2011 год: даешь геном за 1000 долларов

Журнал Nature назвал несколько наиболее интригующих проектов и событий, которые должны произойти в ближайшем году [1].

Керны льда, проект NEEM. Фото: NEEM ice core drilling project, www.neem.ku.dk

Первые результаты международного проекта NEEM (North Greenland Eemian Ice DriLLing) по бурению льда в Северной Гренландии [2]. В июле 2010 года исследователям наконец-то удалось достичь скальных пород под ледником и получить ледяной керн с глубины более 2,5 км. Цель проекта — по газу и частичкам веществ, «сохранившимся» в ледяной ловушке, изучить особенности климата во время Эемского межледниковья в Западной Европе (130-115 тыс. лет назад), когда на планете в среднем было на 23 градуса теплее, а уровень моря приблизительно на 5 м выше, чем сегодня.

В будущем году, по мнению редакции Nature, должно резко вырасти число научных результатов в некоторых областях биологии. В частности, должны проясняться биохимические механизмы развития заболеваний, которые, как установили более ранние исследования, связаны с определенными участками ДНК.

Другое перспективное направление: исследования, связанные с индуцированными плюрипо-тентными стволовыми клетками. В частности, с их помощью предполагается искать возможные новые лекарственные средства и изучать эффективность уже существующих препаратов.

Еще один биологический прогноз: в будущем году увеличится число исследований по модифицированию не отдельных клеток микроорганизмов, а их ансамблей.

В 2011 г. цена за секвенирование одного человеческого генома должна наконец-то опуститься ниже 1000 долл. Одновременно с появлением на рынке секвенаторов нового поколения резко увеличится число расшифрованных геномов.

Специалистов в физике элементарных частиц Nature не обнадеживает: в будущем году бозон Хиггса вряд ли найдут на БАК. Впрочем, в любом случае коллайдер наверняка преподнесет много интересного: не исключено, например, что будут обнаружены свидетельства в пользу существования суперсимметричных частиц. А вот его главный конкурент — ускоритель Tevatron Национальной лаборатории им. Э. Ферми (США) в этом году будет закрыт [3]: Департаменту энергетики США не удалось найти дополнительное финансирование для продления его работы [4]

Ожидаются результаты по поиску частиц темной материи на подземных экспериментальных установках, например, XENON100 в Национальной лаборатории Гран Сассо (Италия) и CDMS II в подземной лаборатории Soudan в Миннесоте (США).

В 2011 г. в США должен быть одобрен к использованию препарат телапревир (teLaprevir) для лечения гепатита С, разработанный компанией Vertex Pharmaceuticals.

Так может выглядеть Kepler 10b. Изображение: NASA/Kepler Mission/Dana Berry

Орбитальная обсерватория «Кеплер» (НАСА) должна наконец-то найти долгожданный двойник Земли — планету земного типа, обращающуюся вокруг звезды солнечного типа. Обсерватория уже сейчас обнаружила несколько сотен экзопланет, однако полные данные пока не были опубликованы.

В апреле состоится, предположительно, последний запуск «шаттла», который должен доставить на МКС прибор AMS (Альфа-магнитный спектрометр) для поиска частиц антиматерии и темной материи. Впрочем, не исключено, что Конгресс США одобрит еще один запуск, в ноябре. Кроме этого, в будущем году должен состояться второй тестовый полет частного космического корабля Dragon (компания SpaceX, см. ТрВ-Наука № 69, «Все пути ведут на орбиту»). Если он пройдет успешно, то не за горами и «реальный» запуск корабля с грузом.

В марте космический аппарат Messenger (НАСА) начнет работу на орбите вокруг Меркурия, став его первым искусственным спутником. Позже, в июле, зонд Dawn (НАСА) достигнет первой из двух целей своего путешествия — астероида Веста. Наиболее ожидаемые запуски 2011 г.: аппарат Juno для исследования полярных областей Юпитера, проект GRAIL, включающий два аппарата для измерения гравитационного поля Луны, и Mars Science Laboratory, ровер для изучения Марса (все три аппарата — НАСА).

От себя добавим, что в России не менее важен запуск проекта «Фобос-Грунт».

«Тонкая настройка» положения мишени в камере NIF. Фото: Lawrence Livermore National Laboratory

«Национальная зажигательная установка», или в оригинале National Ignition Facility (NIF), в Ливерморской национальной лаборатории Лоуренса (США) — на сегодня самый мощный лазер в мире (пиковая мощность — около 500 ТВт), который должен наконец-то решить одну из своих главных задач -инициировать термоядерную реакцию, выход энергии в которой превысит расход на ее зажигание.

В будущем году будут опубликованы результаты GOCE, европейского спутника для измерения гравитационного поля Земли, которые нужны для мониторинга повышения уровня Мирового океана. Вместе с тем НАСА планирует запуск двух спутников: Aquarius для измерения солености океана и Glory для мониторинга потока солнечного света и аэрозолей.

О.З.

1. New Year, New Science www.nature.com/news/2010/101231/full/469012a.html

2. Сайт проекта NEEM http://neem.nbi.ku.dk/

3. Tevatron faces final curtain www.nature.com/news/2011/110111/full/469141a.html

4. www.fnal.gov/pub/today/Tevatron-brink-man-to-shochet.pdf

• Ключ на старт18.01.2011 Ключ на старт 2011 год объявлен Годом российской космонавтики. Повод очевиден - в апреле исполняется пятьдесят лет легендарному полету Юрия Гагарина.
  • Зомби-гены обонятельных рецепторов04.07.2017 Зомби-гены обонятельных рецепторов Всякий геном содержит псевдогены — последовательности ДНК, бывшие когда-то полноценными генами и утратившие функциональность в результате мутаций. Недавно швейцарские ученые под руководством ассоциированного профессора Лозаннского университета Ричарда Бентона (Richard Benton) обнаружили, что псевдогены, несмотря на поломку, могут быть вполне функциональны. Авторы исследования предложили для них новое название — псевдопсевдогены.
  • Эффект бабочки14.06.2016 Эффект бабочки На прошлой неделе в журнале Nature были опубликованы результаты двух независимых исследований. Согласно одному из них, темная разновидность березовой пяденицы возникла благодаря мутации в некодирующей части гена cortex. Результаты второго исследования показывают, что варианты этого гена определяет окраску крыльев у многих других видов бабочек, что косвенно подтверждает правильность первой работы.
  • Долгая дорога к нейрону17.06.2014 Долгая дорога к нейрону В идеале картина выглядит так: в мозг пациента вводят новые клетки, которые берут на себя функции умерших. Однако это гораздо легче сказать, чем сделать.