Загадка Льва Гумилёва

Лев Клейн
Лев Клейн

При всем обилии мемуарной и биографической литературы фигура Льва Гумилёва остается загадочной. Загадочным остается его полное небрежение научными методами и принципами в большинстве работ — они начисто отсутствуют. Поэтому научное сообщество России его не признает, хотя он бешено популярен вне науки. Загадочным остается его теперь уже несомненный антисемитизм. Это был болезненный факт для многих его друзей.

Анна Ахматова винила во всем советскую власть и лагерь. Возлюбленная ее сына Эмма Герштейн (2006: 351)1 вспоминает:

Загадка Льва Гумилёва
Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992)

«Мы видели на протяжении многих лет человека, носящего имя Лев Николаевич Гумилёв, но хотя мы продолжали называть его Лева, это был не тот Лева, которого мы знали до ареста 1938 года. Как страдала Анна Андреевна от этого рокового изменения его личности! Незадолго до своей смерти, во всяком случае в последний период своей жизни, она однажды глубоко задумалась, перебирая в уме все этапы жизни сына с самого дня рождения, и наконец твердо заявила: Нет! Он таким не был. Это мне его таким сделали». И в другом месте: «Ее поражал появившийся у него крайний эгоцентризм. “Он провалился в себя”, — замечала она, или: “Ничего, ничего не осталось, одна передоновщина”» (2006: 387). Передонов — герой повести Сологуба «Мелкий бес», тупой провинциальный учитель, соблазняемый бесами. Гумилёв не только предостерегал православную Русь от еврейской опасности, но и много говорил о бесах (об этом вспоминает священник отец Василий — 2006: 308).

Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!

Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него — говорил Савва Ямщиков (2006). — Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью — понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь — тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв — признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит. Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников — все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.

Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса — уголовники, всё сообщество четко делится на касты. В верхнюю касту попадают отпетые уголовники и «авторитеты». В среднюю, в «мужики», — вся серая масса. В нижнюю касту, касту «чушков», беспросветная жизнь которых полна унижений, избиений и бедствий, попадают слабые, жалкие, смешные, интеллигенты, больные, неопрятные, психически неустойчивые, нарушившие какие-то законы блатного мира. Они ходят в отребье, едят объедки, ждут тычков и пинков отовсюду, жмутся по углам. Спят воры на «шконках» первого яруса, мужики — повыше и на полу, чушки — под шконками или под нарами. Там есть известное удобство (изоляция, укрытность), но место считается унизительным, а в мире зэков престиж, семиотичность очень много значит.

Загадка Льва Гумилёва
Фотография Льва Гумилёва из следственного дела, 1949 г.

Я не стану сейчас подробно описывать эту систему — я сделал это в книге «Перевернутый мир».

Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, — то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по крайней мере в начале своего прибытия в лагерь молодому Гумилёву пришлось неимоверно плохо. Он должен был по своим данным угодить в низшую касту. Сугубый интеллигент, в детстве преследуемый мальчишками (2006: 25-27), с недостатками речи, картавый (сам иронизировал, что не выговаривает 33 буквы русского алфавита). Характер вспыльчивый, задиристый, тяжелый, неуживчивый (2006: 121; 265), «любил препираться в трамвае» (2006: 331) — именно такие попадали в чушки. Его солагерник по последнему сроку А. Ф. Савченко (2006: 156) вспоминает, что физические данные у Гумилёва были очень невыгодные для лагеря: «Комплекция отнюдь не атлетическая. Пальцы — длинные, тонкие. Нос с горбинкой. Ходит ссутулившись. И в дополнение к этим не очень убедительным данным Гумилёв страдал дефектом речи: картавил, не произносил буквы “р”… Кто картавит? Из какой социальной среды происходят картавые?» Савченко отвечает: дворяне и евреи. Обе прослойки чужды уголовной среде.

Савченко подчеркивает, что в этот срок, «несмотря на такой, казалось бы, внушительный перечень неблагоприятных свойств, Гумилёв пользовался среди лагерного населения огромным авторитетом. Во всех бараках у него были хорошие знакомые, встречавшие его с подчеркнутым гостеприимством» (там же). Он рассказывает, как вокруг Льва Николаевича собирались многолюдные кружки слушать его истории (функции Шехеразады). Но всё это потому, что как раз перед последним лагерным сроком политических отделили от уголовников, «благодаря чему жизнь в лагере стала сравнительно сносной». А до того? «То был кошмар» (2006: 167, также 157). Но когда уголовники всё же оказывались в одном лагере с политическими, возникали эпизоды, подобные описанному тем же Савченко (2006: 168-172): «Рябой с ребятами бьет там жидов», а этим «жидом» оказался Л. Н. Гумилёв.

Есть и прямые свидетельства о деталях быта, которые вписываются в эту реконструкцию. О своем открытии пассионарности Гумилёв рассказывал так:

«Однажды из-под нар на четвереньках выскочил наружу молодой с взлохмаченными вихрами парень. В каком-то радостном и дурацком затмении он вопил: “Эврика!” Это был не кто иной, как я. Сидевшие выше этажом мои сокамерники, их было человек восемь, мрачно поглядели на меня, решив, что я сошел с ума…» (Варустин 2006: 485). И другим он рассказывал, что «теорию пассионарности придумал, лежа в “Крестах” под лавкой»). Проговорился Л. Н., определил свое положенное место в камере — под нарами, под шконкой.

Загадка Льва Гумилёва
Лев Гумилёв и Анна Ахматова. 1960-е гг.

О раннем сроке Гумилёв сам вспоминает, что к 1939 г. совсем «дошел», стал «доходягой». В Норильлаге зимой 1939/40 г. с ним сидел Д. Быстролетов, который поместил свои воспоминания в «Заполярной правде» (23 июня 1992 г.). Быстролетову нужно было подыскать себе помощника, чтобы вытащить из барака тело умершего. Один зэк растолкал доской спящего под нарами доходягу, это оказался Гумилёв. У Быстролетова сложилось впечатление, что Гумилёв имел «унизительный статус чумы», шестерки. Он, видимо, регулярно подвергался обычным унижениям этого люда. Быстролетов описывает его как предельно ослабевшего, беззубого, с отекшим лицом, этот доходяга еле двигался и с трудом произносил слова, был одет в грязную одежду. Никаких вещей у него не было.

Воспоминания Быстролетова некоторые подвергают сомнению, поскольку тот сам был до ареста чекистом (разведчиком), но воспоминания эти очень реалистичны и согласуются со всем остальным, что мы знаем об этом периоде жизни Гумилёва. Для Гумилёва это было особенно тяжело, потому что дворянская честь, уважение среды и сознание своей высокой миссии были его природой. Контраст самосознания со своей неспособностью противостоять гнусной реальности был для него особенно катастрофичен.

Этот период неизбежно должен был наложить отпечаток и на последующие, когда положение Гумилёва улучшилось, когда он освоил статус Шехеразады и добился внимания и уважения солагерников, да и солагерники стали другими. Зэк низшей касты никогда полностью не переходит в верхнюю ни в глазах окружающих, ни в собственном самоощущении. Сбросить это наваждение он может только со всем антуражем лагеря, откинув лагерь как кошмарный сон. Поэтому люди этого плана стараются не вспоминать лагерную жизнь, гонят от себя эти кошмары, очищают память, чтобы выздороветь от лагеря.

Загадка Льва Гумилёва
Лев Гумилёв за рабочим столом. Ленинград, 1990-е гг.

Однако необратимые изменения психики почти неизбежны, остаются после лагеря. У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным. Эти люди постоянно ищут, на чем бы показать свое превосходство над другими — в ход идет всё: опыт, вера, национальность, пол…

Большой поклонник Гумилёва и Ахматовой, М. М. Кралин (2006: 444) вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она — «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича… В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».

Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой. Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни. Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал.

Между тем, в некоторых своих работах он был действительно замечательным ученым, сделавшим великолепные открытия, — это работы о циклических изменениях путей циклонов и влиянии этих изменений на жизнь и историю населения Евразии. Если бы он сосредоточился на этих явлениях, возможно, он был бы гораздо менее заметен в массовом сознании, но значительно более авторитетен в научном мире.

Фото с сайта gumilevica.kulichki.net

1 Многие воспоминания цит. по сб.: Воронович В.Н. и Козырева М.Г. 2006. «Живя в чужих словах…»: Воспоминания о Л.Н. Гумилёве. Санкт-Петербург, Росток.

384 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Антон
Антон
10 года (лет) назад

ЛСК: 22.06.2013 в 8:53
“Да если бы и было большинство, то уж это, как Вы понимаете, ничего не решает.” – с точки зрения мизантропа, конечно ничего.

Вам говорят, что статья переходит нравственные границы, а Вы отвечаете: “что дело не в моей статье, а в Ваших ценностях”. Это – извините, просто хамство.

Анатолий
Анатолий
10 года (лет) назад

Антон:
23.06.2013 в 12:26

Моя мама постоянно мне говорила:”Как все – это плохо!”

Если не верите моей маме,читайте здесь:

“…когда поступаешь, как понимаешь сам, меньше ошибок. Как ввяжешься в толпу, как помчишься вместе со всеми – и морду набьют, и спина в палках, и настроение подавленное.

Ходи один. Одному все живое раскроется.

Одному написанное раскроется. Один – размышляет.

Двое – размышляют меньше.

Трое совсем не размышляют.

Четверо поступают себе во вред.

Смотри, как одиночки себя поднимают, кормят, одевают и этим страну поднимают и еще другим остается. А коллективы только маршируют.

Старики же толпой не ходят.

И над землей, и над могилой, и над колыбелью стоим в одиночестве и, видимо, стоять будем.”

Полностью здесь: http://www.jvanetsky.ru/data/text/t9/po_darvinu/?print=1

Антон
Антон
10 года (лет) назад

Анатолий: 23.06.2013 в 13:25
“Если не верите моей маме …”
– Анатолий, я действительно не верю “Вашей маме”. Надеюсь, Вы не всерьёз предлагаете мне также верить комикам типа Жванетского?

Анатолий
Анатолий
10 года (лет) назад

Антон:
23.06.2013 в 14:00

Напрасно не верите моей маме.Она прожила жизнь заслуженным человеком.И я,следуя её наставлению,тоже не из последних!

Не вполне понимаю,что такое “комики типа Жванецкого”!Где Вы в этой миниатюре увидели комизм?В чём он?Скорее трагизм!

Могу сказать,что из российской элиты,Жванецкий один из умнейших людей.Нужно только внимательно слушать(читать) что он говорит, а после прослушивания ещё и крепко подумать!Может поймёте.

Мне почему-то кажется,что в Вашей нелюбви к Жванецкому виноваты “тараканы”.Он когда-то писал об этом :http://odesskiy.com/zhvanetskiy-tom-4/etnicheskie-konflikty.html

Обратите внимание,сколько времени прошло,а его миниатюры живы.Сколько “классиков” за это время тихо “скончались”,хотя,как биологический объект продолжают жить.(Ну как тут не вспомнить Толстого!Цитата ниже)
А Жванецкий живёт.И многие его миниатюры производят впечатление написанных буквально только что!

P.S.Цитата из “Холстомера” Толстого.Практически о наших “классиках”:

“Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в
землю гораздо после. Ни кожа, ни мясо, ни кости его никуда не пригодились. А
как уже двадцать лет всем в великую тягость было его ходившее по свету
мертвое тело, так и уборка этого тела в землю было только лишним
затруднением для людей. Никому уж он давно был не нужен, всем уж давно он
был в тягость, но все-таки мертвые, хоронящие мертвых, нашли нужным одеть
это, тотчас же загнившее, пухлое тело в хороший мундир, в хорошие сапоги,
уложить в новый хороший гроб, с новыми кисточками на четырех углах, потом
положить этот новый гроб в другой, свинцовый, и свезти его в Москву и там
раскопать давнишние людские кости и именно туда спрятать это гниющее,
кишащее червями тело в новом мундире и вычищенных сапогах и засыпать все
землею.”

ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад

Антону.
Вместо того, чтобы аргументировать, Вы бранитесь. Я имел в виду старую истину, что большинство не всегда право. Вы в ответ обзываете меня хамом (правда, при этом добавляете: извините). Очевидно, это для Вас этические нормы. К тому же Вы и не в большинстве. Вам не стыдно?

Антон
Антон
10 года (лет) назад

ЛСК: 23.06.2013 в 15:25
“Вместо того, чтобы аргументировать, Вы бранитесь.”
– я процитировал Вашу фразу, которую считаю неприемлемой. Объяснять почему, человеку, который старше меня, считаю бессмысленным.

“Я имел в виду старую истину, что большинство не всегда право.”
– но написали Вы другое, что у “большинства” неправельные ценности. Другими словами, что они – моральные уроды (видимо, включая и меня).

“Вы в ответ обзываете меня хамом”
– это не правда. Я назвал хамством Ваше высказывание. Такое случается и с воспитанными людьми, если забудутся. Воспитанные – извиняются, когда им на это укажут (зачастую даже если считают себя правыми).

“(правда, при этом добавляете: извините).”
– от Вас пока мы этого не дождались.

“Очевидно, это для Вас этические нормы.”
– именно так – извиняться, когда поправляешь человека.

“К тому же Вы и не в большинстве.”
– для Вас, ведь, это – не аргумент.

“Вам не стыдно?”
– извините.

Denny
Denny
10 года (лет) назад

Антон:23.06.2013 в 12:26

“Вам говорят, что статья переходит нравственные границы, а Вы отвечаете: «что дело не в моей статье, а в Ваших ценностях». ”

Это просто перекидывание мячика. Очевидно, дело в том что ценности и нравственные границы у автора статьи не совпадают с таковыми у ряда читателей. Вот и все. А ценности, как я неоднократно писал, не есть предмет для спора.

Антон
Антон
10 года (лет) назад

Denny: 25.06.2013 в 17:01
“А ценности, как я неоднократно писал, не есть предмет для спора.”
– А что делать?

Denny
Denny
10 года (лет) назад

Антон: 25.06.2013 в 18:07 А ничего особенного. Высказать свою позицию. Показать, на чем она основана. Не подавать руки тому, кто, на Ваш взгляд, поступает неэтично. Ведь граница условна. В административном кодексе не зафиксирована. И другой человек имеет такое же право на свое понимание этических границ, что и Вы и я.

ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад

Денни и Антону.
О ценностях только и спорят. Но если их даже не считать предметом для спора, то логика и факты очень много значат в определении того, что является ценностями и для кого. Ценности, с которыми я столкнулся в этой дискуссии, обусловлены распространением в нашем обществе уголовно-криминальной морали, по которой определяется, что для человека унизительно, а что нет. Соответственно, что оскорбление, а что нет. Отсюда и возмущение, вызванное моей статьей. Это очень четко прослеживается. Стоит только дать себе труд проследить дискуссию с самого начала. У меня другая система ценностей. Только и всего.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 2,75 из 5)
Загрузка...