3,14

Анастасия Казанцева
Ана­ста­сия Казан­це­ва

В дет­стве (до деся­то­го клас­са) я не ходи­ла в шко­лу. Нега­тив­ные послед­ствия это­го педа­го­ги­че­ско­го экс­пе­ри­мен­та мне в основ­ном уже уда­лось ком­пен­си­ро­вать, и теперь я даже полу­чаю удо­воль­ствие от того, что мир для меня полон уди­ви­тель­ных откры­тий. Напри­мер, недав­но мне пона­до­би­лось при­ки­нуть пло­щадь зем­ли внут­ри Садо­во­го коль­ца, и в про­цес­се поис­ка фор­мул я узна­ла, что чис­ло пи — это, ока­зы­ва­ет­ся, не про­сто зага­доч­ная кон­стан­та, кото­рую нуж­но запом­нить, что­бы под­став­лять в раз­ные фор­му­лы, а соот­но­ше­ние дли­ны окруж­но­сти и ее диа­мет­ра.

Этот факт, конеч­но, меня совер­шен­но пора­зил — имен­но пото­му, что всё ока­за­лось настоль­ко про­сто. Я пони­маю, что мож­но не знать про­ис­хож­де­ния какой-нибудь посто­ян­ной План­ка, но вот про­ис­хож­де­ние чис­ла пи, как выяс­ни­лось, не знать невоз­мож­но: сто­ит толь­ко один раз про­пу­стить его через лоб­ные доли, как оно сра­зу же оста­ет­ся в голо­ве навсе­гда. И, как я подо­зре­ваю, суще­ствен­но облег­ча­ет пони­ма­ние мно­гих фор­мул, в кото­рых чис­ло пи исполь­зу­ет­ся.

Я нача­ла опра­ши­вать род­ствен­ни­ков, дру­зей, кол­лег и чита­те­лей. Ока­за­лось, что смысл чис­ла пи, дей­стви­тель­но, поня­тен боль­шин­ству людей — на момент напи­са­ния колон­ки в моей нере­пре­зен­та­тив­ной выбор­ке набра­лось толь­ко 7 чело­век, не знав­ших о при­ро­де его свя­зи с окруж­но­стью (про­тив 125 посвя­щен­ных). Но зато 35% опро­шен­ных отме­ти­ли, что узна­ли о нем не в шко­ле, – так что я, види­мо, зря пыта­юсь всё сва­лить на ее отсут­ствие.

Тем не менее меня удив­ля­ют даже эти семе­ро. Я сей­час пла­мен­ный нео­фит, у меня есть новое зна­ние, и я пыта­юсь его всю­ду при­ме­нять. Я теперь знаю дли­ну окруж­но­сти фор­мы для выпеч­ки, диа­метр соб­ствен­но­го тела в попе­реч­ном раз­ре­зе и при­бли­зи­тель­ное зна­че­ние чис­ла пи, полу­чен­ное при помо­щи чай­но­го пят­на на еже­днев­ни­ке. Вся эта инфор­ма­ция совер­шен­но бес­по­лез­на, но мне достав­ля­ет неза­мут­нен­ную радость тот факт, что фор­му­лу дли­ны окруж­но­сти боль­ше не нуж­но ни запо­ми­нать, ни гуг­лить – при зна­ком­стве с чис­лом пи она понят­на авто­ма­ти­че­ски. Как нео­фит я теперь смот­рю свы­со­ка на всех людей, кото­рые ее всё-таки ищут в Интер­не­те. Яндекс, в отли­чие от меня, отно­сит­ся к ним хоро­шо и пред­ла­га­ет в каче­стве пер­во­го резуль­та­та гото­вый каль­ку­ля­тор для рас­че­та.

Мне кажет­ся, что чис­ло пи крайне про­сто объ­яс­нить так, что­бы все поня­ли, для это­го мож­но при­ду­мать сто тысяч нагляд­ных при­ме­ров, и поэто­му тот факт, что кто-то может дожить до 25 лет, не зная при­ро­ды этой кон­стан­ты, пред­став­ля­ет­ся мне сей­час огром­ным недо­стат­ком миро­устрой­ства, под­ле­жа­щим ско­рей­ше­му иско­ре­не­нию.

Напри­мер, если бы я была учи­те­лем гео­мет­рии, я бы выкро­и­ла 10 минут на то, что­бы раз­дать детям вере­воч­ки раз­ной дли­ны, пред­ло­жить изме­рить дли­ну вере­воч­ки и диа­метр круж­ка, кото­рый из нее полу­ча­ет­ся, и посчи­тать на каль­ку­ля­то­ре их соот­но­ше­ние. А потом пока­за­ла бы фокус: выпи­са­ла бы на дос­ку несколь­ко отве­тов, что­бы ока­за­лось, что они все при­мер­но оди­на­ко­вые. Если бы я была роди­те­лем, я бы сде­ла­ла вме­сте с ребен­ком из кар­то­на какую-нибудь круг­лую баш­ню — чис­ло пи при этом упро­сти­ло бы про­цесс созда­ния смот­ро­вой пло­щад­ки под име­ю­щу­ю­ся зуб­ча­тую сте­ну. А так я все­го лишь жур­на­лист газе­ты, в кото­рой, навер­ное, каж­дый чита­тель уже дав­но зна­ком с чис­лом пи и счи­та­ет его настоль­ко оче­вид­ным, что нико­гда ниче­го о нем не пишет.

А жаль, пото­му что кон­стан­ты — это очень даже пер­спек­тив­ная тема для попу­ля­ри­за­ции. С ними все так или ина­че стал­ки­ва­лись, но мно­гим при­хо­ди­лось при­ни­мать их на веру. Напри­мер, любой школь­ник зна­ет, что моль — это 6,02·1023 частиц, но поче­му, зачем, отку­да такое стран­ное чис­ло? Тот факт, что это про­сто коэф­фи­ци­ент, вве­ден­ный для удоб­ства и поз­во­ля­ю­щий при­рав­нять моле­ку­ляр­ную мас­су к мас­се в грам­мах, по-мое­му, нигде в учеб­ни­ках не напи­сан откры­тым тек­стом, и вполне воз­мож­но закон­чить шко­лу, так его и не осо­знав.

И совер­шен­но непо­нят­но, что хуже — вооб­ще ниче­го не знать при чис­ло пи или посто­ян­ную Аво­га­д­ро или не пони­мать их смыс­ла. Решать зада­чи и полу­чать хоро­шие оцен­ки за кон­троль­ные, огра­ни­чи­ва­ясь зазуб­рен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми и фор­му­ла­ми, — вполне воз­мож­но. Но это фор­ми­ру­ет у чело­ве­ка внут­рен­нюю готов­ность при­ни­мать на веру недо­по­ня­тые вещи. Если чело­век уме­ет отли­чать досто­вер­ные источ­ни­ки от недо­сто­вер­ных, то в этом нет ниче­го страш­но­го. Но научить­ся это­му – замет­но слож­нее, чем понять, что такое чис­ло пи.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: