Манящие крабы: романтика или борьба с перегревом?

Самец Uca panacea размахивает клешней. Фото M. Zachary Darnell

Гипертрофированно развитые клешни крабов-скрипачей (манящих крабов) представляют собой немалую загадку для науки. Размеры одной из клешней у самцов сопоставимы с размерами всех прочих частей тела. При этом какой-либо особой агрессивностью или воинственностью эти крабы не отличаются. Собственно, скрипачами или «манящими» их называют из-за привычки размахивать в воздухе своей гиперразвитой клешней (как бы приманивая подруг или наигрывая им беззвучные мелодии).

Считается, что подобные непрактичные «украшения» животные получают в результате полового отбора — в данном случае самки самыми привлекательными считают самцов с самыми крупными клешнями, предпочитая спариваться именно с ними. Однако американские исследователи Захари Дарнелл (Zachary Darnell) и Пабло Мунгиа (Pablo Munguía) из Техасского университета обосновывают теперь альтернативное предположение: крупная клешня помогает крабу-скрипачу не перегреваться на солнце. Они обнаружили, что температура крабов, лишенных большой клешни, растет гораздо быстрее и достигает более высоких значений, чем у нетронутых крабов (публикация в свежем сентябрьском выпуске журнала American Naturalist [1]).

Крупная клешня может выполнять роль своеобразного радиатора, отводя тепло от тела за счет конвекции, рассеивая избыточное тепло в воздухе. Охлаждающее действие клешни помогает крабу проводить больше времени за пределами своей норы, дольше кормиться и чаще показываться самкам. Это свойство клешни может отчасти компенсировать энергетические затраты на выращивание такого гигантского придатка.

Собственно, роль клешней в брачных церемониях и в борьбе с соперниками у крабов-скрипачей при этом тоже, конечно, не отрицается, т.е. польза от клешней в терморегуляции видится лишь дополнительным полезным «бонусом».

1. M. Zachary Darnell and Pablo Munguia, «Thermoregulation as an Alternate Function of the Sexually Dimorphic Fiddler Crab Claw» — http://dx.doi.org/10.1086/661239