Мой научрук – Умберто Эко

http://scriptoriumalbirka.blogspot.com

Посо­бие Умбер­то Эко «Как напи­сать диплом­ную рабо­ту» – свое­об­раз­ный рек­ви­ем по тем вре­ме­нам, когда уни­вер­си­те­ты были эли­тар­ны­ми заве­де­ни­я­ми для избран­ных. Это одно­вре­мен­но и попыт­ка сохра­нить куль­ту­ру науч­ной дея­тель­но­сти в усло­ви­ях мас­со­во­го вос­про­из­вод­ства спе­ци­а­ли­стов с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем. Свою кни­гу уче­ный адре­су­ет сту­ден­ту из сред­не­го клас­са, кото­рый вынуж­ден сов­ме­щать уче­бу с рабо­той, име­ет смут­ное пред­став­ле­ние о том, что такое диплом­ный про­ект, и не пони­ма­ет, для чего он нужен. Спе­ци­фи­ка чита­тель­ской ауди­то­рии вынуж­да­ет уче­но­го уде­лить осо­бое вни­ма­ние смыс­лу диплом­но­го иссле­до­ва­ния и той поль­зе, кото­рую оно может при­не­сти сту­ден­ту в буду­щем.

Посвя­щая чита­те­ля в меха­ни­ку диплом­ной рабо­ты, У. Эко стро­го при­дер­жи­ва­ет­ся логи­ки науч­ной дея­тель­но­сти, после­до­ва­тель­но рас­кры­вая суть каж­до­го из ее эта­пов. Осво­е­ние сту­ден­том иссле­до­ва­тель­ских навы­ков автор счи­та­ет глав­ной целью любой диплом­ной рабо­ты. Даже изу­ча­е­мая тема не так важ­на, пишет У. Эко, как опыт, кото­рый сту­дент полу­чит во вре­мя ее раз­ра­бот­ки. Впо­след­ствии уме­ние рабо­тать с тек­ста­ми, срав­ни­вать источ­ни­ки инфор­ма­ции, ана­ли­зи­ро­вать фак­ты, явле­ния при­го­дит­ся и тем, кто не наме­рен свя­зы­вать свою жизнь с нау­кой.

У. Эко явля­ет­ся образ­цом клас­си­че­ско­го уче­но­го. При­над­ле­жит к иссле­до­ва­те­лям ста­рой закал­ки, кото­рые в послед­нее вре­мя чаще встре­ча­ют­ся в при­клю­чен­че­ских рома­нах и филь­мах, чем в сте­нах уни­вер­си­те­та. Он готов осва­и­вать ино­стран­ные язы­ки ради изу­че­ния зару­беж­ных пер­во­ис­точ­ни­ков (пере­во­ды автор срав­ни­ва­ет с про­те­за­ми и отно­сит­ся к ним почти пре­зри­тель­но), а цити­ро­ва­ние по пере­ска­зам счи­та­ет дур­ным тоном. Поэто­му так мно­го вни­ма­ния уде­ля­ет рабо­те с кни­га­ми, пра­ви­лам оформ­ле­ния цитат и состав­ле­ния биб­лио­гра­фи­че­ских кар­то­чек.

У. Эко. Как напи­сать диплом­ную рабо­ту. Гума­ни­тар­ные нау­ки: Учеб­но-мето­ди­че­ское посо­бие /​ Пер. с ит. Е. Костю­ко­вич. – М.: Книж­ный дом «Уни­вер­си­тет», 2003. – 240 с.

