На заслуженный отдых

По данным сайта Европейского космического агентства (ESA), прекращена эксплуатация космического аппарата ERS-2 (международный номер 95-021А), старейшего спутника из европейской космической группировки дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Спутник ERS-2 был запущен 21 апреля 1995 г. и успешно отработал на орбите 16 лет, многократно превысив расчетный 3-летний срок эксплуатации.

Внешний вид аппарата ERS-2 (www.scanex.ru)

На борту ERS-2 было установлено несколько приборов ДЗЗ, в том числе ИК и СВЧ-радиометры, скаттерометры, радиовысотомер, прибор для измерения концентрации озона в верхних слоях атмосферы GOME. Основной полезной нагрузкой являлся радиолокатор с синтезированной апертурой (РСА), который работал в С-диапазоне частот и позволял формировать изображения Земли с разрешением 30м в полосе шириной 100 км.

Спутник ERS-2 создан на основе первого европейского радарного спутника ERS-1 (1991-2000), который также успешно выполнил программу полета, намного превысив расчетный срок эксплуатации. Несколько лет спутники ERS-1 и ERS-2, оснащенные однотипными радарами, работали совместно и осуществляли тандемную съемку Земли, формируя интерферометрические пары радарных изображений для расчета цифровой модели рельефа и оценки смещений поверхности Земли.

На основе опыта эксплуатации аппаратов ERS-1/2 в Европе был создан самый крупный в мире спутник ДЗЗ ENVISAT, эксплуатируемый по сей день.

Радар ERS-2 продолжал работать вплоть до момента отключения. Причиной прекращения эксплуатации стало израсходование бортового запаса топлива двигательной установки, из-за чего неуправляемый спутник мог представлять угрозу для других оперативных аппаратов ДЗЗ, действующих на утренней солнечно-синхронной орбите.

В соответствии с политикой снижения угрозы столкновения действующих спутников с космическим «мусором» (European Code of Conduct on Space Debris Mitigation) руководство ESA приняло решение о переводе спутника на оставшемся запасе топлива с рабочей орбиты высотой 785 км на более низкую с малым сроком баллистического существования.

В период 4-6 июля по командам с Земли была отключена полезная нагрузка ERS-2 и начата серия включений бортовых двигателей с целью перевода спутника на низкую круговую орбиту, высотой 550 км. По состоянию на 10 июля 2011 г., аппарат находился на орбите высотой 757 х 759 км (перигей х апогей). Операция по снижению высоты орбиты ERS-2 продолжится до сентября нынешнего года, после чего вся аппаратура спутника будет отключена.

После прекращения эксплуатации ERS-2 на орбите останется 9 радарных спутников,чья информация доступна на мировом рынке: ENVISAT (ESA), RADARSAT-1/-2 (Канада), TerraSAR-X/ TanDEM-X (Германия) и COSMO-1/-2/-3/-4 (Италия).

Надежда Пупышева,
пресс-секретарь ИТЦ «СКАНЭКС

• Между прошлым и будущим19.07.2011 Между прошлым и будущим Рано утром 18 июля с космодрома «Байконур» запущен космический аппарат «Радиоастрон». По сути это радиотелескоп, предназначенный для совместной работы с наземными радиотелескопами в режиме радиоинтерферометра.
  • Масштабная линейка Вселенной19.07.2011 Масштабная линейка Вселенной Сейчас мы рассказываем о более ранней, тоже пионерской работе, в которой был теоретически предсказан эффект, получивший впоследствии название «Сахаровские осцилляции».
  • «Заря» у Весты19.07.2011 «Заря» у Весты 16 июля межпланетный космический аппарат Dawn («Восход» или «Заря», НАСА, запуск 2007 г.) прибыл к первой цели своего путешествия — астероиду Веста.
  • Астрофизика‑202012.01.2021 Астрофизика‑2020 За год в астрофизической части Архива (arXiv.org) появилось около 15 тыс. статей. Это, конечно, снова рекорд, хотя прирост по сравнению с 2019 и 2018 годами совсем небольшой. Тем не менее есть из чего выбирать. Основными темами нашего ежегодного обзора станут результаты работы крупных проектов, несколько громких, но пока не до конца понятных заявлений об открытиях, экзопланеты и, разумеется, быстрые радиовсплески. Однако начнем с «плановых» результатов.