детей учат складывать дроби, когда есть карманный калькулятор!

В результате хорошим тоном считается отвергать любое знание, если уже сегодня не видишь конкретной задачи, к которой его можно непосредственно применить. Это — путь в стойло. Как пишет Фазиль Искандер, «демократия дает человеку возможность расти в любую сторону, но свободный человек в большинстве случаев предпочитает расти в сторону глупости, потому что так ему жить легче». А может быть, всё-таки найдем в себе силы свободно и осознанно расти в сторону ума?

Подписаться
Уведомление о
guest

19 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Иван Дуденков
12 года (лет) назад

Ваши умозаключения полностью следуют редукционистской логике, поэтому нейдивительна и воспроизводимость – я тоже приходил к подобным выводам, и не удивлюсь, если к подобным выводам придёт неограниченное сверху множество мыслящих людей. А пришедшие к выводам, принципиально несовместимым с этими Вашими выводами, тем самым дадут достаточное основание для сомнений: а мыслящие ли они?
Главным в Ваших рассуждениях мне предоставляется, что перевод образования с уровня дисциплин на уровень компетенций соответствует понижению уровня требований к интеллекту на целую ступень (в единицах шкалы IQ – видимо, не менее чем на десяток). Это даже не нивелировка уровня требований вместо отличников по троечникам, это хуже (уровень требований – это всё-таки уровень ответов, а здесь – уже уровень вопросов понижен). Помню, в СССР, кроме учебников для обычных общеобразовательных школ, были отдельные учебники для школ, где учились умственно отсталые, реформаторские учебники нередко характером своего отличия от старых советских именно эти советские учебники для умственно отсталых и напоминают. В частности, только в курсах школ для умственно отсталых тогда и был такой интегрированный предмет, как естествознание, а сейчас он распространился очень широко…

Мария Елифёрова
12 года (лет) назад
В ответ на:  Иван Дуденков

Интегрированный предмет “естествознание” существовал и в гимназиях царской России (видимо, в них тоже учились умственно отсталые?).
Я как раз за интеграцию, потому что мой опыт показывает, что выпускники школ не в состоянии связать одну сферу знания с другой. Люди, приходящие на филологический факультет, не способны ответить мне, что случилось в Англии в 1640 г.! Практика изолированного преподавания предметов одной области порочна, и с этим нужно что-то делать.
Главное, в том, КАК осуществлять интеграцию – чтобы интеграция не становилась поводом для урезания объёма знаний (иначе действительно получится учебник для умственно отсталых).

crohobor
12 года (лет) назад

С автором согласен. Снизив уровень, выскажу свое личное мнение, не претендуя ни на что, кроме желания быть услышанным. Спор о названии цели обучения ЗУН или компетенция — бессмысленная схоластика. Пытаться найти слово, охватывающее невероятное разнообразие видов и условий человеческой деятельности, безнадежно. Профессионалу-фигуристу требуется совсем другая поготовка, чем продавцу дамской одежды, водителю самосвала или хирургу. Однако школа должна дать достаточно обширный для выбора специальности и подготовки к ней круг знаний и некоторые умения. Обществе меняется с возрастающей быстротой и нынешнему подростку почти наверняка придется переучиваться. Уже теперь сталкиваешься с жалобами на отставание профессонального образования от требований рынка труда.
Выход один – фундаментальное образование. Примеры французские Нормальная и Политехническая школы, наши физтехи. Выпускники последних легко находят хорошие позиции в Силиконовой долине. Кроме знаний чрезвычайно важно учить ребенка ДУМАТЬ, буквально, с младенчества. В дальнейшем это умение должно развиваться как раз на выявлении связи разных наук. Это же повышает интерес к новому, что не мене важно, чем программы и сообщение фактов. Этому мешает узкий кругозор или незаинтересованность преподавателей самых разных уровней. Не знаю случая взаимных ссылок лекторов (важна временная последовательность), 1)излагающих дифференциальную теорию пространственных кривах и 2)кинематику точки. Значительная часть материала отличается только терминалогией. Ассистент профессора высшей математики в инженерном ВУЗе боится текстовых задач. И т.д. in infinitum. Тема для меня слишком больная.
С грустью осознаю, не выскажется безвременно ушедший академик Арнольд.

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
12 года (лет) назад

Лично мне нравятся высказывания российских ведущих отраслевых специалистов. Например, в журнале АВОК №2 за 2010 год В.И. Ливчак в статье: “О расчете систем отопления, энергосбережении и температуре воздуха в отапливаемых помещениях жилого дома” предлагает: “ Учитывая, что расход тепла на нагрев инфильтрующегося воздуха составляет примерно половину от расчетных теплопотерь, надо сокращать воздухообмен на 4,5 • 2 = 9% или менее чем на 3 м3/ч из расчетных 30 м3/ч на жителя. Особенно аргументация таких специалистов: “Это будет совсем незаметно для человека, тем более что, например, в Германии, далеко не бедной стране, расчетный воздухообмен в квартирах при расчете нагрузки системы отопления в капитально ремонтируемых домах рекомендуется принимать исходя из 20 м3/ч на жителя”. И это высказывание представителя экспертного сообщества предложения, которого учитываются при разработке различных стандартов, норм и правил в строительстве. Если бы в обосновании были приведены аргументы и доказательства, что при снижении нормативного воздухообмена вреда организму конечного пользователя не будет нанесено, тогда с понижением воздухообмена можно было бы согласиться. А так приходит в голову мысль это, что отсутствие фундаментальных знаний или не компетентность. Другой пример из этой серии, правда, дословно не помню. Д.А.Медведев, защищая кабинет министров, сказал, что существующую систему, которую они возглавляют эти министры не создавали, поэтому они не могут за нее нести ответственность. Это как? Функциональная обязанность любого министра уметь управлять существующей системой вне зависимости от того, кто ее создал. Для этого ее необходимо хорошо знать и быть компетентным в ее управлении. Иначе вместо созидания конечным результатом будет сплошная порнография. И это легко показать по результатам деятельности М.С.Горбачева. Старшее поколение хорошо помнит, как после аварии на Чернобыльской АЭС при дефиците продуктов питания населению СССР, благополучно скормили все зараженное мясо и молоко. Для этого было достаточно без всякого научного обоснования заявить, что при добавлении в чистые мясомолочные продукты питания до 5% зараженного мяса и молока никак не влияет на… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
12 года (лет) назад

По роду своей деятельности я отношения к научному сообществу не имею. А газету Троицкий вариант стал читать по одной простой причине, что надеялся здесь прочитать что-нибудь путное о тех процессах, которые происходят в нашей жизни. Я ожидал, что, по крайней мере, в этой газете прочитаю серьезный анализ, подготовленный на научной основе текущего состояния нашей жизни. Думал, что узнаю о тенденциях эволюции человечества. Мне расскажут, к какому новому состоянию мы должны прийти. Кроме этого мне расскажут ученые мужи, как и какие ресурсы должны быть задействованы для достижения этой цели и т.д. Но как оказалось, что и здесь, как и везде одни сплошные стереотипы третьего и четвертого технологического укладов. На страницах газеты подымается та или иная проблема и мусолится непрерывно, чтобы доказать необходимость той или иной структуры для решения этой проблемы в надежде, что выделят деньги. Например, проблема образования. Почему-то реформа системы образования считается неправильной? А может наоборот она правильная, т.к. все относительно. Для того чтобы быть купи- продайкиным как раз нужно минимум фундаментальных знаний, а максимум компетенций и хорошо подвешенный язык, для того, чтобы желаемое выдать за действительное. Это и закреплено в законе 94 ФЗ одной фразой, что выигрывает тендер или конкурс тот, кто предложит минимальную цену. Тем самым этот закон напрочь исключает возможность появления на рынке фирм с высококвалифицированным составом и высокоинтеллектуальным потенциалом. Нет на рынке таких фирм, следовательно, не востребованы современные технологии и поэтому нет, и не будет реальной конкуренции. Реальная конкуренция может возникать только между фирмами, обладающими высокоинтеллектуальным потенциалом. Это связано с тем, что только в такой среде можно снижать себестоимость товара и услуг при фиксированном уровне или даже повышении их качества. Одним из таких методов является внедрение инновационных технологий. Нет потребности в инновационных технологиях, следовательно, нет потребности и в прикладной и фундаментальной науке. Нет прикладной науки, не будет фундаментальной, следовательно, ни одна проблема решаться не будет.… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
12 года (лет) назад

Ну, очень уж интересный график привел в своей статье Олег Фиговский. За определенный исторический период времени эволюции человечества накапливались знания. Накопление знаний приводило к изменению технологических укладов. Изменение технологических укладов приводило к изменению модели экономики. Все логично. И вдруг появляются полуграмотные младшие научные сотрудники от экономики, такие как Е.Гайдар и А.Чубайс и проводят шоковую терапию. Внедряют в систему, которая находится между четвертым и пятым технологическими укладами свою модель. Модель экономики первого или второго уклада. И все залихорадило. Вылезло противоречие. Эволюцию вспять не повернуть. Модель экономики не соответствует существующему укладу. Но, если по этногенезу Л.Н. Гумилева этносы могут рождаться и погибать, тогда можно предположить, что этнос начал ощущать свою гибель. Но в любой сложной биологической системе заложены защитные функции. Кроме этого можно предположить, что биосфера должна иметь свой канал воздействия на биологический вид наделенный сознанием для своей защиты от этого вида. И это воздействие должно проходить мимо сознания этого вида. Например, напрямую влияя на обмен веществ и заставляя человека активно и бессознательно действовать. Поэтому можно ожидать, что этнос будет активно выполнять функции сохранения, если государство не возьмет на себя осуществлять активно функцию развития. Куда погонит людей обмен веществ одному Богу известно, но социальные потрясения будут непредсказуемыми. Отсюда можно предположить, что человек идя в кандидаты на президентский пост РФ, без понимания этих процессов, без четкой экономической модели, которая бы позволила привести состояние системы хотя бы к равновесию, и команды высококвалифицированных кризисных специалистов, способных управлять этой системой, явно будет сумасшедшим.
Поэтому проблема знания и компетенции наиболее актуально стоит перед кандидатами в президенты РФ.

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
12 года (лет) назад

График в статье Олега Фиговского неполный. На нем бы отложить смутные времена, только тех стран и этносов, которые изобрели первыми прорывные технологии, и перешли на следующий технологический уклад. Я думаю, что в переходный период, при спаде инноваций должен быть пик интенсивности напряжения в социальной сфере. Я думаю, что такой график можно составить и для каждой, отдельной страны, только при сравнении разных стран будет сдвиг по времени и интенсивности напряжения в социосфере. Если предположить, что график получится так, как я предполагаю, тогда можно было бы говорить о самоорганизации. Далее все делают одну системную ошибку. Везде подразумевается принцип, что если не нравится эта модель экономики, тогда альтернативной служит старая. Этот принцип следует из идеологии. Это не так. Альтернативной экономикой служит та, которую еще не придумали. Социализм, капитализм, коммунизм и т.д. это все в прошлом. Новой идеологией, по всей видимости, должен быть принцип жить в соответствии с естественными законами Природы. Это не значит, что человек должен отказаться от своих потребностей и перейти в каменный век. С теми знаниями, которое накопило человечество, я думаю, что вполне можно повышать комфортность жизни, не нанося вред Природе. Для этого нужны новые технологии 6-го технологического уклада, но вполне возможно, что такие технологии использует сама биосфера. Но человек элемент этой биосферы да еще наделенный сознанием, если он получит в руки эти технологии, то для удовлетворения своих сиюминутных потребностей он может направить эти технологии против биосферы и может, уничтожив ее, уничтожит и себя. Поэтому вопрос о морально-нравственных принципах становится самым актуальным на сегодняшний день. Эгоистическая этика, заложенная в основе капитализма, не позволяет перейти на 6-й технологический уклад. Я считаю, что не случайно экономика Запада стала активно зеленеть. Вот у них и происходит самоорганизация. Постепенно они придут к совершенно новой экономике. Какая она будет, я не знаю, но она будет соответствовать 6-му технологическому укладу. Социальное напряжение растет и у них.… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
12 года (лет) назад

Внимательный читатель по поводу моих комментариев наверно задает себе вопрос:”Зачем ему все это надо и какое отношение все это имеет к проблеме образования?” Самое прямое. В последнее время много строится медицинских центров. Современный кардиоцентр с современными инженерными системами у нас ввели в эксплуатацию еще в конце 90 годов прошлого столетия. Проект делали югославы. Проектом были предусмотрены энергосберегающие технологии. Заложенное оборудование до сих пор является одним из самых современных. Все отлично. Были и мелкие недочеты, которые проявились в процессе эксплуатации. Югославы не учли наши климатические условия. За зиму калориферы размораживались до 6-8 раз. Этот недостаток можно было устранить, но денег на эксплуатацию инженерных систем практически не выделили. Уже много лет системы вентиляции и кондиционирования воздуха практически не работают. На восстановление нет денег. Для того чтобы хирург в операционной при работе не потерял сознание от жары, туда поставили дешевый рассадник всякой заразы в виде мобильного кондиционера. Температуру в операционной он не снижает, но когда дует в спину хирурга, то создает иллюзию, что в помещении не так жарко. В перинатальном центре в операционной установили подобные рассадники заразы под названием сплит-системы. Притом, что есть специализированное оборудование, которое не только подает очищенный воздух в помещение, но за счет ламинарных потоков снижает риск рецидивов после операции на 30%. Лично у меня есть опасения, что в процессе эксплуатации во вновь строящихся центрах инженерное оборудование угробят в первые 2-3 года эксплуатации. Тенденция такая уже есть. Мы с одним из наших крупных заказчиков работаем более 10 лет. Сами монтировали оборудование, сами и эксплуатировали, т.е. отвечали за свою работу. Выстроили взаимоотношения со службой эксплуатации заказчика, т.е. для заказчика мы стали своими “подвальными”. Часто наше оборудование размещается в подвалах. При появлении проблем заказчику достаточно было позвонить и сказать, что у него проблемы. Такие взаимоотношения требовали и соответствующую постановку задачи для нашего техотдела. Довести все наши климатические системы до такого состояния,… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
12 года (лет) назад

Мне свое мнение по поводу не только образования прислал высококвалифицированный технический специалист из Питера: Я думаю, что интеллигенция в начале 20 века тоже много дискутировала, а потом пришли г.Троцкий и г.Ульянов с матросами и разогнали Учредительное собрание. Сейчас снова стало модным в СМИ ругать власть. Только ей, власти, это безразлично, собака лает – караван идет. И вправду, недра уже проданы, основные производственные фонды поделены. Правда, нужно еще приватизировать питьевую воду (ну, там Байкал, например) и землю (кстати, в июне 2011 принят закон о том, что “неэффективно используемые” земли с/х назначения муниципалитеты могут конфисковывать и продавать). Кучка шустрых пассионариев, во время перестройки ставших долларовыми (!!!) миллиардерами, отдавать нажитое никому не собирается. Для этого им нужно и дальше оставаться у власти и передать ее своим детям, родственникам или, в крайнем случае, друзьям. Власти не нужен народ, который понимает, как его обули. Поэтому у нас спешно “реформируется” образование под копирку с США, которые успешно промывают мозги основной массе своего плохо обученного населения. Поэтому у нас политику до сих вырабатывают Кудрин с Чубайсом и их подельники. Для того, чтобы страна не стала колонией, нужны простые вещи. Совесть, например. И неотвратимость наказания за нарушение десяти известных заповедей. Тогда большинство сможет жить по закону, и будет нам счастье. Живя в таком режиме нужно, чтобы сменилось два- три поколения (Моисей не зря 40 лет водил свой народ по пустыне). Режиссеры нам такой возможности не дадут. Когда на днях В.И.Матвиенко избиралась в Думу, на участок пришли голосовать, в основном, пенсионеры и курсанты Можайки. В итоге 95% голосов “За”. И дама скоро будет третьим лицом в государстве. Наш народ столько били за последние триста лет, начиная с Петра 1 и заканчивая Сталиным, что подняться против власти он может, если только его начнут массово лишать основных конституционных прав (скажем, отнимут жилье или сделают полностью недоступным здравоохранение). Это мнение кандидата… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
12 года (лет) назад

Если я правильно понимаю, то реформа образования должна приводить к какому-то конкретному результату. К какому конкретному результату может привести наша реформа? Нормальный человек не поступает, как ему вздумается. Он принимает решения в зависимости от той или иной ситуации, в которую попадает. Давайте попробуем попасть в одну такую ситуацию. В 90 годах прошлого столетия я поехал в командировку в Москву. По окончании командировки я решил сделать подарок своим детям. Зашел в один маленький магазин, в котором продавали сладости. В магазине была небольшая очередь. Я занял очередь. Передо мной стояли два человека еврейской национальности. Очередь двигалась медленно. К этим покупателям подошла заведующая магазином. Из их общения стало понятно, что эти два человека являются собственниками этого магазина. Когда до них дошла очередь, они выбрали нужный им товар, за него заплатили, получили чек и вместе с заведующей ушли в подсобное помещение магазином. Из этой ситуации я для себя сделал вывод, что личный кошелек и расчетный счет фирмы надо четко разделять. Если говорить о государственном регулировании, то на уровне государства такого разделения нет в принципе. В малом бизнесе возможности фирмы существенно ограничены ресурсами. В первую очередь человеческим и финансовым. Много ли фирм имеют оборотные средства, которые соизмеримы с их оборотом за год? Очевидно, что если данное условие не выполняется, тогда фирма балансирует между нормальной фирмой и фирмой однодневкой. Также очевидно, что все заработанные деньги, которые должны идти на пополнение оборотных средств (на развитие фирмы) уходят в личный кошелек собственника. При этом следует отметить, как распоряжаться этими финансовыми средствами это право собственника. Почему в основном малый бизнес безответственный? Ответственность возникает тогда, когда за содеянное собственник фирмы способен компенсировать убытки заказчика из собственных средств. Нет такой возможности, тогда зачем лезть на тот уровень, который тебе не по зубам. Научись в начале работать и нести ответственность за содеянное, тогда другое дело. Когда у собственника появляется полная независимость?… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
12 года (лет) назад

Лично меня сильно смущает словосочетание “продажа воздуха”, но у меня не хватает знаний и компетенции, чтобы охарактеризовать то, состояние, которое складывается в третьем секторе климатического рынка. Это состояние ни на что не похоже. Другими словами формируется спрос, но пока не понятный на что. Воздух товаром быть не может. Можно предположить, что это услуга. Так ли это? Спрос формируется на параметры микроклимата в помещении и качество воздуха в помещении такое, чтобы организм человека функционировал в зоне оптимума. Кроме этого формируется спрос на профилактику неинфекционных заболеваний, которые возникают из-за низкого качества воздуха. Для того, чтобы оказать соответствующую услугу, необходима нормативная база, но ее нет в принципе. Нужен соответствующий кадровый состав климатических фирм, который понимал, что он делает, и к каким последствиям могут приводить эти действия. К кадровому составу можно отнести проектировщиков, монтажников и специалистов по эксплуатации климатических систем, которые могли бы квалифицированно обеспечивать качество воздуха в помещении. Система образования не готовит таких специалистов. Нет прикладной науки, которая могла бы разработать соответствующие методики и поставить задачу перед фундаментальной наукой на целенаправленные исследования влияния воздуха на организм человека и т.д. Вместо этого практически ежедневно можно слышать о том, что мешает нормально работать бизнесу. Всем и так хорошо известно, что мешает плохому танцору. По всей видимости, бизнесу так же мешает какая-то часть тела. Если не известно, что делать с данной проблемой, на такой случай всегда существует эффективный и радикальный способ, используемый в методе научного тыка. Надо отрезать то, что мешает. Посмотреть, что из этого получится и при необходимости пришить, что-нибудь другое. Может быть, и поможет. Нет сомнения, что нано технологии являются инновационными. Данные технологии позволяют получать новые товары с новыми свойствами, но все-таки это 5-й технологический уклад. По всей видимости, обеспечение качества воздуха в помещении это и не товар и не услуга. Это нечто характерное 6-му технологическому укладу, которое требует привести в соответствие с… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...