О структуре спиральных галактик

Спиральная галактика M81. Фото NASA

О бессмысленности самодельных научных теорий сказано немало. Однако нужно признать, что безудержная фантазия в сочетании с отсутствием познаний дают иногда результат, который при традиционно нулевой научной ценности (по крайней мере для физики) лишь немного не дотягивает до литературного текста. Прочитав на «Астрофоруме» (www.astronomy.ru) изложение очередной «теории» эволюции галактик, я вдруг понял, что из него может получиться забавное стихотворение. Пришлось добавить немного красивостей, но суть и терминология — авторские.

Я расскажу не спеша, как велит богоравный Лукреций, Про регулярный характер спиральной структуры галактик. Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что у галактик спирали — не Хаоса есть порожденье.

Как молоко из груди крутонравой супруги Зевеса, Брызнув на неба полог, кружевом прихотливо свернулось, Так и во веки веков установлено в мире надлунном: Белый узор наречен естеством и исходною формой.

Звезды в витом рукаве неизменно, однако ж, стареют И разлетаются прочь, уносимы неведомой силой. Там, где мгновенье назад мы спиралью тугой любовались, Пухнет и ширится балдж, заполняя собою пространство.

Страшно объятье его, и спираль в ожиданье трепещет! Он же, бесчувствен к мольбам, накрывает рукавную зону И раздробляет ее вплоть до самых далеких окраин, Звезд огоньки разбросав по всему хладночревому гало!

Меркнет сиянье светил, и галактика в шар обратилась… Но не кручинься, Марфуша, нам ли томиться в печали? Миг, и в далеком ядре новой жизни огонь заискрится, Призрачно сквозь ореол догорающих звезд завиваясь.

Вновь по привычным путям начинают светила круженье. Линзой хрустальной в ночи засияет галактика-феникс. Темной оправой ее окружают угасшие звезды, В центре же ярко горят звезды новой спиральной структуры.

Следуй, галактика, впредь магистральным безбаровым циклом!

Славься в веках, Аполлон, подаривший певцу вдохновенье! Да не иссякнет оно и наполнит Урании племя. Благо немало еще в астрономии дел нерешенных.

Дмитрий Вибе

• Астрофизика‑202012.01.2021 Астрофизика‑2020 За год в астрофизической части Архива (arXiv.org) появилось около 15 тыс. статей. Это, конечно, снова рекорд, хотя прирост по сравнению с 2019 и 2018 годами совсем небольшой. Тем не менее есть из чего выбирать. Основными темами нашего ежегодного обзора станут результаты работы крупных проектов, несколько громких, но пока не до конца понятных заявлений об открытиях, экзопланеты и, разумеется, быстрые радиовсплески. Однако начнем с «плановых» результатов.
  • Mobilis in mobili. Подводим итоги и заглядываем в будущее22.12.2020 Mobilis in mobili. Подводим итоги и заглядываем в будущее Мы понесли немало утрат, пережили самоизоляцию и вынужденную эмиграцию в виртуальное пространство, наблюдали «одобрение поправок в Конституцию РФ» и упразднение РФФИ, жестокий приговор по делу Юрия Дмитриева и вполне кафкианское развитие других резонансных судебных процессов. Однако ученые продолжают работу.
  • В музее Ракетно-космической корпорации им. С. П. Королёва08.09.2020 Летняя космическая школа — 2020 В конце лета (15–23 августа) в гостинице «Космос» в Москве прошла «Летняя космическая школа — 2020: Звездный путь», организованная сообществом «Твой сектор космоса». Участниками ЛКШ были школьники, студенты и взрослые энтузиасты космонавтики — всего около 60 человек. С 2018 года «фишкой» космической школы стала симуляция космического полета с помощью программно-аппаратного комплекса на игровой платформе Kerbal Space Program. В этом году симуляция была серьезно расширена…
  • Полдень на Седне. Фантазия художника. NASA, ESA, Adolf Schaller21.04.2020 Транснептуновое племя, или Казус Койпера Недавно исполнилось 90 лет открытию Плутона. Это событие когда-то стало важной вехой в исследованиях периферии Солнечной системы. Плутон долгое время считался рядовой планетой, но в действительности оказался представителем другого племени, которое теперь совокупно именуется транснептуновыми объектами (ТНО), или поясом Койпера. Мы расскажем о необычной истории возникновения этого названия.