Лидерами становятся консерваторы

Многие животные собираются в стада, рыбы – в косяки, птицы – в стаи, причем эти группы действуют на удивление согласованно. Но как несколько особей принимают коллективное решение, кто влияет на их выбор: самый старый, самый сильный – или от лидера требуются другие качества? Этой проблемой заинтересовались специалисты группы, изучающей навигацию животных (OxNav, Oxford Navigation Group), которой руководит профессор Тим Гилфорд (Tim Guilford). К ним присоединился сотрудник математического института Университета Уппсалы Ричард Манн (Richard Mann). Результаты исследований ученые опубликовали в журнале Biology Letters.

Сотрудники OxNav, изучавшие навигацию голубей, обнаружили, что в группе из двух птиц одна всегда подчиняется другой. Когда два голубя, привыкшие добираться из пункта А в пункт Б разными путями, летят вместе, то следуют одним из двух знакомых маршрутов, но никогда не выберут компромиссный вариант. И можно, оказывается, с большой долей вероятности предсказать, какой именно голубь будет руководить полетом и определять его траекторию. Как ни странно, лидерство в паре зависит не от того, как быстро голубь находит дорогу к дому, а от того, насколько точно он воспроизводит определенный маршрут.

Чтобы установить, какие качества обеспечивают птицам лидерство, исследователи проводили эксперименты с парными полетами. В них участвовали 22 голубя, которых отвозили на 5-10 км от дома и выпускали поодиночке. Птицы, естественно, летели домой. (Всего было три группы из 12, 6 и 4 птиц, которых выпускали из трех разных мест.) Каждый голубь проделал один и тот же путь 15 раз и за это время вполне освоился на местности. Маршруты следующих пяти перелетов исследователи подробнейшим образом нанесли на карту. На рисунках тонкими линиями, голубыми или розовыми, обозначены пути шести голубей. Взятые вместе, траектории полетов каждой птицы представляют собой не линию, а полосу, ширина которой различна на разных участках и у разных голубей. Исследователи рассчитали для голубей усредненные маршруты, которые показаны на рисунках жирными линиями соответствующих цветов. Некоторые особи раз за разом повторяют маршрут достаточно точно и мало отклоняются от среднего пути. На некоторых участках линии их перелетов сходятся в одну точку. Но есть птицы, летающие «широким коридором», их отклонения от среднего маршрута на разных участках варьируют от 85 до 282 м.

Лидерами становятся консерваторы
Маршруты голубиных полетов. Илл. из "R. Freeman et al." Leadership in homing pigeons http://rsbl.royalsocietypublishing.org/

Нарисовав полетные карты голубей, исследователи случайным образом сформировали пары из птиц, отправлявшихся домой из одного и того же пункта, и стали выпускать их по двое. Всего они составили 48 пар, из которых 13 расстались вскоре после старта и добирались домой порознь. Но 35 пар всю дорогу держалось вместе, следуя маршрутом одного из голубей. В 26 случаях из 35 птицы летели путем того голубя, который в одиночку проходил свой маршрут с наименьшими отклонениями. Постоянство привычек оказалось залогом будущего лидерства. Траектории пар обозначены на картинках красно-синими пунктирными линиями. В случаях а) и b) в парах лидировали птицы, не любившие отклоняться от привычного маршрута, в случае с) голубь-консерватор не стал ведущим.

Трудно сказать, почему одни особи более точно придерживаются заданной траектории, чем другие. Возможно, эти голуби в полете ориентируются по определенным точкам на местности. Чем больше у них таких точек-ориентиров, тем увереннее они себя чувствуют на всем протяжении маршрута, поэтому уже в самом начале пути захватывают лидерство. А может быть, они просто не склонны изменять своим привычкам и не идут на компромисс с партнером. Напротив, чужому влиянию поддаются птицы, не очень уверенные в себе либо склонные менять маршрут. В итоге они сойдут с привычной трассы и последуют за лидером. Следовательно, голубь-лидер – это уверенная в себе и постоянная в привычках, «упертая» птица. Консерватор, одним словом.

Robin Freeman, Richard Mann, Tim Guilford and Dora Biro Group decisions and individual differences: route fidelity predicts flight leadership in homing pigeons (Columba livid). Biol. Lett. (2011), 7, 63-66.