Отцы и дети в Интернете

86-0060В совре­мен­ном обще­стве про­бле­ма отцов и детей пре­вра­ти­лась в насто­я­щую моз­го­вую про­пасть. Таким «тер­ми­ном» аме­ри­кан­ские пси­хи­ат­ры Гэри Смолл и Гиги Вор­ган в сво­ей кни­ге «Мозг онлайн. Чело­век в эпо­ху Интер­не­та» обо­зна­ча­ют раз­ли­чия в спо­со­бах мыш­ле­ния пред­ста­ви­те­лей стар­ше­го поко­ле­ния и моло­де­жи, вызван­ные циф­ро­вой рево­лю­ци­ей. Кон­фликт цен­но­стей и взгля­дов сего­дня ото­дви­нут на вто­рой план. Суть моз­го­вой про­па­сти уче­ные видят в пере­строй­ке моз­га и изме­не­нии его функ­ций под вли­я­ни­ем ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. «Еже­днев­ное воз­дей­ствие хай-тека — ком­пью­те­ров, смарт­фо­нов, видео­игр, интер­нет-поис­ко­ви­ков — застав­ля­ет нерв­ные клет­ки изме­нять­ся, выбра­сы­вать ней­ро­транс­мит­те­ры и объ­еди­нять­ся в новые сети (в то вре­мя как ста­рые посте­пен­но раз­ру­ша­ют­ся). Циф­ро­вая рево­лю­ция, кото­рая про­ис­хо­дит на наших гла­зах, застав­ля­ет мозг эво­лю­ци­о­ни­ро­вать пря­мо сей­час — при­чем в неви­дан­ном преж­де тем­пе», — пояс­ня­ют авто­ры.

Не силь­но углуб­ля­ясь в меха­низ­мы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния моз­га, авто­ры кни­ги затра­ги­ва­ют лишь вер­хуш­ку айс­бер­га, упро­щен­но опи­сы­вая изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в нерв­ной систе­ме в про­цес­се при­спо­соб­ле­ния к высо­ким тех­но­ло­ги­ям. Речь в кни­ге идет не столь­ко о ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ских или ней­ро­био­ло­ги­че­ских аспек­тах воз­дей­ствия на мозг циф­ро­вых тех­но­ло­гий, сколь­ко о соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских послед­стви­ях хай-тек рево­лю­ции. Пери­о­ди­че­ски сдаб­ри­вая текст любо­пыт­ны­ми фак­та­ми и ста­ти­сти­че­ски­ми дан­ны­ми, при­ме­ра­ми иссле­до­ва­ний и ссыл­ка­ми на допол­ни­тель­ную лите­ра­ту­ру, авто­ры дела­ют акцент на про­ти­во­по­став­ле­нии поко­ле­ний «циф­ро­вых от рож­де­ния» и «циф­ро­вых имми­гран­тов». Основ­ной про­бле­мой пер­вых они счи­та­ют утра­ту соци­аль­ных навы­ков в резуль­та­те их боль­шей погру­жен­но­сти в вир­ту­аль­ную сре­ду, чем в реаль­ный мир отно­ше­ний. У пред­ста­ви­те­лей стар­ше­го поко­ле­ния дру­гая про­бле­ма — тех­но­фо­бия и вынуж­ден­ная адап­та­ция к циф­ро­вой реаль­но­сти.

Далее авто­ры опи­сы­ва­ют раз­лич­ные виды зави­си­мо­сти от тех­но­ло­гий и сопут­ству­ю­щие им пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы, вскользь затра­ги­вая вопро­сы вли­я­ния циф­ро­вой рево­лю­ции на совре­мен­ную куль­ту­ру, поли­ти­ку и эко­но­ми­ку. Под конец кни­га все боль­ше начи­на­ет напо­ми­нать попу­ляр­ные посо­бия для чай­ни­ков. Авто­ры не постес­ня­лись вста­вить в текст пря­мые сове­ты и упраж­не­ния на раз­ви­тие соци­аль­ных навы­ков, язы­ка тела, эмпа­тии и уве­рен­но­сти в себе. Одна из послед­них глав и вовсе посвя­ще­на тому, как пра­виль­но выби­рать ком­пью­тер, эффек­тив­но и без­опас­но рабо­тать в Интер­не­те. Это, конеч­но, важ­ная и полез­ная инфор­ма­ция, кото­рая может заин­те­ре­со­вать неис­ку­шен­но­го в тех­ни­ке чита­те­ля. Вполне воз­мож­но, что в ори­ги­на­ле кни­га и ори­ен­ти­ро­ва­на имен­но на него. Сму­ща­ет лишь то, что на рус­ском язы­ке кни­га вышла в серии серьез­ной науч­но-попу­ляр­ной лите­ра­ту­ры.

Г. Смол, Г. Вор­ган. Мозг онлайн. Чело­век в эпо­ху Интер­не­та. М.: КоЛиб­ри, 2011. — 352 с. (Galileo).

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: