Эдуард Гирш: «Мы берем тех, кто способен к научной работе»

Все­гда при­ят­но узна­вать о появ­ле­нии силь­ных науч­но-обра­зо­ва­тель­ных цен­тров, а тем более помо­гать этим цен­трам нахо­дить силь­ных сту­ден­тов. В сво­ем интер­вью ТрВ-Н мате­ма­тик Эду­ард Гирш рас­ска­зы­ва­ет о двух­го­дич­ной маги­стра­ту­ре по совре­мен­ной инфор­ма­ти­ке, кото­рая была созда­на в Санкт-Петер­бург­ском ака­де­ми­че­ском уни­вер­си­те­те (СПбА­У­РАН). Гирш рабо­та­ет там заме­сти­те­лем заве­ду­ю­ще­го кафед­рой мате­ма­ти­че­ских и инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий [по науч­ной рабо­те]; кро­ме того, он – веду­щий науч­ный сотруд­ник лабо­ра­то­рии мате­ма­ти­че­ской логи­ки Санкт-Петер­бург­ско­го отде­ле­ния Мате­ма­ти­че­ско­го инсти­ту­та (ПОМИ РАН). До это­го боль­ше деся­ти лет пре­по­да­вал на мат­ме­хе СПб­ГУ. Бесе­до­ва­ла Ната­лия Деми­на.

Эду­ард, како­ва исто­рия появ­ле­ния в Санкт-Петер­бург­ском ака­де­ми­че­ском уни­вер­си­те­те маги­стра­ту­ры по ком­пью­тер­ным нау­кам? Какие направ­ле­ния спе­ци­а­ли­за­ции сей­час суще­ству­ют?

- В 2008 году Ж.И.Алферов решил к уже суще­ство­вав­шим в уни­вер­си­те­те физи­че­ским направ­ле­ни­ям (уни­вер­си­тет тогда назы­вал­ся АФТУ – Ака­де­ми­че­ский физи­ко-тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет) доба­вить инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии. Тогда была откры­та маги­стра­ту­ра по тео­ре­ти­че­ской инфор­ма­ти­ке и раз­ра­бот­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния (хотя это доволь­но раз­ные обла­сти, но тра­ди­ци­он­но и у нас, и в мире они идут вме­сте). В этом году доба­ви­лась алго­рит­ми­че­ская био­ин­фор­ма­ти­ка, что посте­пен­но запол­ня­ет име­ю­щий­ся в Рос­сии про­бел меж­ду фун­да­мен­таль­ной нау­кой и про­грам­ми­ро­ва­ни­ем.

Как про­ис­хо­дит отбор сту­ден­тов в маги­стра­ту­ру?

- Сту­ден­ты, обу­чав­ши­е­ся по про­филь­ным спе­ци­аль­но­стям, про­хо­дят собе­се­до­ва­ние, по непро­филь­ным – сда­ют экза­мен (таких пре­це­ден­тов, впро­чем, было исче­за­ю­ще мало). Основ­ной прин­цип собе­се­до­ва­ния: мы берем тех, кто нам под­хо­дит (т.е. спо­со­бен к науч­ной рабо­те), и не берем тех, кто не под­хо­дит. Собе­се­до­ва­ние начи­на­ет­ся с пись­мен­ной части, где мы про­ве­ря­ем, не забы­ли ли аби­ту­ри­ен­ты мате­ма­ти­ку, уме­ют ли дока­зы­вать тео­ре­мы (для тео­ре­ти­че­ской инфор­ма­ти­ки) и спо­соб­ны ли фор­му­ли­ро­вать свои алго­рит­ми­че­ские мыс­ли в виде про­грамм (для раз­ра­бот­ки про­грамм­но­го обес­пе­че­ния). В уст­ной части собе­се­до­ва­ния мы ста­ра­ем­ся понять моти­ва­цию сту­ден­та – как он учил то, чему его учи­ли до нас, и к чему он стре­мит­ся, – и, конеч­но, его спо­соб­но­сти к само­сто­я­тель­ной науч­ной рабо­те. Собе­се­до­ва­ние мож­но прой­ти в апре­ле, мае или июле (подроб­но­сти см. на http://Logic.pdmi.ras.ru/aptu/admission2011).

- Обу­че­ние явля­ет­ся плат­ным или бес­плат­ным?

