Препод, учи ещё!

С 7 по 9 декаб­ря 2010 г. в сто­ли­це Ката­ра Дохе про­хо­дил вто­рой инно­ва­ци­он­ный сам­мит по обра­зо­ва­нию (World Innovation Summit for Education – WISE). В его рабо­те при­ня­ли уча­стие более 1200 чело­век, кото­рые име­ют какое-либо отно­ше­ние к про­све­ти­тель­ской и пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти. На пле­нар­ных засе­да­ни­ях и сес­си­ях WISE обсуж­да­лись самые раз­лич­ные темы, свя­зан­ные с обра­зо­ва­ни­ем, – от необ­хо­ди­мых реформ и новых под­хо­дов к под­го­тов­ке пре­по­да­ва­те­лей до финан­си­ро­ва­ния обра­зо­ва­ния и стро­и­тель­ства школ в труд­но­до­ступ­ных рай­о­нах.

В чис­ле про­че­го участ­ни­ки сам­ми­та дис­ку­ти­ро­ва­ли об исполь­зо­ва­нии новых тех­но­ло­гий в пре­по­да­ва­нии. Под новы­ми тех­но­ло­ги­я­ми, в част­но­сти, под­ра­зу­ме­ва­лись соци­аль­ные сети – а имен­но Twitter и Facebook (неве­ро­ят­но попу­ляр­ный в Рос­сии «Живой Жур­нал» за рубе­жом нахо­дит­ся, в луч­шем слу­чае, на тре­тьем месте).

Идея исполь­зо­вать Facebook и Twitter для обу­че­ния школь­ни­ков и сту­ден­тов, на пер­вый взгляд, кажет­ся стран­ной. Напри­мер, роди­те­ли тра­ди­ци­он­но вос­при­ни­ма­ют все эти ново­мод­ные соци­аль­ные сети как без­услов­ное зло – еще бы, ведь дети про­во­дят в них огром­ное коли­че­ство вре­ме­ни вме­сто того, что­бы читать учеб­ни­ки или решать при­ме­ры. Но сто­рон­ни­ки внед­ре­ния сете­вых пло­ща­док для обще­ния в обра­зо­ва­ние при­ве­ли ряд дово­дов, кажу­щих­ся вполне разум­ны­ми.

Во-пер­вых, соци­аль­ные сети поз­во­ля­ют сде­лать обу­че­ние более инди­ви­ду­аль­ным: сту­ден­ты, жела­ю­щие более глу­бо­ко иссле­до­вать какую-либо тему или пред­мет, могут объ­еди­нять­ся в сете­вые груп­пы, внут­ри кото­рых будут пуб­ли­ко­вать ссыл­ки на инте­рес­ные им мате­ри­а­лы и вести дис­кус­сии. На общих заня­ти­ях в клас­се такое погру­же­ние в вопрос невоз­мож­но, а на то, что­бы спе­ци­аль­но соби­рать­ся где-то для обсуж­де­ния тех или иных инте­рес­ных част­но­стей, ни у кого обыч­но не хва­та­ет ни энту­зи­аз­ма, ни вре­ме­ни.

Кро­ме того, при помо­щи соци­аль­ных сетей уче­ни­ки могут в любой момент задать сво­е­му пре­по­да­ва­те­лю при­шед­шие им вдруг в голо­ву вопро­сы. Во вре­мя под­го­тов­ки к экза­ме­нам или выпол­не­ния домаш­ней рабо­ты очень часто выяс­ня­ет­ся, что какие-то суще­ствен­ные момен­ты, необ­хо­ди­мые для выстра­и­ва­ния еди­ной логи­че­ской кар­ти­ны, оста­лись непо­нят­ны­ми. Воз­мож­ность про­яс­нить для себя слож­ные места поз­во­лит уче­ни­кам луч­ше усва­и­вать новый мате­ри­ал. Но во вне­класс­ном обще­нии сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей по Интер­не­ту есть одна опас­ность – очень часто уче­ни­ки забы­ва­ют о суб­ор­ди­на­ции, по при­выч­ке обра­ща­ясь к учи­те­лю так же, как к при­я­те­лям и «френ­дам».

Еще один плюс соц­се­тей – они поз­во­ля­ют сту­ден­там напря­мую обра­щать­ся к инте­ре­су­ю­щим их людям – извест­ным уче­ным, заве­ду­ю­щим дру­же­ствен­ных лабо­ра­то­рий, руко­во­ди­те­лям иссле­до­ва­тель­ских про­ек­тов. До того, как появи­лись сер­ви­сы, подоб­ные Facebook, досту­чать­ся до нуж­но­го чело­ве­ка было намно­го слож­нее – при­хо­ди­лось пре­одо­ле­вать мно­же­ство уто­ми­тель­ных про­ме­жу­точ­ных эта­пов вро­де пере­го­во­ров с сек­ре­та­ря­ми и заме­сти­те­ля­ми или отправ­ки запро­сов в пресс-служ­бы. Зная о пред­сто­я­щей тяго­мот­ной пере­пис­ке, мно­гие даже и не пыта­лись свя­зать­ся с кем-то за пре­де­ла­ми шко­лы или вуза.

Исполь­зуя соци­аль­ные сети, уча­щи­е­ся могут рабо­тать над каки­ми-либо про­ек­та­ми сов­мест­но со сту­ден­та­ми из дру­гих стран. Глу­бо­кий смысл тако­го вза­и­мо­дей­ствия не очень ясен, хотя обще­ние с людь­ми из дру­гих стран, как мини­мум, помо­жет улуч­шить зна­ние ино­стран­ных язы­ков. Ну, и, кро­ме того, новые кон­так­ты ино­гда ока­зы­ва­ют­ся очень полез­ны­ми.

Нако­нец, Facebook, Twitter или тот же «Живой Жур­нал» поз­во­ля­ют, по удач­но­му выра­же­нию одно­го из доклад­чи­ков сам­ми­та, «без­го­ло­сым обре­сти голос, а обез­ли­чен­ным – лицо». Неред­ко твор­че­ски ода­рен­ные дети быва­ют застен­чи­вы­ми, и им труд­но про­явить себя на фоне более актив­ных и непо­сред­ствен­ных това­ри­щей. На сете­вых пло­щад­ках такие дети могут рас­крыть­ся, при­чем резуль­та­ты их дея­тель­но­сти будут вид­ны сот­ням людей, в том чис­ле учи­те­лям и буду­щим рабо­то­да­те­лям.

И самое глав­ное – соци­аль­ные сети ста­ли неотъ­ем­ле­мой частью жиз­ни совре­мен­ных детей. Вне шко­лы они посто­ян­но пере­пи­сы­ва­ют­ся с кем-то в Интер­не­те, ком­мен­ти­ру­ют посты дру­зей и обме­ни­ва­ют­ся ссыл­ка­ми – вир­ту­аль­ный мир для них столь же при­вы­чен (а ино­гда и гораз­до более при­вы­чен), как и реаль­ная жизнь. Поэто­му, если дети не нахо­дят ниче­го от этой вир­ту­аль­ной сре­ды в шко­ле, они вос­при­ни­ма­ют ее как нечто чуже­род­ное. Что­бы сти­му­ли­ро­вать инте­рес детей к обу­че­нию, учи­те­лям при­дет­ся вклю­чать в обра­зо­ва­тель­ный про­цесс новые тех­но­ло­гии (кото­рые, на самом-то деле, новые толь­ко для учи­те­лей).

Вот тут и начи­на­ют­ся про­бле­мы. Моло­дые пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые еще недав­но были школь­ни­ка­ми и сту­ден­та­ми, сами вовсю исполь­зу­ют соци­аль­ные сети, и для них не соста­вит тру­да выве­ши­вать домаш­нее зада­ние в Facebook или рас­ска­зы­вать об инте­рес­ных допол­ни­тель­ных мате­ри­а­лах в сооб­ще­ствах в «Живом Жур­на­ле». А вот учи­те­ля постар­ше, так же как и роди­те­ли, не хотят при­ни­мать этот стран­ный для них мир интер­нет-обще­ния и, более того, часто склон­ны рас­смат­ри­вать его как поме­ху на пути детей к зна­ни­ям. И даже если таких учи­те­лей насиль­но заста­вить исполь­зо­вать в рабо­те Facebook, они, ско­рее все­го, будут делать это неохот­но – толь­ко «для галоч­ки». Так что энту­зи­а­стам внед­ре­ния соци­аль­ных сетей в обра­зо­ва­тель­ный про­цесс необ­хо­ди­мо, в первую оче­редь, при­ду­мать, как увлечь ими учи­те­лей стар­ше­го поко­ле­ния.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
0 Авторы комментариев
Mr. Love Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Mr. Love
Mr. Love

Век живи – век учись! Это осо­бен­но акту­аль­но как раз для учи­те­лей ;)

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: