Любовь и самопожертвование у общественных амёб

Общественные амебы Dictyostelium discoideum обычно размножаются асексуально, простым делением. Однако у них есть три пола. Это не означает, что для того, чтобы принести потомства, представители всех трех полов должны встретиться и образовать любовный треугольник в несколько непривычном для нас смысле; достаточно двух особей, лишь бы они были разного пола; годится любая пара из трех. Но потомство получается страшное.

Любовь и самопожертвование у общественных амёб

Получившаяся «гигантская клетка» начинает выделять в среду цАМФ. Все общественные амебы устроены так, что они ползут по градиенту этого вещества – этот же механизм используется при образовании плодовых тел. Образовав сгусток клеток, они синтезируют на внешней поверхности клеточную стенку из целлюлозы. Гигантская же клетка растворяет мембраны своих соседей, убивая сотни амеб. В результате образуется так называемый макроцист: у него одно ядро, три клеточных стенки, а диаметр достигает 100 микрон (1/10 миллиметра – видно невооруженным глазом), давая объем его в 500-1000 раз больше, чем у обычной амебы.

А недавно было выяснено, что пол амеб определяется четырьмя генами двух типов: одна пара – это matA и matB, вторая – matC и matS. При этом опыты с мутантами показали, что для совместимости полов необходимо, чтобы ген одного типа присутствовал у одного родителя, а ген другого типа – у другого родителя. Соответственно, у одного из полов (II) присутствуют гены обоих типов, и загадкой остается половая несовместимость пары амеб, если обе принадлежат к этому полу.

М. Г.

G.Bloomfield, J.Skelton, A.Ivens, Y.Tanaka, R.R.Kay (2010) Sex determination in the social amoeba Dictyostelium discoideum. Science 330, 1533-1531.

Мария Елиферова

Отмечаем канун 1-го апреля?