- Для тех, кто име­ет диплом бака­лав­ра и не про­хо­дил ранее обу­че­ние в маги­стра­ту­ре, обу­че­ние бес­плат­ное. Сто­ит уточ­нить, что кро­ме поступ­ле­ния после бака­лаври­а­та есть закон­ная воз­мож­ность пере­во­дить­ся к нам после 4-го кур­са обу­че­ния на спе­ци­а­ли­ста (и тогда это тоже бес­плат­но).

Для лиц, име­ю­щих диплом спе­ци­а­ли­ста, обу­че­ние в маги­стра­ту­ре с 2011 г. счи­та­ет­ся полу­че­ни­ем вто­ро­го выс­ше­го обра­зо­ва­ния и пото­му явля­ет­ся плат­ным. Спе­ци­аль­но для таких слу­ча­ев в уни­вер­си­те­те уста­нов­ле­на мини­маль­ная пла­та за обу­че­ние – 10 тыс. руб. в семестр для граж­дан Рос­сии, Бела­ру­си, Казах­ста­на, Кир­ги­зии и Таджи­ки­ста­на. В исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях сто­и­мость обу­че­ния и сти­пен­дия могут быть покры­ты спон­сор­ским гран­том.

Как про­хо­дят заня­тия? У вас днев­ная или вечер­няя фор­ма обу­че­ния? Может ли сту­дент сов­ме­щать рабо­ту и уче­бу?

- Заня­тия про­хо­дят так же, как и в любом дру­гом уни­вер­си­те­те. Раз­ни­ца состо­ит в том, что сту­ден­тов мало, а пре­по­да­ва­те­лей мно­го, поэто­му заня­тия более инди­ви­ду­аль­ные. Это обыч­ная днев­ная фор­ма обу­че­ния; как пра­ви­ло, рас­пи­са­ние укла­ды­ва­ет­ся в четы­ре дня. Одна­ко пред­по­ла­га­ет­ся, что остав­ше­е­ся вре­мя сту­ден­ты посвя­ща­ют науч­но-иссле­до­ва­тель­ской рабо­те, а не под­ра­ба­ты­ва­ют где-то – как пока­зы­ва­ет опыт, из попы­ток сов­ме­щать уче­бу у нас с рабо­той в дру­гом месте ниче­го хоро­ше­го не выхо­дит.

Зда­ние ново­го уни­вер­си­те­та. Фото с сай­та СПбАУ

Предо­став­ля­ет­ся ли обще­жи­тие? Пла­тит­ся ли сти­пен­дия? Мож­но ли про­жить на сти­пен­дию?

- Да, обще­жи­тие за сим­во­ли­че­скую пла­ту предо­став­ля­ет­ся всем ино­го­род­ним. Сти­пен­дия, как и вез­де, неве­ли­ка, но луч­шие сту­ден­ты полу­ча­ют повы­шен­ную сти­пен­дию от Яндек­са – вот на нее уже про­жить мож­но.

Несколь­ко слов о направ­ле­нии, кото­рое воз­глав­ля­е­те Бы. Что такое «тео­ре­ти­че­ская инфор­ма­ти­ка»? Какие пред­ме­ты сту­ден­там пред­сто­ит изу­чить?

- Тео­ре­ти­че­ская инфор­ма­ти­ка – очень широ­кая нау­ка, и у меня не полу­чит­ся рас­ска­зать сра­зу обо всех ее обла­стях. Навер­ное, всем, инте­ре­су­ю­щим­ся нау­кой, зна­ком спи­сок из семи «про­блем тыся­че­ле­тия», за кото­рые CLay Mathematics Institute объ­явил награ­ды. В этом спис­ке есть про­бле­ма о равен­стве клас­сов и NP - одна из важ­ней­ших про­блем тео­ре­ти­че­ской инфор­ма­ти­ки, крат­ко фор­му­ли­ру­е­мая так: вер­но ли, что если ответ в зада­че мож­но про­ве­рить быст­ро (поли­но­ми­аль­ным по вре­ме­ни алго­рит­мом), то его мож­но и най­ти быст­ро.

