- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Весна надежды нашей

Зеле­ный све­то­фор. Кол­лаж М.Борисова

В пра­ви­тель­стве идет дис­кус­сия о том, каков дол­жен быть объ­ем финан­си­ро­ва­ния РФФИ и РГНФ в бли­жай­шие годы. После актив­ных дей­ствий науч­ной обще­ствен­но­сти (пред­при­ня­тых в про­шлом году) в под­держ­ку веду­щих науч­ных фон­дов руко­вод­ство Мино­бр­на­у­ки, нако­нец, оза­бо­ти­лось (как мини­мум на сло­вах) вопро­сом повы­ше­ния финан­си­ро­ва­ния РФФИ и РГНФ. Мне­ния о необ­хо­ди­мо­сти раз­ви­тия гран­то­во­го финан­си­ро­ва­ния нау­ки при­дер­жи­ва­ет­ся и Минэко­но­мраз­ви­тия, что нашло отра­же­ние в раз­ра­бо­тан­ном мини­стер­ством про­ек­те «Стра­те­гии инно­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции на пери­од до 2020 г.». Там гово­рит­ся, что бюд­жет РФФИ и РГНФ сле­ду­ет рез­ко уве­ли­чить уже в 2011–2013 гг.

Одна­ко бла­гие наме­ре­ния стра­те­гий — это одно, а суро­вая про­за бюд­же­та — совсем дру­гое. Мини­стер­ство финан­сов рас­смат­ри­ва­ет веду­щие науч­ные фон­ды как не осо­бо нуж­ные для раз­ви­тия стра­ны и пола­га­ет, что их мож­но финан­си­ро­вать по оста­точ­но­му прин­ци­пу. Мно­гое тут мог­ло бы сде­лать руко­вод­ство самих науч­ных фон­дов, но пред­се­да­тель сове­та само­го авто­ри­тет­но­го из них — Вла­ди­слав Пан­чен­ко — ни в какой осо­бой актив­но­сти не заме­чен.

В про­шлом году его адми­ни­стра­тив­ных талан­тов хва­ти­ло толь­ко на то, что­бы горест­но раз­во­дить рука­ми: наблю­да­ет­ся печаль­ная тен­ден­ция — бюд­жет фон­да уре­за­ют. Не луч­ше про­яв­ля­ет он себя и в этом году. Дело в том, что неуре­гу­ли­ро­ван­ность ста­ту­са фон­дов может при­ве­сти к серьез­ным задерж­кам с пере­во­дом денег гран­то­по­лу­ча­те­лям: закон,который дол­жен был поз­во­лить фон­дам рабо­тать в усло­ви­ях «ново­го» (образ­ца 2007 г.) Бюд­жет­но­го кодек­са, уже несколь­ко меся­цев лежит без дви­же­ния в Госу­дар­ствен­ной Думе, а вре­мен­но­го реше­ния про­бле­мы, как было в про­шлые годы, пока нет.

С финан­со­вой точ­ки зре­ния еще более весом вопрос о буду­щем про­грамм­но-целе­во­го финан­си­ро­ва­ния. Мино­бр­на­у­ки под­го­то­ви­ло про­ект кон­цеп­ции новой госу­дар­ствен­ной про­грам­мы «Раз­ви­тие нау­ки и тех­но­ло­гий». Эта про­грам­ма долж­на сме­нить несколь­ко мини­стер­ских ФЦП: «Иссле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки», «Кад­ры», «Раз­ви­тие инфра­струк­ту­ры нано­ин­ду­стрии» и «Миро­вой оке­ан». Речь идет о мно­гих десят­ках мил­ли­ар­дов руб­лей.

По сооб­ще­ни­ям СМИ, новая про­грам­ма может зна­чи­тель­но отли­чать­ся от дей­ству­ю­щих ФЦП. В каких отно­ше­ни­ях? Науч­ной обще­ствен­но­сти оста­ет­ся толь­ко гадать об этом, посколь­ку про­ект не соби­ра­ют­ся обна­ро­до­вать: его обсуж­де­ние идет в луч­ших бюро­кра­ти­че­ских тра­ди­ци­ях — кулу­ар­но. Извест­но толь­ко, что раз­ра­бот­кой про­ек­та руко­во­ди­ли два заме­сти­те­ля мини­стра: мно­го­лет­ний гла­ва Рос­на­у­ки Сер­гей Мазу­рен­ко и Алек­сей Поно­ма­рев, осно­ва­тель и быв­ший руко­во­ди­тель «Меж­ве­дом­ствен­но­го ана­ли­ти­че­ско­го цен­тра» — бес­про­иг­рыш­но­го участ­ни­ка мини­стер­ских кон­кур­сов, полу­чив­ше­го десят­ки мил­ли­о­нов руб­лей на скан­даль­но извест­ные рабо­ты по науч­но-тех­ни­че­ско­му про­гно­зи­ро­ва­нию. Есте­ствен­но, участ­во­ва­ли в рабо­те и непре­мен­ные «пред­ста­ви­те­ли Кур­ча­тов­ско­го инсти­ту­та». Мож­но ли от таких «про­ве­рен­ных» кад­ров ожи­дать боль­ших успе­хов — вопрос, ско­рее, рито­ри­че­ский…

Но все-таки этой вес­ной мно­жат­ся не толь­ко тре­во­ги. Госу­дар­ство, нако­нец, обра­ти­ло вни­ма­ние на еди­но­душ­ное мне­ние уче­ных — закон о гос­за­куп­ках в нынеш­нем виде непри­го­ден для регу­ли­ро­ва­ния науч­ной сфе­ры — и оза­бо­ти­лось его совер­шен­ство­ва­ни­ем. Само по себе это не уди­ви­тель­но, уди­ви­тель­но ско­рее дру­гое — в про­цес­се выра­бот­ки попра­вок чинов­ни­ки выслу­ша­ли мне­ние уче­ных и частич­но учли его. 21 апре­ля 2011 г. пре­зи­дент Дмит­рий Мед­ве­дев под­пи­сал закон, кото­рый, в част­но­сти, раз­ре­ша­ет бюд­жет­ным учре­жде­ни­ям тра­тить полу­чен­ные по гран­там день­ги на нау­ку без стан­дарт­ных кон­курс­ных про­це­дур, преду­смот­рен­ных зако­ном о гос­за­куп­ках. Таким обра­зом, гран­ты ста­ли пер­вой ласточ­кой в деле высво­бож­де­ния рас­хо­до­ва­ния полу­ча­е­мых по кон­кур­сам средств от откро­вен­но вред­ной бюро­кра­ти­че­ской регла­мен­та­ции. Одна ласточ­ка, конеч­но, вес­ны не дела­ет, но хочет­ся наде­ять­ся, что будут и дру­гие.

Евге­ний Они­щен­ко

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи