10 фактов о противоядиях

1. Один из первых антидотов, чья рецептура дошла до нас в сохранном виде, был создан придворным медикусом Митридата VI Эвпатора (Понт, II-I век до н.э.). Опытным путем (эксперименты при этом проводились на заключенных местных тюрем) была подобрана смесь из 54 компонентов (опий, различные растения, растертые в порошок органы змей и т.п.). Монарх, панически боявшийся быть отравленным, принимал этот препарат в течение многих лет. Он начал с небольших доз, которые с каждым днем понемногу увеличивал. Именем царя был даже назван токсикологический феномен — митридатизм, т.е. развитие устойчивости к некоторым веществам, формирующейся в организме при длительном их приеме. Происходит своеобразная «тренировка» ферментативных систем — это раз, снижение чувствительности специфических рецепторов — это два. Согласно легенде, когда настал момент, царь даже не смог совершить самоубийство при помощи яда, пришлось бросаться на меч.

Рис. В. Шилова

2. Клавдий Гален (Древний Рим, 199-129 гг. до н.э.) был первым, кто применил слово «антидот» в современном значении, именно так назывался один из его трудов. Он же попытался составить классификацию ядов, разделив их на охлаждающие, согревающие и вызывающие гниение. По мнению Галена, противоядия должны действовать по принципу «противоположное противоположным». Если человек отравился опием, который относится к охлаждающим ядам, его надлежит согревать всеми доступными методами. И наступит излечение. Современная токсикология эту уверенность не разделяет.

3. В средние века чрезвычайно ценился и почитался как драгоценный камень антидот «от всего» под названием «безоар». По сути это конкремент из плотно свалянных волос или волокон растений в желудочно-кишечном тракте жвачных животных и лошадей, реже — свиней и собак. Почему ему приписывались целебные свойства — осталось загадкой. По одной из легенд, бояре Милославские, опасаясь за жизнь юного царя Федора Алексеевича, заказали ему серебряную чашку с безоаром, хотя в случае с царевичем это чудо-противоядие оказалось бессильным.

4. Чемпионом по количеству ингредиентов можно считать антидот Маттиомуса, датируемый 1618 г. Его пропись содержала около 250 компонентов.

5. Смертельно опасная синильная кислота частично инактивируется обычным сахаром. В 1915 г. немецкие химики Рупп и Гольце доказали, что глюкоза, а также некоторые продукты ее окисления, соединяясь с самой кислотой и ее солями, образует нетоксичные циангидрины. Этот факт не был известен в декабре 1916 г. заговорщикам, пытавшимся убить Григория Распутина цианистым калием, подмешанным в портвейн и пирожное, поэтому в итоге им пришлось стрелять.

6. Один из первых представителей класса антидотов-сорбентов, активированный уголь, известен примерно с 1813 г. Промышленное его использование началось с 1915 г. — в противогазах конструкции Зелинского. Через раскаленный уголь растительного или животного происхождения пропускали воздух или водяной пар с образованием микропор. В результате 1 грамм активированного таким образом угля мог иметь поверхность в несколько сот квадратных метров. Особенно эффективным он оказался против хлора и других удушающих боевых газов, применявшихся во время Первой мировой войны.

7. Первым специально синтезированным химическим противоядием можно считать антидот Стржижевского (1933 г.), который применялся при отравлениях сулемой (хлоридом ртути (II)). То, что при взаимодействии сулемы с сернистыми соединениями она превращается в практически неядовитую сернистую ртуть, было известно еще в конце XVIII века. Однако стабилизированный раствор, содержащий сульфиды натрия и магния, удалось получить только 250 лет спустя. Автор доказал действенность антидота на себе, выпив во время одного из докладов 0,2 грамма сулемы (летальная доза) и запив ее 50 мл противоядия. Токсиколог выжил, а медицина обогатилась новым антитоксическим препаратом.

8. Британский антилюизит, БАЛ (1946 г.), — первый антидот для боевых отравляющих веществ. БАЛ впервые был создан по итогам досконального изучения действия яда: Р. Питерс, Л. Стоукен и Р. Томсон точно знали, что люизит действует на сульфгидрильные группы. Известно более 100 ферментов, активность которых может затормозиться при блокировании в них этих групп. С веществами, содержащими SH-группы, связаны проведение нервного импульса, тканевое дыхание, сокращение мышц, проницаемость клеточных мембран и т.д. Поэтому яды, которые действуют на сульфгидрильные группы, будут поражать организм на многих уровнях одновременно. Антидот использовался как буфер, подставляя яду свои — SH-группы, защищая тем самым белки организма. Мало того, БАЛ оказался способен разрывать связи между люизитом и его молекулой-«мишенью»; таким образом, британский антилюизит стал и первым токсикологическим лечебным препаратом. Огромный минус БАЛа — узкое терапевтическое окно. Его лечебная доза — сотые доли грамма, а токсическая — десятые, так что устроить передозировку было очень легко.

9. В 1950-х годах советские ученые под руководством академика АМН СССР А.И. Черкеса и профессора В.Е. Петрунькина модернизировали БАЛ. Они заменили третью гидроксильную группу на радикал SO3Na и гидратировали полученную молекулу. Препарат получился более активным, лучше и быстрее проникал в кровь, обладал меньшим спектром побочных явлений. Он оказался чрезвычайно полезным при лечении отравлений соединениями тяжелых металлов. С этой целью унитиол используется до сих пор.

10. В 1960-х годах появился первый антидот, который сам не реагировал с ядом, но устранял нарушения в организме, которые возникали при отравлении. Им стал атропин. С него началось изучение сущности функционального антагонизма и создание целого класса синтетических атропиноподобных антидотов. Эта работа имеет и огромное военное значение, поскольку атропин работает как противоядие при отравлениях фосфорорганическими веществами (ФОВ), наиболее мощными представителями химического оружия.

Алексей Водовозов,
редактор журнала «АВС»,
врач-токсиколог, медицинский блогер

• Йенс Райх на акции «Давайте поговорим!», организованной сотрудниками Центра Макса Дельбрюка в апреле 2018 года в ответ на выступления «зеленых» радикалов, требующих полностью запретить использование животных в медицинских опытах. Фото с сайта mdc-berlin.de05.11.2019 Йенс Райх: «Вырваться из клетки на свободу» Накануне 30-летнего юбилея падения Берлинской стены член редсовета ТрВ-Наука Андрей Калиничев побеседовал в Берлине с Йенсом Райхом, врачом, молекулярным биологом и правозащитником, о взаимосвязи науки и политики во времена социализма и в постсоциалистическое время.
  • С Андреем Сахаровым за составлением списка политзаключенных, 1988 год. Фото Т. Янкелевич23.04.2019 Сергей Ковалёв: «Сахаров был добрее меня. А без доброты нельзя» Публикуем вторую часть интервью известного ученого и правозащитника Сергея Адамовича Ковалёва. Беседовала Наталия Демина.
  • Торговцы страхом20.11.2018 Торговцы страхом М. В. Ковальчук: «…Мы создаем, допустим, искусственную клетку. Она может быть с одной стороны диагностом, доставщиком лекарств целевым, но, с другой стороны, она может быть как бы вредоносной, да, и тогда, фактически, одна клетка, которая имеет генетический код и саморазвивается, является оружием массового поражения. При этом вы можете создавать эту клетку, этногенетически ориентированную на конкретный этнос. А теперь получается следующее: сегодня возникла реальная технологическая возможность в процесс эволюции человека. И цель — создать принципиально новый подвид Homo sapiens — служебного человека…»
  • Владимир Войнович (1932–2018)31.07.2018 Владимир Войнович (1932–2018) 27 июля 2018 года ушел из жизни замечательный российский писатель Владимир Войнович (род. 26 сентября 1932). «Только прожив много лет, начинаешь всерьез понимать, что жизнь действительно коротка. Жаловаться мне вроде бы не пристало. От своей длиннокороткой жизни я получил гораздо больше того, чего ожидал вначале. Но, может быть, меньше того, на что был рассчитан», — заметил он в одной из последних своих книг («Автопортрет. Роман моей жизни»). Публикуем несколько выдержек из его интервью и статей, а также слова памяти от его почитателей.