Тео­рия слож­но­сти вычис­ле­ний – одна из глав­ных (хотя и дале­ко не един­ствен­ная) обла­стей тео­ре­ти­че­ской инфор­ма­ти­ки, кото­рой зани­ма­ют­ся мно­гие на нашей кафед­ре. При­чем вычис­ли­тель­ную труд­ность мож­но рас­смат­ри­вать и как пре­пят­ствие (когда нужен эффек­тив­ный алго­ритм для реше­ния зада­чи), и как ресурс (когда нуж­но предот­вра­тить взлом шиф­ра или обес­пе­чить чест­ность како­го-нибудь интер­ак­тив­но­го про­то­ко­ла, напри­мер элек­трон­но­го голо­со­ва­ния). В этой нау­ке еще очень мно­го откры­тых фун­да­мен­таль­ных вопро­сов, не все базо­вые поня­тия адек­ват­ны их при­ло­же­ни­ям: напри­мер, тео­ре­ти­че­ские зна­ния о слож­но­сти взло­ма крип­то­си­стем ниче­го не гово­рят о прак­ти­че­ской воз­мож­но­сти взло­мать крип­то­си­сте­му для клю­чей кон­крет­ной дли­ны; в общем инте­рес­но.

На кафед­ре пре­по­да­ют­ся как базо­вые кур­сы (алго­рит­мы, дис­крет­ная мате­ма­ти­ка, тео­рия фор­маль­ных язы­ков), кото­рые по-хоро­ше­му долж­ны изу­чать­ся в бака­лаври­а­те (но почти нигде не изу­ча­ют­ся или изу­ча­ют­ся пло­хо), так и более слож­ные пред­ме­ты (слож­ность вычис­ле­ний и дока­за­тельств, крип­то­гра­фия, машин­ное обу­че­ние). Мы поощ­ря­ем уча­стие сту­ден­тов в спец­кур­сах Computer Science клу­ба при ПОМИ РАН (http://Logic.pdmi.ras.ru/cscLub), где пре­по­да­ют при­гла­шен­ные спе­ци­а­ли­сты со все­го мира. Но глав­ное всё рав­но – науч­ные иссле­до­ва­ния под руко­вод­ством дей­ству­ю­щих уче­ных. Спи­сок основ­ных кур­сов мож­но посмот­реть на сай­те кафед­ры http://Logic.pdmi.ras.ru/aptu/courses.

Чем уче­ба на направ­ле­нии «раз­ра­бот­ка про­грамм­но­го обес­пе­че­ния» в СПбАУ отли­ча­ет­ся от уче­бы в дру­гих вузах по это­му направ­ле­нию?

- Как гово­рят мои кол­ле­ги с это­го направ­ле­ния, отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью СПбАУ явля­ет­ся исполь­зо­ва­ние эле­мен­тов «про­ект­но­го» под­хо­да к обу­че­нию. Ни для кого не сек­рет, что в подоб­но­го рода дея­тель­но­сти суще­ству­ет огром­ное коли­че­ство спе­ци­аль­ных зна­ний, кото­рые невоз­мож­но почерп­нуть из лек­ций и книг. Эти зна­ния при­об­ре­та­ют­ся толь­ко в про­цес­се про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти (т.е. при раз­ра­бот­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния). Для вос­пол­не­ния это­го про­бе­ла сту­ден­ты боль­шую часть вре­ме­ни зани­ма­ют­ся раз­ра­бот­кой реаль­ных про­грамм­ных про­ек­тов под руко­вод­ством про­фес­си­о­на­лов. На пер­вом кур­се маги­стра­ту­ры эти про­ек­ты инди­ви­ду­аль­ные и доволь­но про­стые, а на вто­ром это – команд­ные про­ек­ты, пред­ла­га­е­мые ком­па­ни­я­ми, с кото­ры­ми уста­нов­ле­но сотруд­ни­че­ство, или про­ек­ты с откры­тым исход­ным кодом (open source).

Как сре­ди спе­ци­а­ли­за­ций появи­лось направ­ле­ние био­ин­фор­ма­ти­ки? Будут ли сту­ден­тов учить био­ло­гии?

- Посколь­ку в СПбАУ по «мега­гран­ту» Пав­ла Певзне­ра была созда­на лабо­ра­то­рия алго­рит­ми­че­ской био­ло­гии, а так­же с сен­тяб­ря про­шло­го года чита­лись лек­ции по био­ин­фор­ма­ти­ке для воль­но­слу­ша­те­лей, под­дер­жи­вав­ши­е­ся ком­па­ни­ей JetBrains, то было есте­ствен­ным создать и соот­вет­ству­ю­щее направ­ле­ние маги­стра­ту­ры. Осно­вам моле­ку­ляр­ной био­ло­гии сту­ден­тов, разу­ме­ет­ся, научат, но все же это направ­ле­ние – ско­рее при­клад­ная инфор­ма­ти­ка, чем при­клад­ная био­ло­гия: надо раз­ра­ба­ты­вать алго­рит­мы для реше­ния био­ло­ги­че­ских задач и реа­ли­зо­вы­вать их.

Маги­стра­ту­ра по ком­пью­тер­ным нау­кам суще­ству­ет уже чет­вер­тый год. Кем рабо­та­ют ваши выпуск­ни­ки? Мно­гие ли уеха­ли за рубеж?

- На самом деле сей­час про­во­дит­ся чет­вер­тый набор, и это зна­чит, что выпуск был толь­ко один, «пилот­ный». Пока так полу­ча­ет­ся, что «тео­ре­ти­ки» делят­ся попо­лам меж­ду аспи­ран­ту­рой ПОМИ РАН и луч­ши­ми аме­ри­кан­ски­ми уни­вер­си­те­та­ми: в пер­вый год один сту­дент уехал в Penn State, дру­гой остал­ся в ПОМИ РАН, с уже опре­де­лив­ши­ми­ся выпуск­ни­ка­ми это­го года та же ситу­а­ция. Выпуск­ни­ки по направ­ле­нию раз­ра­бот­ки про­грамм­но­го обес­пе­че­ния рабо­та­ют в Яндек­се, JetBrains, Тран­за­се, дру­гих IT-ком­па­ни­ях.

Рас­ска­жи­те немно­го о сво­их науч­ных иссле­до­ва­ни­ях. Чем Бы лич­но зани­ма­е­тесь, како­ва область вашей науч­ной спе­ци­а­ли­за­ции?

- Я зани­ма­юсь тео­ри­ей слож­но­сти вычис­ле­ний, о кото­рой уже немно­го рас­ска­зал выше. Кон­крет­но сей­час меня инте­ре­су­ет связь меж­ду тео­ри­ей слож­но­сти дока­за­тельств, эври­сти­че­ски­ми алго­рит­ма­ми и крип­то­гра­фи­че­ски­ми зада­ча­ми. Полу­ча­ет­ся, что эври­сти­че­ские алго­рит­мы и дока­за­тель­ства и крип­то­гра­фи­че­ские зада­чи- одно и то же, и это откры­ва­ет боль­шие пер­спек­ти­вы: те мате­ма­ти­че­ские зада­чи, что не реша­лись для обыч­ных алго­рит­мов, реша­ют­ся для эври­сти­че­ских, и полу­ча­ет­ся даже более строй­ная тео­рия. А кто из сту­ден­тов у нас на тео­ре­ти­че­ской инфор­ма­ти­ке учит­ся и чем зани­ма­ет­ся, мож­но отча­сти посмот­реть вот здесь: http://Logic.pdmi.ras.ru/aptu/csstudents.

Насколь­ко в новом учеб­ном заве­де­нии уда­ет­ся решить про­бле­му «голо­со­вой нагруз­ки»: необ­хо­ди­мо­сти для пре­по­да­ва­те­лей сов­ме­щать пре­по­да­ва­ние и соб­ствен­ную науч­ную дея­тель­ность?

- Конеч­но, это не так про­сто. Но в этом смыс­ле маги­стра­ту­ра без бака­лаври­а­та – боль­шой плюс для науч­ных работ­ни­ков, посколь­ку пре­по­да­вать при­хо­дит­ся более серьез­ные пред­ме­ты, кото­рые не столь дале­ки от совре­мен­ной науч­ной дея­тель­но­сти.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
3 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
НаташаNickName Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
NickName
NickName

А что их выгна­ло с МАТ­МЕХ-а СПб­ГУ ?

Как-то с тру­дом мож­но пове­рить, что кол-во
сту­ден­тов Ака­де­ми­че­ско­го Уни­вер­си­те­та
боль­ше чем чис­ло сту­ден­тов на про­филь­ных кафед­рах СПб­ГУ?

NickName
NickName

Поче­му на сай­те кафед­ры ука­зан дру­гой заве­ду­ю­щий?

http://logic.pdmi.ras.ru/aptu/lecturers

Омель­чен­ко Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич (зав. кафед­рой)

Наташа
Наташа

To NickName: Спа­си­бо за ваше вни­ма­ние. Эду­ард Хирш сооб­щил, что мы оши­боч­но ука­за­ли его долж­ность. На самом деле, он – заме­сти­тель зав.кафедрой по науч­ной рабо­те, а не зав.кафедрой. Сей­час попра­вим в элек­трон­ной вер­сии.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: