Комета Темпеля 1: пять лет спустя

14 февраля космический аппарат НАСА Stardust (в переводе — «Звездная пыль») совершил пролет вблизи ядра кометы Темпеля 1 и передал на Землю 122 его изображения (в том числе 72 — высокого разрешения). Наименьшее расстояние от ядра составило ~178 км. Кроме этого, приборы аппарата измеряли параметры комы. Общий объем полученных данных составил 468 Мб.

Слева – участок поверхности кометы Темпеля 1, куда был направлен зонд-ударник, сфотографированный приборами аппарата Deep Impact в 2005 г. Справа – фотография Stardust-NExT. Стрелками обозначены края рукотворного кратера. Его диаметр, по оценкам, – порядка 150 м. На изображении также видна более яркая горка в центре кратера. Фото: NASA/JPL-Caltech/University of Maryland/Cornell

Эта встреча стала второй в биографии и аппарата, и кометы. Зонд Stardust был запущен для пролета вблизи кометы Вильда 2 (Wild 2), что он успешно выполнил в 2004 г. и отправил на Землю возвращаемую капсулу с частичками комы. Однако, поскольку топлива в баках аппарата оставалось достаточно, миссия была продлена, и в 2007 г.Stardust, получивший новое имя Stardust-NExT (New Exploration of Tempel), отправился к комете Темпеля 1.

Эту комету в 2005 г. уже посетил один рукотворный объект — зонд Deep Impact (подробнее о нем см. ТрВ-Н, №66, 09.11.2010, «Маленькая, активная, загадочная» [1]). Дело тогда не ограничилось пролетом: на комету был отправлен специальный зонд-ударник, который должен был выбить вещество с поверхности ядра.

Этот эксперимент закончился благополучно, однако тогда, в 2005 г., ученым не удалось увидеть сам кратер из-за поднявшегося облака вещества. Сейчас же это наконец-то удалось аппарату Stardust. Эксперимент был интересен и потому, что ученым предстояло увидеть снимки одной и той же кометы с интервалом в пять лет и зафиксировать произошедшие за это время изменения.

По словам главного исследователя миссии Stardust-NExT Джо Веверки (Joe Veverka) из Корнельского университета (США), миссия оказалась на 100 % успешной. Камеры Stardust засняли кратер с небольшой горкой в центре, что, возможно, говорит о том, что часть выброшенного вещества затем опустилась на прежнее место. Сравнение полученных снимков с фотографиями 2005 г. позволило увидеть следы эрозии. А на изображениях новых участков поверхности обнаружились отложения вещества. По словам Веверки, речь, возможно, идет о том, что часть вещества, выброшенного изнутри кометы, затем «вернулась» на поверхность.

Разумеется, обработка данных продолжится довольно долго, однако первые изображения уже выпущены НАСА. Аппарат Stardust также продолжит наблюдения за ядром кометы и некоторое время после сближения. Эта встреча станет последним этапом его биографии. Миссия Stardust относилась к категории миссий малой стоимости, и ее проведение обошлось НАСА приблизительно в 29 млн долл.

О.З.

1. http://trv-science.ru/2010/11/09/hartley2/

• «Заря» у Весты19.07.2011 «Заря» у Весты 16 июля межпланетный космический аппарат Dawn («Восход» или «Заря», НАСА, запуск 2007 г.) прибыл к первой цели своего путешествия — астероиду Веста.
  • Международная космическая станция 23 мая 2010 года, вид с космического корабля «Атлантис» (миссия STS-132)03.11.2020 МКС — двадцать лет вместе 31 октября 2000 года с космодрома Байконур на корабле «Союз ТМ-31» стартовала первая основная экспедиция на Международную космическую станцию. Члены экипажа — американский астронавт Уильям Шеперд, первый командир МКС, и два российских космонавта-бортинженера Юрий Гидзенко (командир корабля) и Сергей Крикалёв. 2 ноября «Союз» пристыковался к служебному модулю «Звезда» станции, положив начало работе экспедиции МКС-1…
  • Пётр Дубров и Олег Новицкий в костюмах водного охлаждения скафандров «Орлан-МКС» во время наземных тренировок выходов в открытый космос. Фото ЦПК им. Ю. А. Гагарина06.10.2020 Кино вместо науки В конце сентября стало известно, что Госкорпорация «Роскосмос» и «Первый канал» договорились о съемке осенью 2021 года художественного фильма на борту Международной космической станции. В пресс-службе Роскосмоса утверждают, что эта картина будет способствовать популяризации российской космонавтики и героизации профессии космонавта. Детали проекта пока обсуждаются сторонами-участниками, а мы попробуем разобраться в этой новости с точки зрения организации космических полетов и состояния дел в отечественной космонавтике.
  • Комета C/2020 F3 (NEOWISE) — самая яркая комета Северного полушария со времен памятной кометы Хейла — Боппа 1997 года (C/1995 O1). Впервые обнаружена 27 марта 2020 года космическим инфракрасным телескопом WISE (Wide-Field Infrared Survey Explorer), предназначенным для мониторинга опасных околоземных астероидов (simg.de)25.08.2020 Большая комета? В череде непростых последних лет нынешний 2020-й воспринимается как совершенно исключительный: помимо локальных революций, беспорядков и госпереворотов, весь земной шар охватила небывалая пандемия. Разумеется, такой год не мог обойтись и без «хвостатой вестницы несчастий»…