Цвета динозавров

Раскраска динозавра Anchiornis huxleyi. Изображение с сайта www.jakobvinther.com

До последнего времени ученые ничего не могли сказать о том, как были окрашены динозавры. Яркие расцветки персонажей фильма «Парк Юрского периода» — это порождение фантазии кинохудожников, а не воссозданы на основе палеонтологических данных.

Теперь группе американских палеонтологов из Йельского университета удалось восстановить истинные цвета покровов некоторых вымерших гигантских рептилий. Это стало возможным после того, как Якоб Винтер (Jakob Vintner), Дерек Бриггс (Derek Briggs) и их коллеги обнаружили, что сплюснутые структуры в отпечатках перьев, принадлежавших динозаврам мелового периода, представляют собой меланосомы — клеточные органеллы, тип и расположение которых дают перьям современных птиц всё многообразие их цветов. Результаты исследований изложены в статье, опубликованной в февральском номере журнала Biology Letters за 2010 г. (www.jakobvinther.com/Biol.%20Lett.-2010-Vinther-128-31.pdf).

О том, что некоторые из древних гигантов носили перьевой покров, известно достаточно давно. Самое удивительное, что при этом пернатые динозавры не были способны к полету. Палеонтологи считают, что перья позволяли этим холоднокровным существам сохранять температуру тела постоянной во время прохладных мезозойских ночей, поскольку данные структуры — отличный теплоизоляционный материал.

Интересно, что окаменевшие слепки меланосом палеонтологи находили в перьях доисторических животных и раньше, однако их традиционно считали… бактериями. Винтеру и его коллегам удалось доказать, что это не так. Они исследовали странные «колбаски» с помощью рентгеновской спектроскопии. Результаты анализа отпечатка палеонтологи сравнили с результатами такого же анализа настоящего пера современной птицы — красноплечего чёрного трупиала (Agelaius phoeniceus). Никакой разницы в структуре меланосом при этом выявлено не было — значит, у древних пернатых рептилий в перьях действительно присутствовали именно «пузырьки с краской».

В настоящее время, используя методику, разработанную группой Винтера, палеонтологам удалось восстановить окраску 8 видов оперенных динозавров и двух видов древних птиц. В перспективе — «раскраска» еще 10 видов доисторических монстров.

Однако полного цветового портрета в ближайшее время получить все-таки не удастся, поскольку не только содержащийся в меланосомах меланин определяет цвет пера у птиц. Этот пигмент отвечает лишь за черную, серую, синюю и коричневую окраску, а в перьях есть и другие красящие вещества, например каротин, который определяет оранжевые и красные цвета. Эти пигменты обнаружить в ископаемых перьях пока что невозможно, поэтому точная окраска оперенных динозавров еще остается для нас загадкой.

Антон Евсеев

• Как черепахи нарыли себе панцирь09.08.2016 Как черепахи нарыли себе панцирь Черепаха — символ неспешности, защищенности и устойчивости, недаром в некоторых космогонических системах она держит на себе Землю, нередко даже со слонами. Все эти черты черепаха обрела благодаря костяному панцирю, удивительной структуре, не имеющей аналогов в современном животном мире. Вопрос о его происхождении не дает ученым покоя почти два века.
  • Почему вымерли мамонты и гибнут сайгаки: история о вкладах12.07.2016 Почему вымерли мамонты и гибнут сайгаки: история о вкладах Вопрос о том, почему вымерли мамонты, неизменно вызывает интерес как у научного сообщества, так и у широкой публики. Возможно, это связано с тем, что на него нет и, скорее всего, не может быть однозначного ответа. То есть ответ есть, но он распадается на несколько «подответов», и какой вес придать каждому из этих частных решений — остается неясным. В определении этого «веса» и состоит, собственно, главная трудность ответа на этот вопрос.
  • Гибель динозавров: метеориты, вулканы, зубы конкурентов09.02.2016 Гибель динозавров: метеориты, вулканы, зубы конкурентов Каковы подлинные причины массовых вымираний биологических видов десятки и сотни миллионов лет назад? На основании последних исследований можно предположить, что вулканы и метеоритные импакты не могли сами по себе погубить динозавров и птерозавров, но могли создать условия, в которых млекопитающим было легче всего вытеснить конкурентов…