К Юпитеру на солнечных батареях

6 августа 2011 г. с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета Atlas 5, которая вывела на весьма сложную межпланетную траекторию миссию NASA Juno — «Юнона» (напомним, что в древнеримском пантеоне так звали супругу верховного бога). Этот аппарат отправляется в пятилетний путь к самой крупной планете Солнечной системы — Юпитеру.

Juno — первый аппарат, который отправляется столь далеко от Земли и будет получать энергию, не используя ядерный распад. Три развернутые солнечные батареи делают зонд огромным — около 20 м в поперечнике.

Программа полета такова. Сейчас Juno находится на промежуточной траектории, в 2013 г. он делает разгонный гравитационный маневр около Земли и к июлю 2016 г. выходит на циркумполярную орбиту Юпитера. Работа в окрестностях планеты-гиганта рассчитана на год с небольшим. Основные задачи Juno — изучить магнитосферу и атмосферу Юпитера, детально рассмотреть его полюса (он должен облететь их 33 раза), попытаться получить прямые свидетельства существования твердого ядра у этой планеты, ну и, конечно, наблюдать спутники Юпитера, подтвержденное количество которых на данный момент равно числу клеток шахматной доски — 64. Можно делать ставки, что по окончанию миссии это количество увеличится.

На борту Juno 8 научных инструментов и камер. Не обошлось и без «пиар-груза»: помимо магнитометров и спектрометров в аппарат загрузили три фигурки Lego — статуэтки Юпитера, Юноны и Галилея, который открыл первые четыре спутника планеты.

Миссия Juno — вторая межпланетная станция, отправленная в рамках программы «Новые рубежи» — New Frontiers. Первой «ласточкой» этой программы стала миссия New Horizons, которая в 2015 г. должна достичь окрестностей Плутона. Планетологов ожидает очень интересная вторая половина десятилетия. Ну, а если все пойдет хорошо, то в самом конце текущего или в начале следующего десятилетия к системе Юпитера отправится более мощная экспедиция, которая будет состоять из двух или трех аппаратов, один из которых может быть российским.