Въед­ли­вость, с кото­рой уче­ный опи­сы­ва­ет про­цесс изу­че­ния лите­ра­ту­ры, может отпуг­нуть чита­те­ля, при­вык­ше­го ска­чи­вать кни­ги из Интер­не­та, лег­ко нахо­дить и копи­ро­вать фраг­мен­ты тек­ста, а не писать кон­спек­ты в читаль­ных залах. Но сле­ду­ет учесть, что посо­бие вышло в кон­це 1970-х – вре­мя, когда биб­лио­те­ки явля­лись един­ствен­ным источ­ни­ком инфор­ма­ции, для поис­ка кото­рой необ­хо­ди­мо было раз­би­рать­ся в ката­лож­ных кар­точ­ках и уметь нахо­дить общий язык с биб­лио­те­ка­рем. Когда толь­ко на состав­ле­ние биб­лио­гра­фи­че­ско­го спис­ка ухо­ди­ла неде­ля, а то и месяц рабо­ты. Когда даже поиск лите­ра­ту­ры тре­бо­вал серьез­ных иссле­до­ва­тель­ских навы­ков и ана­ли­ти­че­ских спо­соб­но­стей. Сего­дня, в эпо­ху Google, най­ти нуж­ную кни­гу в боль­шин­стве слу­ча­ев мож­но несколь­ки­ми кли­ка­ми. С одной сто­ро­ны, это зна­чи­тель­но эко­но­мит вре­мя и откры­ва­ет доступ к лите­ра­ту­ре, ради кото­рой в былые вре­ме­на люди пере­се­ка­ли оке­а­ны. С дру­гой сто­ро­ны, при­во­дит к атро­фии важ­ных иссле­до­ва­тель­ских навы­ков и про­во­ци­ру­ет раз­ви­тие «син­дро­ма ксе­ро­ко­пи­ро­ва­ния», на борь­бу с кото­рым уче­ный при­зы­ва­ет сво­их сту­ден­тов.

Не мень­ше, чем про­бле­мы мето­до­ло­гии, вол­ну­ют У. Эко вопро­сы науч­ной эти­ки. Раз­би­рая пра­ви­ла напи­са­ния тек­ста диплом­ной рабо­ты, уче­ный объ­яс­ня­ет, как не допу­стить пла­ги­ат, гра­мот­но сослать­ся на пер­во­ис­точ­ник, избе­жать иска­же­ния фак­тов и не уда­рить лицом в грязь перед науч­ной комис­си­ей. Попут­но вну­ша­ет сту­ден­там уве­рен­ность в себе и при­ви­ва­ет науч­ное досто­ин­ство.

На про­тя­же­нии всей кни­ги уче­ный под­во­дит чита­те­ля к важ­но­му выво­ду о том, что от диплом­ной рабо­ты мож­но и нуж­но полу­чать удо­воль­ствие. «Диплом – это пари, - пишет автор. - Пари с сами­ми собою. Начи­на­ет­ся дело с загад­ки, кото­рая не име­ет отве­та. Резуль­тат дол­жен быть обре­тен за конеч­ное чис­ло ходов… Впро­чем, есть и про­ти­во­бо­рец. Это ваш мате­ри­ал, кото­рый не жела­ет делить­ся сек­ре­том. Вы долж­ны «рас­ко­лоть» его. Высле­дить, захва­тить, изу­чить. Вызнать то, что он скры­ва­ет…». У. Эко стре­мит­ся про­бу­дить в чита­те­лях азарт­ное отно­ше­ние к науч­ной дея­тель­но­сти, пока­зать, что она может быть насто­я­щим при­клю­че­ни­ем, а не уны­лым кон­спек­ти­ро­ва­ни­ем лите­ра­ту­ры.

Посо­бие выдер­жа­но в ака­де­ми­че­ском духе и при этом напи­са­но в увле­ка­тель­ной, не слож­ной для вос­при­я­тия фор­ме. Во вре­мя чте­ния зано­во откры­ва­ешь для себя Умбер­то Эко – не толь­ко извест­но­го фило­со­фа и писа­те­ля, но и ярко­го пре­по­да­ва­те­ля, име­ю­ще­го отлич­ное чув­ство юмо­ра и огром­ный опыт рабо­ты со сту­ден­та­ми.

Уди­ви­тель­но, что кни­га, впер­вые издан­ная на рус­ском язы­ке в 2003 г., оста­ет­ся мало­из­вест­ной в кру­гах сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей. Несмот­ря на то, что посо­бие ори­ен­ти­ро­ва­но на евро­пей­ские вузы и в боль­шей сте­пе­ни на гума­ни­тар­ные нау­ки, оно явля­ет­ся уни­вер­саль­ным руко­вод­ством, помо­га­ет разо­брать­ся в струк­ту­ре иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты, повы­сить уро­вень науч­ной куль­ту­ры, более каче­ствен­но подой­ти к выпол­не­нию дипло­ма или даже дис­сер­та­ции. Любой вдум­чи­вый чита­тель име­ет воз­мож­ность в лице авто­ра обре­сти себе вто­ро­го науч­но­го руко­во­ди­те­ля. И не абы како­го, а уче­но­го с миро­вым име­нем.

Игорь Пав­лов

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: