Ученые определили последовательность генома возбудителя трихинеллеза

Американские ученые определили последовательность генома паразитического круглого червя (нематоды) Trichinella spiralis — возбудителя трихинеллеза. Большинство участников этого проекта работает в Центре исследования генома Университета Вашингтона в Сент-Луисе, работой непосредственно руководила доцент Центра Македонка Митрева (Makedonka Mitreva). Ученые надеются, что полученные ими данные позволят разработать новые эффективные лекарства против трихинеллеза. Статья по результатам исследования принята Nature Genetics, а 20 февраля появилась ее он-лайн версия [1].

Определяя последовательность генома Т. spiralis, ученые имели в виду две цели. Их интересовала эволюция класса нематод, а, кроме того, они надеялись, что полученные данные помогут найти эффективные средства для контроля над численностью паразитических нематод и лечения вызванных ими заболеваний. Очень возможно, что эти надежды сбудутся.

Люди заболевают трихинеллезом, съев сырое или плохо прожаренное мясо зараженных животных. Источником паразитов могут быть медведи, кабаны, моржи или свиньи, если они питаются мясными отбросами. Личинки трихинеллы из кишечника проникают в мышечную ткань, где и оседают на жительство. В тяжелых случаях от этой болезни умирают, в относительно легких человек будет терпеть боль и усталость в мышцах, пока его паразиты не подохнут, а жить они могут до 25 лет. Лекарства от трихинеллеза существуют, но они достаточно эффективны только в первые две недели болезни, когда личинки червя еще находятся в кишечнике. Увы, диагноз не всегда удается поставить вовремя. Поэтому исследователи под руководством д-ра Митревой надеялись обнаружить у Т. spiralis специфические белки, которые могли бы стать мишенью для новых лекарств, убийственных для засевшего в мышцах паразита, но безвредных для человека.

Геном T. spiralis содержит 15808 генов, кодирующих белки, их общий размер составляет чуть более четверти генома. В функциях 5456 генов ученые разобрались, за что отвечают остальные, выяснить пока не удалось.

Генетики сравнили полученную последовательность с уже известными последовательностями геномов свободноживущей почвенной нематоды Caenorhabditis elegans, корневой галловой нематоды Meloidogyne incognita — паразита растений и еще одного паразита — Brugia malayi, возбудителя бругиоза у человека. Оказалось, что из 702 белковых семейств, найденных у T. spiralis, 274 семейства были общими для всех четырех видов нематоды, а 64 семейства встречаются исключительно у двух паразитов человека. Примером могут служить стероидные рецепторы, которые сходны у T. spiralis и B. malayi, но отличаются от белков с аналогичными функциями других видов нематод.

Именно среди этих 64 белковых семейств исследователи намерены искать мишени для не существующих пока лекарств. Если эти молекулярные мишени уникальны для паразитических червей, то, возможно, побочные отрицательные воздействия на человека будут минимальны. Не исключено, что найденные средства окажутся эффективными в борьбе против всех нематод, вызывающих болезни человека, а не только против T. Spiralis.

1. www.nature.com/ng/journal/vaop/ncurrent/abs/ng.769.html

• Амазонки среди бактерий17.07.2012 Амазонки среди бактерий Если можно себе представить бактерию-мужененавистницу, то это, конечно, бактерии группы Wolbachia, которые поселяются в клетках насекомых и влияют в том числе и на их развитие и размножение.
  • Клеточные бега, или Сравнительное исследование, превращенное в состязание17.01.2012 Клеточные бега, или Сравнительное исследование, превращенное в состязание Третьего декабря в Денвере, США, на 51-м ежегодном съезде Американского общества клеточной биологии торжественно объявили результаты первых Всемирных клеточных бегов и наградили победителей.
  • femexer.org21.05.2019 На генетическом олимпе нет ни серебряных, ни бронзовых призеров Эксперимент по редактированию человеческого генома, проведенный в китайском Южном университете науки и технологий группой под руководством Цзянкуя Хэ, завершился не так победно, как об этом раструбила мировая пресса, жаждущая очередных сенсаций. Яйцеклетку от мамы Гройс оплодотворили сперматозоидом от ВИЧ-инфицированного папы Марка. Далее геном зиготы подвергли модификации с помощью т. н. «молекулярных ножниц», чтобы инактивировать ген CCR5. Этот ген, как известно, кодирует мембранный белок, который является одним из клеточных рецепторов […]
  • Есть, чтобы спрятаться18.12.2018 Есть, чтобы спрятаться В мире, где есть хищники, без маскировки не обойтись. И насекомые достигли величайшего мастерства в искусстве камуфляжа. Слиться с поверхностью листа или притвориться веточкой — это они могут запросто. Но многие мелкие жуки-листоеды, в том числе земляные блошки, кажется, вовсе не стараются быть незаметными. Они сидят на верхней, хорошо освещенной поверхности листа, и окраска у них не камуфляжная. Как же листоеды защищаются от хищников? Этот вопрос пришел в голову Дэвиду Ху (David L. Hu), доценту Технологического института штата Джорджия (США).