Между прошлым и будущим

Запуск

Рано утром 18 июля с космодрома «Байконур» запущен космический аппарат «Радиоастрон». По сути это радиотелескоп, предназначенный для совместной работы с наземными радиотелескопами в режиме радиоинтерферометра. Основным преимуществом проекта является сверхдлинная база, т.е. расстояние между антеннами. Базы земных радиоинтерферометров ограничены диаметром Земли. «Радиоастрон» даст в 30 раз большую базу, следовательно, примерно в 30 раз лучшее угловое разрешение.

Вывод на околоземную орбиту осуществлен ракетой «Зенит», далее разгонный блок «Фрегат» вывел аппарат на высокую орбиту, с апогеем 350 тыс. км. Пока всё идет успешно. Следующий важный этап — в пятницу: раскрытие антенны. Потом «Радиоастрон» будет наблюдать Луну для калибровки приемников. Затем последуют калибровочные измерения какого-либо яркого радиоисточника для проверки системы ориентации. Это будет делаться в автономном режиме. И только через два-три месяца — первые наблюдения в режиме интерферометра.

www.rusrep.ru

Отцом и главным энтузиастом «Радиоастрона» с самого начала и по сей день является академик Николай Семенович Кардашев. Ведущая организация — Астро-космический центр ФИАН. Финансирующая организация — Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

Проект имеет долгую и нелегкую историю. Идею космического радиотелескопа Н.С.Кардашев выдвинул еще полвека назад. Сначала он предлагал сделать гигантскую надувную антенну, по мере развития проекта ее размер уменьшался, зато идея становилась всё более реалистичной. Примерно четверть века назад проект получил официальный статус и финансирование. Потом случились 90-е, в течение которых финансирование еле капало, в размере, достаточном, чтобы сохранить коллектив. В 2000-х финансирование увеличилось, но запуск много раз отодвигался. Участники проекта говорят, что, может быть, все эти задержки оказались полезными — дали возможность «вылизать» инструмент.

Это первый пока успешный (тьфу-тьфу!) запуск крупного астрономического аппарата в России за долгие годы. Из менее крупных недавно состоялся успешный проект «Coronas-F». Предыдущей крупной успешной российской космической обсерваторией был рентгеновский и гамма-инструмент «Гранат», запущенный в 80-е.

Вообще история космических исследований в России до сих пор была сильно перекошена в пользу исследований планет (102 запуска межпланетных станций и только 4 крупных проекта, посвященных наблюдениям Вселенной за пределами Солнечной системы).

Проект имеет шансы сделать выдающиеся открытия (см. интервью с И. Д. Новиковым), но в некотором плане рискован — может не хватить чувствительности для самых интересных возможностей. Это в определенном смысле предмет везения.

Монополия

8 июля 2011 г. состоялся старт американского космического корабля .«Атлантис». Это последний полет по программе Space Shuttle, после которого «челноки» отправляются на «вечный прикол» в музеях, а для доставки экипажей на Международную космическую станцию NASA будет покупать места на российских «Союзах». То есть наша страна становится монополистом в пилотируемых космических полетах.

Миссия «Атлантиса» получила обозначение STS-135. Это 37-й полет шаттла к МКС. Основная цель — доставка оборудования, запасных частей и материалов для обеспечения жизнедеятельности станции.

Приземление запланировано на 21 июля. По окончании полета шаттл «Атлантис» будет выставлен в Космическом центре им. Кеннеди во Флориде.

М.Б., И.М..

В момент написания этой заметки (18 июля) Н. С. Кардашев вместе со многими сотрудниками АКЦ находился на Байконуре. Зато нам удалось взять блиц-интервью у зам. директора АКЦ ФИАН, чл.-корр. Игоря Дмитриевича Новикова, классика в области теории гравитации.

— Как оцениваете перспективы «Радиоастрона»?

— Проект, безусловно, замечательный. Угловое разрешение — миллионная секунды, достаточно, чтобы увидеть горизонт сверхмассивной черной дыры. Это и есть самая интересная мишень. Реально можно увидеть аккреционный диск, точнее — тень от черной дыры на фоне аккреционного диска. По тому, как выглядит тень, можно судить о том, действительно ли это черная дыра, действительно ли там есть горизонт. Это единственный способ строго проверить предсказание Общей теории относительности по поводу существования черных дыр. Ну у меня еще есть мой особый интерес — увидеть кротовые норы. Там, в отличие от черных дыр, может быть не только всасывание, но и выброс вещества, и это можно увидеть.

— Какие объекты наиболее перспективны для обнаружения черных дыр?

— Ядро сравнительно близкой гигантской эллиптической галактики М87. Там очень большая черная дыра. Возможно, центр нашей Галактики, там черная дыра в тысячу раз меньше, но и расстояние меньше.

— Как настроение?

— Замечательное! Вообще пока полный успех: всё сработало, всё отделилось, всё, что нужно, отстрелилось. Николай Семенович очень везучий человек. Правда, надо постучать по дереву: надо, чтобы антенна раскрылась, чтобы приемник нормально заработал, и т.д. Весь ход эксперимента будет доставлять повод для волнений. Пожалуй, самое важное чтобы «Радиоастрон» правильно заработал в режиме интерферометра.