Ученые определили последовательность генома возбудителя трихинеллеза

Американские ученые определили последовательность генома паразитического круглого червя (нематоды) Trichinella spiralis – возбудителя трихинеллеза. Большинство участников этого проекта работает в Центре исследования генома Университета Вашингтона в Сент-Луисе, работой непосредственно руководила доцент Центра Македонка Митрева (Makedonka Mitreva). Ученые надеются, что полученные ими данные позволят разработать новые эффективные лекарства против трихинеллеза. Статья по результатам исследования принята Nature Genetics, а 20 февраля появилась ее он-лайн версия [1].

Определяя последовательность генома Т. spiralis, ученые имели в виду две цели. Их интересовала эволюция класса нематод, а, кроме того, они надеялись, что полученные данные помогут найти эффективные средства для контроля над численностью паразитических нематод и лечения вызванных ими заболеваний. Очень возможно, что эти надежды сбудутся.

Люди заболевают трихинеллезом, съев сырое или плохо прожаренное мясо зараженных животных. Источником паразитов могут быть медведи, кабаны, моржи или свиньи, если они питаются мясными отбросами. Личинки трихинеллы из кишечника проникают в мышечную ткань, где и оседают на жительство. В тяжелых случаях от этой болезни умирают, в относительно легких человек будет терпеть боль и усталость в мышцах, пока его паразиты не подохнут, а жить они могут до 25 лет. Лекарства от трихинеллеза существуют, но они достаточно эффективны только в первые две недели болезни, когда личинки червя еще находятся в кишечнике. Увы, диагноз не всегда удается поставить вовремя. Поэтому исследователи под руководством д-ра Митревой надеялись обнаружить у Т. spiralis специфические белки, которые могли бы стать мишенью для новых лекарств, убийственных для засевшего в мышцах паразита, но безвредных для человека.

Геном T. spiralis содержит 15808 генов, кодирующих белки, их общий размер составляет чуть более четверти генома. В функциях 5456 генов ученые разобрались, за что отвечают остальные, выяснить пока не удалось.

Генетики сравнили полученную последовательность с уже известными последовательностями геномов свободноживущей почвенной нематоды Caenorhabditis elegans, корневой галловой нематоды Meloidogyne incognita – паразита растений и еще одного паразита – Brugia malayi, возбудителя бругиоза у человека. Оказалось, что из 702 белковых семейств, найденных у T. spiralis, 274 семейства были общими для всех четырех видов нематоды, а 64 семейства встречаются исключительно у двух паразитов человека. Примером могут служить стероидные рецепторы, которые сходны у T. spiralis и B. malayi, но отличаются от белков с аналогичными функциями других видов нематод.

Именно среди этих 64 белковых семейств исследователи намерены искать мишени для не существующих пока лекарств. Если эти молекулярные мишени уникальны для паразитических червей, то, возможно, побочные отрицательные воздействия на человека будут минимальны. Не исключено, что найденные средства окажутся эффективными в борьбе против всех нематод, вызывающих болезни человека, а не только против T. Spiralis.

1. www.nature.com/ng/journal/vaop/ncurrent/abs/ng.769.html