Математики против стандарта старшей школы

8 фев­ра­ля 2011 г. на мех­ма­те МГУ состо­я­лось оче­ред­ное засе­да­ние Мос­ков­ско­го мате­ма­ти­че­ско­го обще­ства (http://mms.math-net.ru/), на кото­ром обсуж­дал­ся про­ект стан­дар­та стар­шей шко­лы (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100). В ожив­лен­ной дис­кус­сии при­ня­ли уча­стие ака­де­мик РАН, пре­зи­дент ММО Вик­тор Васи­льев, про­фес­сор мех­ма­та МГУ Вла­ди­мир Зорич, рек­тор Неза­ви­си­мо­го Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та Юлий Илья­шен­ко, дирек­тор Мос­ков­ско­го цен­тра непре­рыв­но­го мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния Иван Ящен­ко и дру­гие мате­ма­ти­ки. Ито­гом деба­тов в реа­ле и по элек­трон­ной почте ста­ла резо­лю­ция ММО, кото­рую мы пуб­ли­ку­ем ниже. Напом­ним, что с 1996 по 2010 г. Мос­ков­ское мате­ма­ти­че­ское обще­ство воз­глав­лял ака­де­мик РАН Вла­ди­мир Арнольд.

Резо­лю­ция засе­да­ния Мос­ков­ско­го Мате­ма­ти­че­ско­го Обще­ства 08.02.2011, посвя­щен­но­го обсуж­де­нию про­ек­та Феде­раль­но­го госу­дар­ствен­но­го обра­зо­ва­тель­но­го стан­дар­та обще­го обра­зо­ва­ния

Рас­смот­рев и обсу­див про­ект «Стан­дар­та», Мос­ков­ское Мате­ма­ти­че­ское Обще­ство [1] кон­ста­ти­ру­ет:

1. Воз­му­ти­тель­ным пося­га­тель­ством на пра­во ребен­ка полу­чать широ­кое обра­зо­ва­ние явля­ет­ся одно­знач­но выте­ка­ю­щий из нынеш­ней фор­му­ли­ров­ки доку­мен­та (стр. 56) запрет выбрать для изу­че­ния одно­вре­мен­но физи­ку, химию и био­ло­гию, или рус­ский язык, лите­ра­ту­ру, алгеб­ру и гео­мет­рию. Появив­ши­е­ся недав­но объ­яс­не­ния раз­ра­бот­чи­ков, сво­дя­щи­е­ся к яко­бы непра­виль­ным запя­тым в этом клю­че­вом месте, оче­вид­но убий­ствен­ны для их дело­вой репу­та­ции. Будучи остав­ле­ны без вни­ма­ния, эти запя­тые мог­ли про­из­ве­сти эффект не менее сокру­ши­тель­ный, чем в пре­сло­ву­той фра­зе «каз­нить нель­зя поми­ло­вать» или чем одна-един­ствен­ная непра­виль­ная циф­ра в инструк­ции по залив­ке топ­ли­ва в раке­ту. Тра­ги­ко­мизм основ­но­го спис­ка обя­за­тель­ных пред­ме­тов, при­ве­ден­но­го на той же стра­ни­це, не нуж­да­ет­ся в обос­но­ва­нии.

2. Пред­ла­га­е­мое в «Стан­дар­те» для стар­шей шко­лы реше­ние о новой струк­ту­ре учеб­но­го пла­на (стр. 56) раз­ру­ша­ет тра­ди­цию оте­че­ствен­ной шко­лы. Рез­ко сни­жа­ет­ся уро­вень общей куль­ту­ры, мно­гие пред­ме­ты фак­ти­че­ски исчез­нут. Декла­ри­ру­е­мая про­грам­ма инди­ви­ду­аль­но­го выбо­ра не реа­ли­зу­е­ма: одно­му-двум уче­ни­кам не будут читать курс по выбо­ру. Пред­ла­га­е­мые рево­лю­ци­он­ные меры не име­ют ни серьез­но­го тео­ре­ти­че­ско­го, ни экс­пе­ри­мен­таль­но­го обос­но­ва­ния.

3. Бед­ствен­ное поло­же­ние наше­го школь­но­го обра­зо­ва­ния (при­во­дя­щее к неуда­чам на неко­то­рых меж­ду­на­род­ных испы­та­ни­ях и слу­жа­щее идео­ло­ги­че­ской моти­ви­ров­кой пер­ма­нент­ной модер­ни­за­ции) име­ет в первую оче­редь соци­аль­ные кор­ни: непо­пу­ляр­ность и эко­но­ми­че­скую невы­год­ность учи­тель­ской про­фес­сии, тяже­лое состо­я­ние школ, раз­ру­ше­ние педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния, а так­же сокра­ще­ние часов на содер­жа­тель­ные дис­ци­пли­ны, не поз­во­ля­ю­щее прой­ти их на нефор­маль­ном уровне.

К это­му сле­ду­ет доба­вить несо­раз­мер­ную пре­стиж­ность некон­струк­тив­ных и спе­ку­ля­тив­ных видов дея­тель­но­сти (и соот­вет­ствен­ную непре­стиж­ность точ­но­го зна­ния и мастер­ства) в усло­ви­ях сырье­вой эко­но­ми­ки. Поэто­му зало­жен­ная в этом стан­дар­те борь­ба с фун­да­мен­таль­ным зна­ни­ем осно­ва­на на невер­ном диа­гно­зе болез­ней наше­го обра­зо­ва­ния и отвле­ка­ет от лече­ния их насто­я­щих при­чин.

4. При­ня­тие «Стан­дар­та» в дан­ном виде будет иметь ката­стро­фи­че­ские послед­ствия для школь­но­го мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния. Явное ука­за­ние на пред­по­ла­га­е­мое чис­ло часов, отво­ди­мое на изу­че­ние мате­ма­ти­ки, отсут­ству­ет [2], но ясно, что речь идет о рез­ком умень­ше­нии. В про­ек­те, под­го­тов­лен­ном для началь­ной шко­лы, ука­зы­ва­ет­ся 4 часа в неде­лю вме­сто тра­ди­ци­он­ных шести. Тем самым запро­грам­ми­ро­ва­на дегра­да­ция: необ­хо­ди­мые навы­ки сче­та и реше­ния тек­сто­вых задач не будут сфор­ми­ро­ва­ны, что пред­опре­де­ля­ет неусво­е­ние кур­са боль­шин­ством уча­щих­ся на сле­ду­ю­щих сту­пе­нях. Усу­губ­ля­ет ситу­а­цию объ­еди­не­ние в один курс двух пред­ме­тов, име­ю­щих раз­ные цели: мате­ма­ти­ка и инфор­ма­ти­ка.

5. Пред­ла­га­е­мое в «Стан­дар­те» рас­ши­ре­ние систе­мы про­филь­но­го обу­че­ния мате­ма­ти­ке в нынеш­ней ситу­а­ции не реа­ли­зу­е­мо. За послед­ние 10 лет на госу­дар­ствен­ном уровне прак­ти­че­ски ниче­го не сде­ла­но для раз­ви­тия школ, реа­ли­зу­ю­щих такое обу­че­ние: нет соот­вет­ству­ю­щей систе­мы под­го­тов­ки учи­те­лей и регу­ляр­ной систе­мы обме­на опы­том, рез­ко упал выпуск книг и жур­на­лов для учи­те­лей и уче­ни­ков как по коли­че­ству назва­ний, так и по тира­жам.

Мос­ков­ское Мате­ма­ти­че­ское Обще­ство, пред­став­ля­ю­щее мне­ние про­фес­си­о­на­лов в наи­бо­лее при­знан­ной в мире обла­сти рос­сий­ской нау­ки и обра­зо­ва­ния, выра­жа­ет сомне­ние в педа­го­ги­че­ской ком­пе­тент­но­сти раз­ра­бот­чи­ков пред­ло­жен­но­го стан­дар­та, в част­но­сти в свя­зи с выра­жен­ной в нем кон­цеп­ци­ей при­о­ри­тет­но­сти вос­пи­та­ния перед обу­че­ни­ем. Недо­оце­не­на роль кон­крет­но­го зна­ния и учеб­но­го тру­да, крайне пре­уве­ли­че­на роль «вос­пи­та­тель­ных меро­при­я­тий», осво­е­ния пло­хо про­ве­ря­е­мых «уни­вер­саль­ных учеб­ных дей­ствий».

Крайне опас­ное след­ствие – фак­ти­че­ски запро­грам­ми­ро­ван­ное рез­кое сни­же­ние учеб­но­го вре­ме­ни, отво­ди­мо­го на содер­жа­тель­ные пред­ме­ты. Невоз­мож­но «научить­ся учить­ся» таким обра­зом, что­бы при этом ниче­му кон­крет­но­му как сле­ду­ет не научить­ся.

Мос­ков­ское Мате­ма­ти­че­ское Обще­ство счи­та­ет прин­ци­пи­аль­но пагуб­ным лежа­щее в осно­ве этих кон­цеп­ций исполь­зо­ва­ние обра­зо­ва­ния в каче­стве инстру­мен­та соци­аль­но­го вырав­ни­ва­ния по резуль­та­там (непра­во­мер­но под­ме­ня­ю­ще­го ради­каль­но отли­ча­ю­щий­ся от него кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип равен­ства по рож­де­нию). Эта поли­ти­ка все­гда фак­ти­че­ски сво­дит­ся к вырав­ни­ва­нию по ниж­не­му уров­ню, к систе­ме пре­пят­ствий, не даю­щих полу­чать мак­си­маль­но хоро­шее обра­зо­ва­ние детям любо­го про­ис­хож­де­ния, спо­соб­ным и жела­ю­щим полу­чить такое обра­зо­ва­ние. Как след­ствие, она ведет к умствен­ной, мораль­ной и граж­дан­ской дегра­да­ции обще­ства, раз­ру­ша­ет надеж­ды на постро­е­ние обще­ства зна­ний, на созда­ние или хотя бы осмыс­лен­ное исполь­зо­ва­ние высо­ких тех­но­ло­гий, лиша­ет нашу стра­ну пер­спек­ти­вы достой­ной кон­ку­рен­ции с эко­но­ми­че­ски раз­ви­ты­ми и быст­ро­раз­ви­ва­ю­щи­ми­ся стра­на­ми, гаран­ти­ру­ет стре­ми­тель­ную эко­но­ми­че­скую и поли­ти­че­скую ката­стро­фу в слу­чае паде­ния цен на нефть.

В заклю­че­ние при­ве­дем цита­ту из речи ака­де­ми­ка В.И. Арноль­да на пар­ла­мент­ских слу­ша­ни­ях 2002 г.: «Этот план про­из­во­дит общее впе­чат­ле­ние пла­на под­го­тов­ки рабов, обслу­жи­ва­ю­щих сырье­вой при­да­ток гос­под­ству­ю­щих­хо­зя­ев: этих рабов учат раз­ве что осно­вам язы­ка хозя­ев, что­бы они мог­ли пони­мать при­ка­зы», Мос­ков­ское Мате­ма­ти­че­ское Обще­ство счи­та­ет, что сло­ва, ска­зан­ные тогда одним из вели­чай­ших уче­ных мира, отно­сят­ся и к пред­ла­га­е­мым стан­дар­там обра­зо­ва­ния.

Мос­ков­ское Мате­ма­ти­че­ское Обще­ство под­дер­жи­ва­ет по всем основ­ным вопро­сам сете­вое откры­тое пись­мо http://starushkalarina.livejournal.com/60329.html.

Мос­ков­ское Мате­ма­ти­че­ское Обще­ство обра­ща­ет­ся к руко­во­ди­те­лям Рос­сий­ско­го госу­дар­ства и обра­зо­ва­ния с при­зы­вом:

а) при­знать про­ект обра­зо­ва­тель­но­го Стан­дар­та негод­ным;

б) орга­ни­зо­вать рабо­ту по под­го­тов­ке Стан­дар­тов зано­во, вклю­чив в новый состав испол­ни­те­лей луч­ших школь­ных учи­те­лей и уче­ных с миро­вым име­нем.

В.А. Васи­льев,
ака­де­мик РАН,
пре­зи­дент Мос­ков­ско­го
Мате­ма­ти­че­ско­го Обще­ства

1. Мос­ков­ское Мате­ма­ти­че­ское Обще­ство, учре­жден­ное в 1864 году «с целью содей­ство­вать раз­ви­тию мате­ма­ти­че­ских наук в Рос­сии», коор­ди­ни­ру­ет дея­тель­ность рос­сий­ско­го мате­ма­ти­че­ско­го сооб­ще­ства, спо­соб­ству­ет раз­ви­тию мате­ма­ти­че­ской нау­ки, зани­ма­ет­ся совер­шен­ство­ва­ни­ем пре­по­да­ва­ния мате­ма­ти­ки. Его пре­зи­ден­та­ми были круп­ней­шие мате­ма­ти­ки мира: А.Н. Кол­мо­го­ров, И.М. Гель­фанд, И.Р. Шафа­ре­вич, С.П. Нови­ков, В.И. Арнольд. Пре­мия ММО для моло­дых уче­ных одна из наи­бо­лее коти­ру­е­мых в мире наград в обла­сти мате­ма­ти­ки.

2. Основ­ное содер­жа­ние тек­ста про­ек­та -несколь­ко сот абстракт­ных, как пра­ви­ло, не про­ве­ря­е­мых и часто неод­но­знач­но пони­ма­е­мых бла­гих поже­ла­ний. Это дела­ет доку­мент некон­струк­тив­ным. Как спра­вед­ли­во заяв­лял В.И. Арнольд, что­бы быть при­ме­ни­мым, доку­мент тако­го рода дол­жен содер­жать ука­за­ние не толь­ко на кон­крет­ные изу­ча­е­мые фак­ты, но и на модель­ный спи­сок задач, кото­рые дол­жен уметь решать уча­щий­ся, успеш­но про­шед­ший обу­че­ние.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: